ИСТИННАЯ ЦЕННОСТЬ ТАЛАНТА

  

  "Самое лучшее исполнение - это то, которое просто соответствует истинной ценности произведения" (Вейтгартнер).

Казалось бы, куда проще. Но приведенная выше "формула" начинает действовать лишь при условии, когда "истинная ценность произведения" находится в прямо пропорциональной зависимости от мастерства исполнителя, его интеллекта, тонкости в понимании и передаче авторского замысла, в умении отчетливо представлять себе фонизм сочинения во всем его тембральном богатстве. Если же говорить о дирижерском искусстве, то к приведенному выше "рецепту" следует добавить необходимый контакт дирижера с оркестром, возникающий (на вершине мастерства) даже на уровне "флюидов".

Путь становления дирижера - это путь, на котором "переплетаются" многие составляющие, связанные как с профессиональными качествами, так и с проявлением таланта психолога. Цитата, вынесенная в эпиграф к данной статье, послужила "толчком" к нашему диалогу с Фуадом Ибрагимовым - молодым, талантливым дирижером, успевшим завоевать свою аудиторию и сложившееся в среде музыкантов мнение о его значительном профессиональном потенциале.

Беседуя с Фуадом Ибрагимовым, сложно представить, что этому позитивно настроенному юноше, полному творческих идей и планов, пришлось пережить ужасы карабахской агрессии. Шуша, родной дом, его первая маленькая скрипочка, подаренная Сулейманом Алескеровым, предрекавшим талантливому ребенку славное будущее, привычные с детства предметы - все это осталось в прежней жизни, разрушенной взрывами снарядов, жестокостью и варварскими бесчинствами нелюдей.

Вынужденные переселенцы. Это - страшное словосочетание, за которым скрываются людские трагедии, страдания, боль. Это люди, потерявшие все и вынужденные начинать свою жизнь сначала. Сколько поломанных судеб! Сколько нереализованных возможностей! Фуад не любит говорить о пережитом. Боль воспоминаний он держит внутри себя, найдя свой путь отмщения: азербайджанец, выходец из разграбленной, сожженной Шуши постигает искусство дирижирования в Германии, выступает в странах Европы, завоевывает профессиональный авторитет в среде западных музыкантов.

В силу обстоятельств Фуад поздно начал заниматься музыкой. Необыкновенные музыкальные способности мальчика позволили ему за год пройти шестилетнюю программу музыкальной школы. После сдачи экзаменов Фуада зачисляют в седьмой класс школы-студии при Консерватории. Годы обучения Фуада - это годы постижения высокой человечности, знакомства с людьми, сыгравшими важную роль в его становлении как музыканта. И в этом смысле народный артист Азербайджана Тофик Асланов занимает особое место. Именно Тофик муаллим выступил инициатором переквалифицирования Фуада в альтиста. Два с половиной года занятий в классе Т.Асланова, полгода творческого общения с незабвенным Рашидом Сеидзаде - за этот период Фуад сделал успехи, позволившие ему успешно сдать приемные экзамены в Азгосконсерваторию (ныне Бакинская музыкальная академия), где он продолжил свое обучение в классе народного артиста Баяндура Мехтиева.

В 15 лет на конкурсной основе Ф.Ибрагимов становится участником Азербайджанского государственного симфонического оркестра им. Узаджибекова, где занимает место за вторым пультом, а через год - за первым. Это было огромным достижением юноши, учитывая, что "вердикт" выносил сам Рауф Абдуллаев!

Окончив консерваторию в 19 лет, Фуад решает продолжить образование в Германии, славящейся высоким образовательным уровнем и самой широкой востребованностью музыкального искусства. Осуществить эту идею семье Фуада было нелегко. И только безграничная материнская любовь Лятафет ханум, ее мужество и вера в своего сына позволили неимоверными усилиями превратить мечту Фуада в реальность.

"Я надеялась, что труды Фуада будут вознаграждены и он сможет достойно выдержать экзаменационные испытания. Наше счастье было безгранично, когда стали известны результаты отбора, - рассказывает Лятафет ханум. - Но как быть дальше? По совету Фархада Бадалбейли я написала письмо на имя президента Фонда друзей культуры Азербайджана Мехрибан ханум Алиевой, и благодаря содействию Мехрибан ханум Фуад продолжил свое образование в Высшей школе музыки Кельна".

"Дирижер должен быть одновременно исполнителем, слушателем, критиком", - эта установка Л.Блеха полностью соответствует стремлениям Фуада, путь становления которого - пример жизненной стойкости, целеустремленности, самоотдачи избранной специальности, ответственности и огромного желания оправдать ожидания верящих в его успех людей. Окончив уже в Германии курс обучения по классу альта (в этом качестве он неоднократно выступает в странах Европы), Фуад решает продолжить обучение на факультете дирижирования. В феврале текущего года он сдал экзамены и перешел на IV курс. Дни каникул Фуад провел в Баку и дал интервью газете "Зеркало".

- Было бы любопытно узнать, как проходят экзамены в Кельнской высшей школе музыки?

- Прежде всего, хочу отметить, что учебный год в высших школах Германии отсчитывается с момента поступления. Переходные экзамены я сдавал по трем предметам: гармония, сольфеджио, контрапункт. На письменный экзамен по гармонии было отведено 8 часов (!). За это время было необходимо: проанализировать вокальное произведение романтического направления, написать четырехголосный хорал в баховском стиле, четырехголосный мотет для хора. Для написания мотета были предложены на выбор 3 стихотворения на немецком языке, которые надо прочесть, понять и с учетом особенностей стихосложения написать произведение.

Достаточно сложно проходил экзамен и по сольфеджио, требования которого основаны на атональной музыке. По дирижированию экзамены проводятся дважды - при переходе со II на III курс и по окончании 5-летнего обучения. При этом каждый семестр студентам-дирижерам предоставляется возможность выступить с филармоническим оркестром. Для всех нас это замечательная практика, благодаря которой мы можем апробировать собственные силы, усилить поиск индивидуальных решений.

- Можно ли в таком же ключе рассматривать ваши выступления в Баку?

- Безусловно, хотя выступления в Баку для меня значат гораздо больше. Мое огромное желание - быть востребованным у себя на Родине. Я чувствую огромную ответственность перед теми людьми, внимание которых я постоянно ощущаю. Поэтому стремлюсь, чтобы мое пребывание в Германии было в творческом отношении продуктивным. И каждое концертное выступление я рассматриваю как отчет о проделанной за тот или иной период работе. Пользуясь случаем, хочу поблагодарить еще и еще раз госпожу Мехрибан Алиеву, без поддержки которой мое обучение в Германии было бы просто невозможным. Находясь в Кельне или приезжая в Баку, я ощущаю внимание со стороны Министерства культуры и туризма, руководства Азгосфилармонии. Такое отношение стимулирует творческую деятельность и создает серьезные перспективы для профессионального роста.

- Ваши выступления с Государственным молодежным симфоническим оркестром (худрук - народный артист Т.Геокчаев - ред.) в штаб-квартире ЮНЕСКО, с Объединенным молодежным студенческим симфоническим оркестром "Ени филармония" в Германии имели широкий резонанс. Можно ли назвать эти события этапными в вашей биографии?

- Я избегаю громких фраз, но с уверенностью могу сказать, что эти события для меня действительно очень важны. Мне была предоставлена честь подготовить первое выступление Объединенного оркестра для участия в Международном фестивале оркестровой и ансамблевой музыки YongEuro-Classic, который проводится ежегодно в Берлине на протяжении последних девяти лет. Было много волнений, т.к. за короткий срок очень сложно собрать слаженный оркестр, в состав которого входят участники разного исполнительского опыта. Наши совместные труды не пропали даром. Зал, вмещающий более 2 тыс. людей, уже после I отделения концерта стоя аплодировал юному солисту Рустаму Зейналову и молодым оркестрантам. В немецкой периодической печати появились хорошие отзывы, в одном из которых День азербайджанской музыки на фестивале образно сравнили с "вершиной горы"!

- Каковы ваши планы по возвращении в Кельн?

- Планов очень много и прежде всего - подготовка концерта со студенческим оркестром "Симфониетта" Кельнской консерватории. Конец прошлого года был отмечен для меня приятным событием. На конкурсной основе (участвовали 7 человек из разных школ) я завоевал право возглавить на полтора года указанный оркестр. Первый концерт мы дали 9 января. Прозвучали Концерт для валторны с оркестром Р.Штрауса, Струнная серенада Э.Эльгара и Симфония N8 Дворжака. Наш творческий союз с оркестром удался, концерт имел значительный успех.

В ближайшее время в Нюрнберге состоится дирижерский форум, стать участником которого достаточно сложно. Успешное выступление открывает большие возможности. Готовлю новую программу и очень надеюсь на положительный результат.

- Программы концертов вы выбираете сами?

- Должен выбирать я сам. Но предпочитаю коллегиальность, тем самым оркестранты играют с большим удовольствием, а также создается атмосфера, способствующая приятной полноценной работе. На ближайшем концерте планируем сыграть "Гибриды" Мендельсона, Симфонию d-moll Ц.Франка, которую очень хочу показать в Баку. В настоящее время мы объявили конкурс среди солистов для исполнения Концерта N21 для фортепиано с оркестром Моцарта. Планируем включить в программу и произведение подающего большие надежды молодого немецкого композитора. Постоянное расширение репертуара при обязательном качестве исполнения - очень важно.

- Каким своим достижением на сегодня вы особенно гордитесь?

- На протяжении последних семи лет в Берлине ежегодно проводится Interaktion Dirigenten-Wertstatt. Один раз в год из самых лучших оркестров Германии собираются самые лучшие музыканты (высший класс исполнителей) для участия в так называемом Kritische orkestr ("Критикующий оркестр"). Акция проводится на международном уровне и преследует цель: выдающиеся музыканты Германии делятся опытом с молодыми дирижерами, помогают им советами. Желающих участвовать в этой программе очень много. Конкурсный отбор предполагает два тура. Первый тур - отбор по видеозаписям, II тур - работа с оркестром. На I тур я представил видеозапись с исполнением шести произведений (Равель, Верди, Брамс, Бетховен, Амиров, Томаси). На II тур были отобраны 10 человек. Мне посчастливилось репетировать с Бранденбургским оркестром Симфонию N1 Брамса (IV часть), Увертюру к опере Россини "Севильский цирюльник". Все репетиции были открытыми и собирали полные залы. Было сложно поверить, что возможность диалога с музыкантами такого фантастически гениального уровня предоставлена совершенно бесплатно. Но такую возможность было нелегко заслужить.

Я понимал: только основательное знание партитуры может помочь мне преодолеть страх перед таким собранием высоких музыкантов. Дело в том, что исполнителям оркестра такого уровня дирижер практически не нужен. Проявить малейшую неуверенность, незнание партитуры было просто недопустимо. В Германии ценится показ не вступления инструментов (это само собой разумеющийся факт), а нюансов, штрихов. Собравшись с духом, я обратился к оркестру: "Я вам скажу то, что вы знаете, но все же скажу для того, чтобы вы знали, что и я знаю". Эти слова вызвали у оркестрантов одобрительную улыбку.

После исполнения всей программы I концертмейстер высказал свое мнение: "Что же вам сказать? Буду рад с вами еще поработать". И ни слова критики.

Вагнер говорил: "Судить о том, хорошо или плохо вы дирижируете, могут только оркестранты". Поэтому это мнение для меня было очень важным. После II тура вместе со мной осталось лишь 4 участника (из Америки, Швеции, Австрии).

Главный организатор акции в разговоре с моим педагогом отметил, что я признан лучшим среди участников форума, начиная с 2002 года. Мне был вручен сертификат, которым я очень горжусь.

- Каковы перспективы столь престижного события?

- Круг дирижеров в Германии достаточно узкий. О таком событии много пишут. А участники оркестра - значимые в Германии личности с широким общением в музыкальной среде. Таким образом финалисты подобной акции приобретают определенную известность, что может открыть дорогу в Творческое объединение талантливых молодых дирижеров. В этом году я попытаюсь вступить в эту организацию, в которой активно действует большая программа по многонаправленной поддержке дирижеров. Я не устаю работать, интерес к творчеству всегда огромен. Этим я очень дорожу.   

  Рая АББАСОВА

 

Зеркало.- 2009.- 18 апреля.- С. 26.