Из прошлого в настоящее

Выставка в Гяндже посвящена 200-летию переселения немецких колонистов  в Азербайджан

Двести лет назад в Азербайджане появилась первая немецкая колония — Еленендорф. Чуть позже немецкие переселенцы основались и в других регионах страны, оставив добрый след в памяти местных жителей. На днях в Гяндже открылась выставка «Germanaijan. Немецкое наследие и архитектура в Азербайджане», организованная посольством ФРГ в Азербайджане при поддержке программы сохранения культуры федерального министерства иностранных дел Германии, Министерства культуры Азербайджана и Goethe-Zentrum Baku/Капелльхаус.

Первые немецкие переселенцы появились в Азербайджане в 1819 году. Именно в этот период в Азербайджане были основаны первые немецкие колонии — Еленендорф (ныне — Гёйгёль) и Анненфельд (Шамкир). Позже появились еще шесть — Георгсфельд (Георгиевск), Розенфельд (Алексеевка), Гринфельд, Эйгенфельд, Траубенфельд, Елизаветинка.

Новые поселения закладывали близ железной дороги. Самым большим и благоустроенным был Еленендорф. «Мать колоний» называли ее переселенцы. Построенный по плану, с прямыми и чистыми улицами, он был оснащен всем необходимым для жизни — имелись водопровод, электрическое освещение, крупные сооружения и постройки. Основным занятием населения было виноградарство и виноделие, поскольку большую часть колонистов составляли крестьяне.

Еленендорф, расположенный у подножья озера Гёйгёль, впоследствии стал центром экономической и культурной жизни немцев на Кавказе. За последние 87 лет этот город четырежды менял свое название: в 1931 году Еленендорф (деревня Елены) стал Еленино, в 1938-м — Ханлар, в 2008-м был переименован в Гёйгёль. Благодаря крепкой общине он процветал и в советские годы, создав один из самых известных и богатых в СССР колхозов под названием «Конкордия». Да и уклад жизни не многим изменился. «Они работали много и усердно, — вспоминал Юнис Гаджиев, родившийся в 1928 году в Шамкире (бывший Анненфельд). — Вечером пели, гуляли по улицам. А по воскресеньям собирались в парках, играли в шахматы, домино. Так они и жили — очень культурно».

Однако все закончилось с нападением Гитлера на СССР в июне 1941 года. В октябре того же года по приказу Сталина всех кавказских немцев как потенциальных коллаборационистов высылают в степи Казахстана. Всего с Кавказа, по данным EuroKaukAsia, проекта Берлинского университета, было насильственно переселено около 46 тысяч немцев. «Люди брали с собой всё, что могли унести, и садились в поезда, — рассказывал «Вестнику Кавказа» Вернер Беккер, депортированный из Азербайджана в возрасте шести лет и сейчас живущий в Казахстане. — Нас перевозили на двух поездах и двух пароходах. В ноябре, на тот момент мы ехали уже около месяца, нас встретили на санях. Уже был снег. На Кавказе, откуда мы приехали, было тепло. У нас не было зимней одежды, только осенняя. В дороге многие умерли от холода и голода».

Мужчин и женщин отправляли в трудовые лагеря в отдаленные части СССР — в Коми, на Урал, в Челябинск и Караганду — в то время как дети и старики оставались в отдаленных селах казахской степи. Но и там строили точные копии покинутых городов и поселков, снабжая фронт зерном и мясом, участвуя в создании заводов оборонной промышленности. Бывшая жительница Еленендорфа Анжелика Гаммель вспоминала, как их уверяли, что переселение будет временным. Но оказалось, что это не так. Им не позволили вернуться на Кавказ даже после смерти Сталина. Многие остались жить в полиэтническом плавильном котле, которым стал советский Казахстан.

После распада СССР пошла еще одна миграционная волна, в ходе которой русскоговорящие немцы, в том числе с Кавказа, начали стекаться в воссоединенную Германию. Процесс возвращения на историческую родину продолжается и по сей день. Но те, кто родился на Кавказе, были депортированы в Казахстан или отправлены в Сибирь, концепция «дома» остается крайне относительной. 93-летняя Анжелика Гаммель, которая сейчас живет в Баден-Вюртемберге, по-прежнему помнит свой настоящий дом: «Для меня моя родина на Кавказе, а не где-то еще, хотя я прожила там всего 16 лет».

Прошло уже много лет с тех пор, как немцы вынужденно покинули Азербайджан. Однако сохранилось их историко-культурное наследие. В последние годы многое делается для его изучения и охраны. И нынешняя выставка в Гяндже — еще одно тому доказательство. В ее торжественном открытии приняли участие глава исполнительной власти Гянджи Ниязи Байрамов, посол Федеративной Германии в Азербайджане Михаэль Киндсграб, представители общественности города. «Эта выставка, — подчеркнул в своем выступлении Михаэль Киндсграб, — посвящена наследию немцев, которые двести лет назад нашли на азербайджанской земле вторую родину. Сегодня мы знакомимся с их наследием, историей, культурой и архитектурой. Germanaijan — это придуманное слово, которое объединяет названия двух стран — Германии и Азербайджана».

Посетители выставки смогли увидеть модели домов, где жили переселенцы: дом последнего немца Виктора Кляйна (Гейгель), Капелльхауза (Гянджа), других архитектурных памятников, расположенных в Баку и Шамкире.

Особый интерес гостей вызвал стенд, посвященный семье Сименс, подготовленный писателем и фотографом Томасом Марсденом, а также истории депортации поселенцев и их потомков. Здесь же можно было увидеть иллюстрации о семье Гуммелей, которые поведали об их вкладе в развитие виноделия в стране. На выставке можно было познакомиться и с работами знаменитых немецких архитекторов — Адодьфа Эйхлера и Роберта Марфельда. Построенные ими здания до сих пор украшают Баку и охраняются государством как памятники архитектурного наследия.

Фазиль КУЛИЕВ

Азербайджанские известия.-2019.- 4 мая.- С.3.