Григорий ЩИРИН, писатель (США)Мы решили устроить летом большой семейный сбор в Баку»

В Баку многие, наверное, помнят Григория (Геню) ЩИРИНА. Коренной бакинец, юморист, один из организаторов и участников первых бакинских команд КВН, кандидат технических наук, он уже долгие годы живет в США и пишет замечательные книги. Другой наш известный земляк Александр Городницкий назвал его «американцем с бакинским акцентом». Его книги — это сборники смешных и немного грустных рассказов о бакинской молодости и американской зрелости, о КВН и курьезах эмиграции. Об этом же и его интервью Марату ШАФИЕВУ для «Азербайджанских известий».

— Когда вы уехали из Баку и где вы сейчас живете?

— Да вот уже ровно 30 лет пролетело. Еле успел заметить. Последние четверть века живу и работаю в Калифорнии, в самом центре Силиконовой долины.

— Вам в Калифорнии что-то напоминает о Баку?

— Конечно. Многое. На улице — теплый климат. В доме — нарды в гостиной, остальное — на кухне. И книжка «Азербайджанская кулинария», и тонкий рис для плова, и топленое масло, обязательные брынза и киндза в холодильнике, маккаш для шекер-буры, сумах на полке и даже коллаж на стене, сделанный из крышки от большой банки, когда-то полной черной икры.

— Вы еще готовите азербайджанские блюда?

— Не каждый день, конечно, но готовлю. Тут бакинцев немало. Мы даже устраиваем традиционный хаш — мальчишник. По соседству много иранских продуктовых магазинов, так что есть и алыча, и свежие виноградные листья для долмы весной, и айран, и баранина. Вот только бараны здесь, увы, без курдюков. На это есть у меня отдельные планы, что поесть, когда летом приеду в Баку.

— Не боитесь потеряться в родном городе?

— Немножко. Помню, на финале первенства КВН в Баку в 1967-м «АзИНЕФТЕХИМ — СКБ «Нефтехимприбор»,

на конкурсе капитанов, а я был капитаном команды АзИНЕФТЕХИМ, задание «Предположите, что в Баку на Сабунчинский вокзал приехал Молла Насреддин. Назовите, по каким улицам он дойдет от вокзала до Молоканского сада». Естественно, что надо было назвать старые дореволюционные названия улиц: Бондарная, Большая Морская и так далее. Когда у нас в Долине презентовали мою первую книжку «Прогулки с курицей», в числе гостей был, увы, ныне покойный Виталий Абрамович Колмановский, который и придумал тот капитанский конкурс. Так я предложил ему провести Моллу Насреддина по тому же маршруту с уже сегодняшними названиями улиц. Справился Вика!

— Вы же инженер, кандидат наук. Что побудило заняться вдруг тяжелым писательским трудом?

Ну это не совсем уж вдруг. Сочинять мы стали еще до того, как появились «Парни из Баку» первого призыва. А потом пошло-поехало. Наша творческая команда, включая Юлика, Мишу Носоновского, Рому Газа, меня и других, работала и над страницей КВН «Комсомольской правды», и в отделе сатиры и юмора «Бакинского рабочего», и для ансамбля «Гая». Ну а на книжки появилось время, когда уже (пока, правда, на только на 50%) перешел на пенсию. Тогда и появились вначале «Прогулки с курицей», потом вторая — «Лунная радуга» и вот теперь третья.

— Вы собираетесь представить в Баку вашу новую книгу «С курицей и без». О чем она?

— Это большей частью новые, но и некоторые полюбившиеся читателям старые иронические истории из двух предыдущих изданий. Первые две книжки я напечатал в Америке с помощью компании «Амазон», которая их и продает, беря 60% от выручки. Я рад, что помог Джефу Безосу стать самым богатым человеком в мире, но огорчало, что не все мои потенциальные русскоязычные читатели в России и Азербайджане могут позволить себе купить книжки на «Амазоне». К тому же сегодня электронные книжки практически вытеснили с рынка печатную продукцию. Поэтому я решил издать третью совершенно бесплатно в формате «e-book» через компанию «ЛитРес», где я и сам покупаю издания на русском языке. Надеюсь, что теперь моим рассказам будет много легче найти дорогу к читателям через интернет. А поскольку название «...с курицей» публике понравилось, я решил назвать и новую похожим именем — «Прогулки с курицей и без».

— Помогла ли вам бакинская закалка в новой жизни за океаном?

— Конечно. Потому бакинский КВН и бакинцы во всем мире одержали столько разных побед. Ведь это все такое бакинское: семья во главе угла, умение общаться с людьми, уважать старших, думать, прежде чем говорить, помнить друзей. Но и иметь правильную информацию. Помню, у нас в АзИНЕФТЕХИМе, на моей родной кафедре «Информационная техника» меня много лет назад попросили сделать фоторекламу для абитуриентов.

На одной я поставил фото Гусмана в нашей фирменной кавээновской форме и строчки: «Чтоб в КВН судьбы не бояться, я знаю средство довольно простое. Прежде всего нужна ИНФОРМАЦИЯ, дело ТЕХНИКИ — все остальное!»

— До какого колена вы сумели проследить свой род и как он оказался в Баку?

— Мой прадедушка Вулф Щирин имел звание «машинист императорских поездов». Насколько я знаю по рассказам, это был высший ранг железнодорожных машинистов. У него были семь детей и дом в Баку в Завокзальном районе. Всем детям он дал высшее образование. Мой дедушка, старший сын Вулфа, Григорий Владимирович Щирин, был инженером-механиком. Вместе с директором «Азнефти» Серебровским в 1924 году ездил в Америку. Главным результатом той поездки была полная модернизация нефтяной промышленности на Кавказе. Появились металлические вышки, первые электроприводные станки-качалки, заменившие примитивные черпалки, сократились затраты, увеличилась добыча нефти, которая с 1928 года стала основным продуктом советского экспорта, обойдя традиционную пшеницу. В Баку появились поселки, дома и коттеджи для нефтяников, построенные по типу американских; тогда же при «Азнефти» была создана футбольная команда, впоследствии знаменитая «Нефтчи». «Красный Рокфеллер», как называли Серебровского, внедрял не только технологии, но и по возможности американский стиль менеджмента. В трагическом 1937 году Серебровского арестовали и расстреляли как врага народа. Дедушке «повезло» — он умер в 32-м. Прадедушка по маминой линии — Вулф Авербух, приехал в самом конце XIX века с Украины, когда начинался нефтяной бум. У него тоже было семь детей. Мой дедушка — старший сын Илья Владимирович Авербух, работал начальником финансового отдела управления «Азнефтеморразведка» и дожил до середины 70-х. Мама — Раиса Ильинична Авербух, известный в Баку врач, хирург-онколог, спасла или хотя бы продлила жизни многих бакинцев. Папа, тоже врач, работал в Министерстве здравоохранения Азербайджана в области, которая сейчас называется «охрана окружающей среды».

— Я слышал, что вы большой компанией приезжаете.

— Да, мои дочки и внуки решили устроить большой семейный сбор в Баку. Внуки вообще никогда не были в Баку, а младшей дочке не было и пяти, когда мы уехали. Надо им и дом, где родился, и школу показать, и на кладбище съездить. Внуки на русском, к сожалению, не читают, так что пусть увидят мой родной город своими глазами, раз уж не могут прочесть дедушкины рассказы.

Азербайджанские известия.-2019.- 16 марта.- С.3.