Непримиримая двуцветность бытия 

 

На излете уходящего года Музейный центр порадовал

очередным крупным проектом

 

Выставка произведений современного искусства под названием «Белое и черное» собрала 210 произведений 93 художников. Как всегда, проект Музейного центра привлек солидных компаньонов: техническое обеспечение предоставила Music Gallery, дизайн афиш и пригласительных был от компании «Цифровой век», дизайн экспозиции — от Gallery, фуршет — от Aroma Cafe, Super Servis. Помощь в художественном оформлении выставки предоставил генеральный директор компании Warmag Майкл Нозиадек.

Автор проекта и куратор выставки, директор Музейного центра Лиана Везирова так объясняет концепцию «Белого и черного»: «Более контрастного, по своей сути, цветового сочетания, чем белое и черное, найти невозможно. Но речь не только о цвете — о борьбе противоположностей. Хорошее и плохое. Негатив и позитив. Мужчина и женщина…».

Художники предлагают зрителям подумать над загадками бытия и включить воображение. Однако прежде всего такая тема — этот тест для самих художников на умение нестандартно мыслить, ибо древняя, как мир, идея диалектики сочетания черного и белого не только заманчива, но и изрядно замылена штампами, так что нужна была недюжинная сила мысли, чтобы подать ее по-новому. Это, кстати, и послужило критерием для отбора работ на вернисаж.

В проекте участвуют такие знаменитые авторы, как Назим Бейкишиев, Мир-Надир Зейналов, Сируз Мирзазаде, Ариф Гусейнов, Эльяр Алимирзоев, Эльдар Курбанов, Амрулла Исрафилов, Рашид Исмаилов, Беим Гаджизаде, Мелик Агамалов, Асмер Нариманбекова, Ирина Эльдарова, Шамо Аббасов, Татьяна Агабабаева. Идею выставки развивают также популярные молодые художники: Вугар Мурадов, Нияз Наджафов, Наира Рустамова, Эмин Аскеров, Назим Шах, Эльшан Сарханоглу, Анар Гусейнзаде, Намик Мамедов, Илаха Зейналова, Вугар Али и др. На вернисаже состоялось также дефиле модной одежды в черно-белой гамме, созданной молодым дизайнером Надией Тазиевой (Tazieff). К слову, в проекте «Белое и черное» участвует 40 женщин, которые представили более ста работ.

И еще одну группу участников хотелось бы отметить особо. Это художники Сумгайыта — девять авторов во главе с главным художником города Вагифом Назировым. Лиана Везирова вспоминает о том, как родилась идея участия этой группы в проекте: «Недавно в нашей галерее проводилась выставка, посвященная 60-летию города Сумгайыта. Именно тогда я и познакомилась с тамошними художниками. Они уже тогда поразили меня своей сплоченностью, прямо скажем, не слишком-то характерной для людей искусства в таком мегаполисе, как Баку». Но главный сюрприз ждал ее впереди. На выставку «Белое и черное» все сумгайытцы, словно сговорившись, представили исключительно «цветные» работы, демонстративно отойдя от почти монохромной гаммы, которой остальные участники старались придерживаться даже в живописи, не говоря уже о других техниках. И вместе с тем, как ни странно, их работы передавали, как говорится, дух, а не букву идеи проекта.

Каждый крупный проект Музейного центра ценен не только сам по себе, но еще и тем, что неизменно становится стартовой площадкой для новых имен. Нынешний вдвойне интересен, так как сама идея предполагает обязательное условие «свежего взгляда». Когда все это соединяется «в одном флаконе», мы имеем дело с явлением. Самым крупным из этих явлений (причем во всех смыслах) стали скульптурные произведения Мамеда Рашидова. Это, по сути, объемные витражи из… битого стекла. Стекло самое обычное, оконное, что обусловливает монохромность. Но как много смог автор выжать из такой монохромности! Особенно впечатляют две его композиции. Одна из них — «Шум волны» (девушка в волнах, напоминающих лотос), где подсветка довершает идею искрящихся брызг. Другая — «В плену черного золота» — представляет собой гигантского осетра, бьющегося в загрязненной нефтью воде. Композиция достойна того, чтобы украсить собой музей, но, по чести говоря, ее было бы жаль туда отдавать — ей лучше бы находиться в офисе какой-нибудь крупной экологической организации, где она может служить воплощением проблем в данной сфере. Ведь это редкий случай, когда такой жанр, как скульптура, может потягаться по части агитационности с той же графикой, например.

Еще один интересный скульптор, Вугар Гулиев (один из сумгайытских авторов, между прочим), тоже отдал дань анималистике. И тоже, как и Мамед Рашидов, — не жанру ради жанра, а обыграв в своей работе возвышенные идеи. Его «Козел из Гобустана» — оживший наскальный рисунок из знаменитого заповедника, воплощенный в меди и серебре. На боках козлика уместились, отлитые в рельефе, самые знаменитые фрагменты петроглифов Гобустана — «Яллы», сцены охоты и пр.

Все это надо увидеть самому. Посетите выставку — не пожалеете. 

 

 

Наиля БАННАЕВА

 

Азербайджанские известия. – 2009. – 9 декабря. – С. – 3 - 4.