«На основании 2500 жалоб граждан выявлено более 7500 нарушений трудового законодательства» 

 

С переходом на новые формы хозяйствования, внедрением рыночных отношений не только работники, но и работодатели столкнулись с целым рядом проблем, регулирование которых потребовало реформирования и трудового законодательства. Об этом и многом другом — в интервью главы Государственной трудовой инспекции Азербайджана Наби ШУКЮРЛИ 1news.az.

— Проблемам взаимоотношений работодателей и работников в последние годы стали уделять большее внимание. С чем это связано?

— Проблемы взаимоотношений работников с работодателями всегда были в центре внимания деятельности Государственной трудовой инспекции со дня ее организации. Однако, действительно, в последние годы мы активизировали свои действия и смогли разрешить многие проблемы в данной сфере. Этому во многом способствовали изменения и дополнения в существующих трудовых законодательных актах. С другой стороны, нам удалось скоординировать собственный потенциал и повысить эффективность проводимой работы. Мы уделяем большое внимание заключению трудовых договоров работников с работодателями, поскольку именно такой договор является тем юридическим документом, который служит гарантом трудовых прав работника. В ходе расследования несчастного случая, произошедшего в августе 2007 года, когда рухнуло здание, в результате чего погибли 25 человек, было выявлено, что с ними не были заключены трудовые договора, что значительно затруднило выплату компенсации семьям погибших. Эту проблему удалось разрешить лишь после личного вмешательства президента страны.

— Наверняка и штрафные санкции сыграли не последнюю роль…

— Да, действительно, сумма штрафов с 20 декабря 2007 года, согласно Кодексу об административных нарушениях, существенно возросла. Сегодня должностные лица Госинспекции могут применять штрафы в случае выявления нарушений трудового законодательства на сумму от 500 до 35000 манатов. Как видите, суммы немалые, и не каждый работодатель может себе позволить подобные нарушения.

— Считаете ли вы, что ситуация в сфере трудовых отношений меняется в лучшую сторону?

— Статистика, изучаемая нами, свидетельствует об оздоровлении условий труда и улучшении трудовых отношений между работниками и работодателями. Если в 2008 году нами было обеспечено заключение более 27000 трудовых контрактов, то в нынешнем — существенно меньше, всего 6450. Отмечено и резкое уменьшение выявленных трудовых правонарушений при проведении государственного надзора на предприятиях, что свидетельствует об улучшении ситуации в этой сфере.

— Что еще вы считаете успехом нынешнего года?

— В нынешнем году мы провели государственный надзор за соблюдением трудовых норм на 2012 предприятиях, из которых 835 — государственного сектора. Рассмотрено около 2500 жалоб и писем граждан, в ходе которых выявлено более 7500 правонарушений. Удалось обеспечить восстановление на прежнее место работы 49 работников, уволенных с нарушением трудового законодательства. Как известно, мы организуем и проводим расследования несчастных случаев на производстве. Их на сегодня зафиксировано 208, погибло 52 человека и 190 получили травмы различной степени тяжести. В частности, в строительном секторе отмечены 53 несчастных случая, в ходе которых погибли 22 человека и получили увечья 43 человека. Отмеченную тенденцию к уменьшению, как показателей выявленных правонарушений, так и числа погибших в результате несчастных случаев, можно отнести к достигнутым нами успехам. Мы постоянно проводим просветительские мероприятия непосредственно на предприятиях, организуем курсы усовершенствования знаний по технике безопасности и охране труда для работников различных отраслей экономики.

— Имеет ли Госинспекция право проверять частные учреждения?

— Несмотря на то, что сфера наших полномочий достаточно широка, многие работодатели либо не желают знать о нашей деятельности, либо игнорируют наши замечания. Между тем, согласно утвержденному Кабинетом министров положению, сотрудники инспекции имеют право в любое время суток и без предварительного оповещения посетить любую организацию и предприятие независимо от формы их принадлежности для осуществления своих полномочий. Если правоохранительные органы обеспечивают выполнение законов, связанных с безопасностью граждан, то мы в первую очередь ратуем за то, чтобы работодатели не нарушали своих обязательств перед работниками. Причем мы защищаем права не только работников, но и самих работодателей. В любом случае деятельность Государственной инспекции направлена на обеспечение требований закона.

— Привело ли увеличение пошлины на получение трудового разрешения для мигрантов к снижению числа обращающихся?

— Пожалуй, нет, поскольку статистика говорит об обратном. Если в прошлом году в Министерство труда и социальной защиты населения за получением разрешения на трудовую деятельность обратились 5000 мигрантов, то в 2007 г. данная цифра была в два раза меньше. Примечательно, что для получения соответствующего разрешения сейчас необходимо заплатить пошлину в размере 1000 манатов, хотя в прошедшие годы она не превышала 45 манатов, а для продления срока — 35 манатов. Кстати, продлевать срок действия документа необходимо ежегодно. Этими вопросами занимаются соответствующие миграционные службы, а деятельность инспекции заключается в проверке соблюдения требований трудовой миграции.

— Как регулируются трудовым законодательством вопросы несоблюдения приоритетного статуса государственного языка? Ведь не секрет, что часто иностранные компании ведут документацию на иностранном языке и требуют знания оного от своих сотрудников.

— Это явное правонарушение, поскольку Конституцией (статья 21) установлено, что азербайджанский является государственным языком Азербайджанской Республики. Однако, действительно, некоторые предприятия, в основном иностранные компании и их представительства, игнорируют эти требования и ведут документацию и делопроизводство на иностранном, преимущественно на английском языке. Еще в 1999 году по этому поводу были проведены разъяснительные работы с этими предприятиями и им были посланы уведомительные письма. Как известно, во многих компаниях работают иностранные специалисты, поэтому документация ведется на двух языках — азербайджанском и иностранном. 

 

 

Наби ШУКЮРЛИ,

 

Азербайджанские известия. – 2009. – 2 декабря. – С. – 2.