Фариз ИСМАИЛЗАДЕ, директор внешнеполитических программ Дипломатической академии Азербайджана: 

«Наша страна рассматривается как альтернативный и надежный источник энергоресурсов для Запада»

 

Вопросы взаимоотношений нашей страны с США представляют стратегическую ценность, особенно на нынешнем этапе, когда к управлению страной пришло новое руководство. С этой точки зрения ход и итоги проведенной в первую неделю работы новой администрации международной конференции представляют несомненный интерес. Об этом и многом другом рассказал в интервью агентству «Тренд» один из ее участников — директор внешнеполитических программ Дипломатической академии Фариз ИСМАИЛЗАДЕ.

— Насколько успешной с точки зрения позиционирования Азербайджана и доведения до мировой общественности реалий о нашей стране можно считать конференцию, проведенную недавно в Вашингтоне? Какие вопросы вызвали активную полемику аудитории?

— Основная тема конференции «Политика США на Южном Кавказе: энергетические и политические проблемы», которая состоялась 27 января в Вашингтоне, была посвящена политике США на Южном Кавказе и рекомендациям для новой администрации Барака Обамы. Конференция была организована в фонде Heritage — одном из самых крупных фондов и научных центров в Вашингтоне. Он больше связан с республиканцами, чем с демократами, но, тем не менее, фонд считается одним из самых престижных и уважаемых в мире. В конференции принимали участие около 150 человек, а выступающими были уважаемые люди, такие, как Фредрик Стар, директор Института Центральной Азии и Кавказа при Университете Джона Хопкинса, Ариэль Коэн, старший научный сотрудник самого фонда Heritage, советник сенатора Лугора, представители Пентагона и других центров.

В основном обсуждались политика США на Южном Кавказе, отношения с Турцией, Азербайджаном, энергетические проблемы последнего времени, «газовая война» между Украиной и Россией и ее влияние на проект Nabucco. Обсуждались также отношения с Ираном и будущая политика нового президента США в этом направлении, отношения между США и Россией и их влияние на решение конфликтов.

Участники конференции уделили большое внимание и позиции Турции в палестино-израильском конфликте. Запад обеспокоен позицией Анкары в армяно-азербайджанском и палестино-израильском конфликтах. В апреле встанет вопрос обсуждения в Конгрессе США резолюции об «армянском геноциде». Очень большое внимание привлекло будущее американо-турецких отношений. Для Азербайджана конференция была успешной, мы довели свою позицию до сведения представителей США, до новой администрации и дали свои рекомендации.

— Не секрет, что Азербайджан сегодня рассматривается как один из ключевых игроков в обеспечении энергетической безопасности Европы. Какую роль, на ваш взгляд, он сыграет в диверсификации энергопоставок в страны ЕС?

— Не секрет, что Азербайджан после украинско-российской «газовой войны» стал еще более интересен для Запада. Азербайджан уже рассматривается как важное звено в вопросе энергетической безопасности. Проекты Баку—Тбилиси—Джейхан, Баку—Тбилиси—Эрзурум, новая железная дорога Баку—Тбилиси—Карс и в целом наша страна рассматриваются как альтернативный и достаточно надежный источник энергетических ресурсов для Запада. Вопрос Nabucco стоит остро, и, как я говорил в своем выступлении, имеет как много сторонников, так и много преград. Еще не определено, как будет финансироваться строительство Nabucco, Евросоюз должен отнестись к решению данного вопроса более активно. Другая проблема связана с транзитом, Турция пока не разрешает продавать азербайджанский газ в Европу через свою территорию. Нет окончательной ясности с другим источником поставок — Туркменистаном. С решением всех этих вопросов в будущем Азербайджан станет еще более значимой фигурой в вопросе энергетической безопасности. Последние события показали, что Россия не может рассматриваться как надежный источник энергии для Европы, и это тревожит Европу.

— Поднимался ли на конференции вопрос армяно-азербайджанского, нагорно-карабахского конфликта и какую помощь в его разрешении могут оказать США?

— Нагорно-карабахский конфликт и пути его урегулирования были в центре внимания участников конференции. В своем выступлении я акцентировал внимание на последних поставках вооружений из России в Армению. На конференции были представители армянского посольства. Заместитель посла в ответ на мое выступление сказал, что Азербайджан тоже вооружается, что военный бюджет страны достиг более двух миллиардов долларов. Началась полемика о том, как обеспечивается безопасность в регионе, кто больше создает угрозу войны. Но я довел до сведения участников конференции тот факт, что вооружение Азербайджана не означает, что Баку хочет возобновления войны с Арменией. Мы уже 15 лет проводим мирные переговоры, и это уже знак того, что Азербайджан хочет добиться урегулирования мирным путем. Но мы и не исключаем того, что военный путь может оказаться последним вариантом решения конфликта. Азербайджан никогда не согласится с тем, чтобы его территории вечно находились под оккупацией. Я напомнил о том, что ни одна страна в мире, ни одна международная организация не признает Нагорный Карабах как независимое государство. В 2008 году в марте была принята резолюция ООН, подтверждающая территориальную целостность Азербайджана.

К тому же увеличение военного бюджета страны вовсе не означает, что он расходуется лишь на вооружение. Средства идут на социальную защиту солдат и офицеров, на образовательные программы, строительство новых домов и т.д. Поэтому нельзя рассматривать рост военного бюджета Азербайджана как прямую угрозу Армении.

Азербайджанскую позицию поддержали и остальные участники конференции. Представитель Пентагона полковник Джон Чики тоже высказался очень резко против 907-й поправки, отметив, что Азербайджан активно сотрудничает с США в вопросе Афганистана и Ирака. Он призвал американское правительство отменить эту поправку. Профессор Фредрик Стар открыто назвал конфликт оккупацией территорий Азербайджана Арменией, на что нервно отреагировал армянский представитель.

— Какие успехи достигнуты за два года деятельности Азербайджанской дипломатической академии? Что представляет программа академии сегодня и каковы ее планы на будущее?

— Недавно начался набор в магистратуру Азербайджанской дипломатической академии (АДА). Это наша первая магистратура, образование будет соответствовать западным стандартам, все занятия будут проходить на английском языке, профессора в основном из Европы и Америки. Стиль преподавания будет совершенно другим — меньше лекций, больше интерактивных занятий и дискуссий в группах. Мы сейчас строим новый академический городок. Проект комплекса был разработан американскими архитекторами, и через два года, когда закончится строительство, студенты будут жить и учиться в удобных условиях.

В академии сейчас проходят курсы по подготовке дипломатов. Дипломаты, которые были приняты на работу в Министерство иностранных дел, обязательно должны пройти шестимесячные курсы в АДА. Эти курсы организованы совместно с западными университетами — College of Europe, американскими университетами Флетчера, Хопкинса, Джорджтауна.

В основном мы делаем упор не на знания, а на навыки слушателей. Дипакадемия видит себя как передовое учебное заведение. Мы хотим применять новые методы, стандарты. У нас есть еще и другие проекты. Мы выпускаем журнал, телепередачу «АДА Маджлис», хотим создать исследовательский центр, который будет проводить конференции, и выпускать исследовательские материалы. 

Азербайджанские известия.- 2009.- 6 февраля.- С. 1-2.