Фарасет ГУРБАНОВ, исполнительный директор секретариата Совета господдержки НПО: 

«Конкурс на право получения бюджетных средств проводится в обстановке полной прозрачности»

 

Со времени создания Совета господдержки неправительственных организаций при президенте Азербайджана прошло меньше года. Однако уже определены победители второго конкурса, объявленного советом в целях поддержки лучших проектов представителей третьего сектора. Завершается мониторинг использования бюджетных средств, выделенных в прошлом году на реализацию проектов НПО. На вопросы корреспондента «Азербайджанских известий» Элеоноры АБАСКУЛИЕВОЙ о том, что показал проведенный Советом господдержки анализ, каковы были приоритеты нынешнего конкурса и других особенностях деятельности общественных объединений, ответил исполнительный директор секретариата Совета господдержки НПО Фарасет ГУРБАНОВ.

— Каковы результаты мониторинга использования неправительственными организациями средств из госбюджета?

— Несмотря на то, что отчет об использовании НПО государственных средств, выделенных Советом господдержки НПО при президенте страны, еще готовится, финансовые отчеты об использовании средств, выделенных победителям прошлогоднего конкурса, уже получены. Собранная информация позволяет сделать предварительные выводы о том, насколько эффективно использовались эти ресурсы представителями третьего сектора. Прежде всего следует отметить, что впервые азербайджанские НПО расходовали на реализацию проектов не зарубежные гранты, а средства из госбюджета страны. Естественно, что их использование несколько отличается от расходования грантов международных организаций. В ходе мониторинга управления бюджетными средствами выявились определенные недостатки, которые связаны, в первую очередь, с отсутствием у НПО опыта использования бюджетных денег. Как известно, их расходование должно основываться на законе «О бухгалтерском учете» и других законодательных и нормативно-правовых актах. Что имеется в виду? Это соответствующие тарифы и нормы командировочных расходов, установленных Кабинетом министров, правила ведения бухгалтерского учета, различные инструкции ведения внутренней документации. Однако большинство наших общественных объединений имело весьма слабое представление об этих вещах, и секретариату совета пришлось заняться организацией необходимых тренингов, на которых руководители и сотрудники НПО получают необходимые знания в этой области. Естественно, эта работа продолжается, она стала одним из направлений деятельности Совета господдержки НПО. Как показала практика, мало оказать финансовую помощь, нужно научить правильно пользоваться ею, в соответствии с действующим законодательством. Были и недочеты, связанные с оформлением трудовых договоров, оформлением приказов на начало работ, словом, всей той документации, без которой невозможна деятельность ни одного предприятия.

— Кто-то был наказан за имевшие место нарушения?

— К счастью, в принятии таких мер не было необходимости, поскольку все нарушения были связаны с отсутствием опыта, неумением организовать грамотное делопроизводство. Секретариат посчитал необходимым рекомендовать совету усилить работу в этом направлении, проводить больше тренингов, знакомить с документами. Одним словом, ставить работу НПО на правовую основу.

— Вернемся к самим проектам. На что же тратились полученные средства?

— Около полусотни организаций использовали выделенные средства на приобретение компьютерной техники и примерно два десятка — на соответствующее оборудование — принтеры, ксероксы и т.п. В истории существования неправительственных организаций и объединений нашей страны не было случая, чтобы в ходе одного конкурса 50 НПО получили поддержку в техническом оснащении. Значительная часть победителей прошлогоднего конкурса израсходовала полученные средства на просветительскую и пропагандистскую работу. Были изданы книги и брошюры, чаще всего просветительского содержания. Скажем, связанные с правами человека, толкованием различных законодательных актов, информированием о деятельности муниципалитетов, о реалиях карабахского конфликта. Изданы также книги, посвященные морально-нравственным ценностям нашего народа, брошюры на темы профилактики различных заболеваний, торговли людьми и другой проблематики, представляющей общественный интерес.

Как я уже говорил, не обошлось без недостатков. Но не следует забывать о том, что этот первый опыт оказания финансовой поддержки НПО со стороны государства. И хотя это было достаточно нелегкое испытание, но в целом, можно сказать, что представители третьего сектора с ним справились. Они впервые получили финансовую поддержку для осуществления целого ряда проектов, реализовать которые раньше не могли.

На какое из 15 направлений, предложенных для первого конкурса, было израсходовано больше всего средств?

— Среди основных я назвал бы три: права человека и защита демократических ценностей, вопросы, связанные с положением беженцев и вынужденных переселенцев, и, безусловно, карабахская тематика.

— А каковы приоритеты нынешнего конкурса, победители которого недавно объявлены?

— На этот раз конкурс проводился по 14 направлениям, среди которых можно назвать такие, как права человека и защита демократических ценностей, институциональное развитие НПО, доведение до мировой общественности и международных организаций реалий карабахского конфликта. Отмечу в скобках, что это направление весьма активно использовалось представителями третьего сектора, возможно, и потому, что на эту проблематику зарубежные организации раньше, можно сказать, гранты не выделяли. Немало и социальных проектов, связанных с объявлением нынешнего года Годом ребенка, защитой семейных ценностей, здоровья населения, проблемами охраны окружающей среды и т.п. Были у нынешнего конкурса и ряд новшеств. К примеру, мы создали отдельный фонд, где аккумулировано 240 тыс. манатов для финансирования региональных НПО, которые не в состоянии конкурировать с бакинскими. Всего на конкурс подали заявки 569 НПО, из которых 92 представляли регионы. Победителями стали 226 НПО, среди которых 29 региональных. На этот раз в качестве финансовой поддержки проектов было выделено 1,8 млн манатов. Второе новшество заключается в том, что 400 тыс. манатов отложено для финансирования в течение года тех проектов, которые будут отвечать нашим приоритетам, дабы процесс финансирования НПО оставался постоянным.

— Победителями стали те же, кто был и в прошлый раз? Они как более опытные, наверно, сумели лучше подготовиться к конкурсу?

— Это не совсем так. Среди нынешних НПО 130 организаций получили финансовую поддержку государства впервые. Это, в первую очередь, вызвано тем, что организованные Советом господдержки НПО конкурсы проводятся на основе принципов, позволяющих вести совершенно объективную оценку проектов. Заявки представляются в закодированной форме, ни эксперты, ни члены совета не имеют представления о том, чей это проект, и не знают друг друга. Совет господдержки предупредил НПО, что во время представления проектов на конкурс не будет принимать какую-либо информацию о деятельности этих организаций, в том числе и логотипы. Это делалось для обеспечения прозрачности конкурса проектов. Поэтому жалоб на организацию самого конкурса не было. Другое дело, что не получившие финансовой поддержки НПО, естественно, остались недовольны. Особенно те, кто получил ее в прошлый раз. Правда, тогда они ни в чем не обвиняли совет. Мы же руководствовались одним — мнением 19 экспертов и 11 членов совета, которые, знакомясь с представленными проектами, оценивали выбранную НПО идею определенным количеством баллов — от 40 до 65.

Безусловно, наши НПО еще не привыкли к конкуренции по отбору лучших проектов. К тому же следует учитывать, что за бортом осталось больше половины подавших заявки. На реализацию всех представленных на конкурс идей пришлось бы израсходовать 8,9 млн манатов, тогда как государство выделило нам, как я уже говорил, 1,848 млн манатов. В рамках этой суммы и были отобраны лучшие проекты. 

 

Азербайджанские известия.- 2009.- 9 апреля.- С. 1-2.