Место, где высадился Ной 

Гямигая и Асхаби-Каф — сокровищницы древней культуры нахчыванской земли

 

«Господи! Дай мне пристать к пристанищу благословенному…» — говорится в Коране. Когда вы летите над Малым Кавказом вдоль берегов Араза, то, любуясь чарующим миром красно-фиолетовых гор, окутанными потоками сияния склонами плато, ликующими водами Араза, обнажившими меч против отвесных скал, вы поневоле вспомните обращенную к Богу эту просьбу Ноя. А в аккадском варианте «Сказания о Гильгaмеше» рассказывается о том, что Ноев ковчег пристал к вершине горы. По одной из версий, гора расположена на высоте 3917 метров над уровнем моря, недалеко от села Насриваз Ордубадского района. В народе это место называют Гямигая — скала Ковчег.

На Гямигая и других окрестных скалах сохранились рисунки, свидетельствующие о древнейших поселениях людей в этой местности. Более тысячи рисунков рассказывают об экономике, культуре людей, живших здесь в IV-III тысячелетиях до нашей эры. Среди пиктограмм можно найти изображения козьих стад, быков, телеги, коня, древа жизни, символа фортуны — свастики, астральные знаки, гербы племен.

Эти рисунки перекликаются с наскальными изображениями, найденными в Анадолу, Сунике, Гобустане и на Абшероне, они тесно связаны с найденными на территории между Курой и Аразом и датируемыми IV-III веками до нашей эры предметами так называемой кура-аразской культуры — орудиями труда, обрядовыми идолами, художественной керамикой.

В руинах «Кехнегала» недалеко от городского кладбища сохранилось древнее захоронение, именуемое в народе «Могила Ноя». Ее еще в начале XX века изобразил маслом на полотне Бахруз Кенгерли. Здесь же можно услышать утверждения, что по пути из Нахчывана в Шарур есть развилка трех дорог, где находится могила сестры Ноя, а недалеко от Нахчывана, в иранском городе Маранде, покоится мать Ноя Наамзар. Есть версии, связывающие сам топоним Нахчыван с именем Ноя, утверждающие, что он произошел от слов Нухчыхан — «место, где высадился Ной», Нухчуван.

Во всяком случае близость культуры этих мест в III-II тысячелетиях до нашей эры с культурой Месопотамии, Вавилона, с хеттской и эгейской культурами, бронзовые изделия, фаянсовая посуда, украшения и предметы быта, найденные при археологических раскопках, свидетельствуют о том, что Нахчыван развивался в тесной связи с такими известными центрами культуры Ближнего Востока, как Ур, Ашунна, Хафечи-Упи, Кархемыш, Тель-Эсмар Хаттуташ и Троя. Эти материалы позволяют ученым утверждать, что история города Нахчывана насчитывает не менее 4000 лет. Исследования доказывают, что на территории современного Нахчывана еще в V-I веках до нашей эры жили предки нынешних тюркоязычных азербайджанцев — каспии, гаргары (кенгеры), муги, мехри, нахчы.

А пещера Асхаби-Каф, описанная в восемнадцатой главе Корана «Пещера», чуть ли не детально изображает нахчыванскую пещеру Асхаби-Каф. В этой главе рассказывается о молодых людях, которые, спасаясь от религиозных преследований, спрятались в пещере, о том, как их собака спала, вытянув передние лапы перед входом в нее. В шестнадцатом стихе этой главы удивительно точно описаны расположение и внутренний вид Асхаби-Каф: «Знаешь, что солнце, когда восходило, уклонялось от пещеры их на правую сторону; а когда закатилось, отходило от них на левую сторону; тогда как они были посреди ея. Это было одно из знамений Божьих: кого Бог ведет прямо, тот идет прямо; а кого вводит в заблуждение, тому не найти себе покровителя и наставника».

Место поклонения в пещере Асхаби-Каф и сегодня выглядит именно так. Паломники, укрытые здесь от дождя и солнца, обращают лица к виднеющемуся наискось небу и молятся о ниспослании здоровья, мира и благоденствия всем живущим на земле. А затем совершившие намаз и очистившие души в этом сотворенном природой четырехэтажном храме, желая узнать, сбудутся ли их просьбы, проходят в глубь пещеры и становятся под сталактитом, с которого сочатся редкие капли воды. И те, кому посчастливится попасть под эту каплю, радуются как дети. Но чтобы окончательно быть уверенными в том, что просьбы услышаны Богом, паломники приносят с собой камни и стараются прилепить их к Стене желаний, чем невольно совершают обряд поклонения пещере, восходящий еще к домусульманскому периоду огнепоклонничества…

 

Сара НАЗИРОВА 

 

Азербайджанские известия.- 2009.- 17 апреля.- С. 4.