Рауф ГУСЕЙНОВ, доктор исторических наук, профессор: 

«Права и свободы проживающих в Азербайджане нацменьшинств гарантированы Конституцией»

 

О полиэтничности населения нашей страны известно всем. Однако эта позитивная по своей сути характеристика азербайджанского общества служит одновременно и источником немалых проблем, примером чего является не урегулированный до сегодняшнего дня карабахский конфликт. Почему становятся возможными межэтнические коллизии? В результате каких причин они возникают? Какие существуют в мире способы ликвидации их негативных последствий? На эти и другие вопросы корреспондента «Азербайджанских известий» Элеоноры АБАСКУЛИЕВОЙ ответил доктор исторических наук, профессор Рауф ГУСЕЙНОВ.

— Известно, что этнические конфликты — один из самых эффективных способов дестабилизировать обстановку в любой полиэтнической стране. И Азербайджан здесь не исключение. Почему это становится возможным даже в таком толерантном государстве, как наше?

— Начну с истории. После второй мировой войны в колониальных и зависимых странах активизировалась национально-освободительная борьба, завершившаяся крахом мировой колониальной системы. В определенной мере она сказалась и на поведении некоторых малых этносов СССР, считавших себя угнетенными и ущемленными в своих правах. Эта ситуация, бывшая до 1985 года лишь тенденцией, с началом перестройки приняла в ряде регионов радикальные формы, особенно после развала СССР в 1991 году. После второй мировой войны на планете на различной почве и по разным причинам уже имели место около 200 региональных конфликтов и локальных войн, в которых погибли более 30 млн людей. Они происходили либо между государствами, либо внутри государств. Наиболее опасными по своим характеристикам и последствиям являются очаги напряженности в полиэтнических зонах. Только на постсоветском пространстве их примерно 180, и самые непредсказуемые по своим последствиям находятся на Кавказе. Здесь до сих пор имеют место геноцид и этнические чистки, массовой исход населения и депортации, прямая военная агрессия и захват чужих территорий. Но есть и другие, внешние факторы. Это — борьба великих держав и соседних государств за зоны влияния и собственные интересы, в частности за Кавказ, в том числе за Азербайджан. В этой борьбе они используют межэтнические коллизии. Это основные причины.

— А каково сегодня состояние межэтнических отношений в нашей стране? Насколько оно отвечает международным требованиям и нормам?

— Побывавшая несколько лет назад в Азербайджане миссия Совета Европы, ознакомившись с положением местных национальных меньшинств в связи с решением Азербайджана подписать рамочную конвенцию о защите  нацменьшинств, констатировала следующее. Во-первых, национальные меньшинства, признающие Конституцию страны и пользующиеся гарантированными ею правами и свободами, а также исполняющие свои конституционные обязанности, по своему положению не отличаются от титульной нации — азербайджанцев. Во-вторых, национальные меньшинства имеют все возможности для культурного развития, которые основаны на Конституции страны и указе президента «О защите прав и свобод, государственной поддержке развития языков и культур национальных меньшинств, малочисленных народов и этнических групп, проживающих в Азербайджанской Республике». Милли меджлисом принят также пакет соответствующих законодательных актов в этой области. Плюс финансовая поддержка нацменьшинств из Фонда главы государства позволяет реализовать многие насущные задачи в этой сфере. В Азербайджане компактно проживают два десятка национальных меньшинств — удины и русские, крызы и украинцы, будуги и таты, курды и белорусы, хиналуги и талыши, ингилои и горские евреи, турки-ахыска и немцы, лезгины и татары, ассирийцы и европейские евреи, аварцы и цахуры, есть объединение казаков. Все они пользуются родными языками, сохранили свою материальную и духовную культуру, религию и традиции, быт и обряды, имеют национально-культурные общества и объединения, ассоциации и союзы. Им обеспечена государственная поддержка в различных формах: кроме прямого финансирования, передачи по радио и телевидению на русском, лезгинском, талышском и татском языках; издание газет и журналов, учебников и художественных сборников. Они представлены в Милли меджлисе и государственных структурах, в исполнительной власти ряда районов и городов.

— Может, имеет смысл шире знакомить международную общественность с положением этнических меньшинств в нашей стране?

— Периодически проводятся встречи на государственном уровне с национально-культурными обществами, на которых конкретно и оперативно решаются проблемы, связанные с различными сферами жизни и деятельности национальных меньшинств Азербайджана. Наряду с этим организуются научно-практические конференции, посвященные прошлому и настоящему национальных меньшинств, преодолению негативных моментов. Отмечу, в частности, вторую международную конференцию по немцам Азербайджана, проведенную под эгидой Института археологии и этнографии, международную конференцию под девизом «Государственная политика по вопросу национальных меньшинств Азербайджана» под эгидой департамента национальной политики при аппарате президента Азербайджана и Лондонской информационной сети по конфликтам и государственному строительству. На первой из них были представлены доклады, связанные с немецкими национальными меньшинствами: их прошлое и настоящее, перспективы на будущее. Вторая была гораздо шире по охвату проблем, ибо на ней оказались представлены все национальные меньшинства страны, получившие еще одну возможность заявить о своем истинном положении в Азербайджане и выразить признательность государству, обеспечивающему их конституционные права и свободы. Подобные встречи на различных уровнях актуальны и важны для решения практических и научно-теоретических проблем, их значимость и необходимость для обеих сторон — для национальных меньшинств и государственно-научных структур — не подлежит сомнению. Это — еще один путь для Азербайджана, являющегося полиэтничным обществом, продемонстрировать свое отношение к живущим на его территории национальным меньшинствам. А для этих последних — утвердить в глазах мирового сообщества истинное свое положение в демократическом государстве, которое проявляет о своих национальных меньшинствах постоянную заботу.

— Почему же все же внешним силам удается нарушить сложившийся баланс? Есть, возможно, и внутренние причины, способствующие этому?

— Безусловно. Но при их рассмотрении следует обязательно помнить о щепетильном характере межнациональных отношений, особенно когда речь идет о меньшинствах. Приведу простой пример: в 90-е годы, когда был высокий уровень безработицы, инфляция достигала очень высокой отметки, уровень жизни резко упал, в местах компактного проживания малочисленных этносов бытовала уверенность, что у них плохо потому, что они не титульная нация, хотя всем жилось одинаково трудно. Или другой момент. К сожалению, часть людей, особенно интеллигенция, еще не избавилась от советских стереотипов, в соответствии с которыми должна быть выделена национальная квота на руководящие должности, присутствие в парламенте и т.д. Однако реалии меняются: на госслужбу, на должность судьи, в адвокаты и прочие присутственные места можно попасть по конкурсу, как, впрочем, и в вуз, где сдача тестовых экзаменов осуществляется по закодированным документам. Иногда муссирование того или иного этнического конфликта, вернее его иллюзии, не что иное, как результат неудовлетворенных личных амбиций, которыми пытаются спекулировать. Имеют место попытки возложить все на государство, в том числе и работу этнических общественных объединений, хотя во многих развитых странах этим занимаются различные фонды и ассоциации. Нельзя исключить и наличия национализма на бытовом уровне, что, безусловно, негативно сказывается на взаимоотношениях людей. Выход — поднимать культурный уровень населения. Независимые экспертные оценки позволяют говорить, что в настоящее время в нашей стране нет прежней остроты и ярко выраженной конфликтности в национальных отношениях. А если они и есть, то являются признаком позитивного преодоления их остатков, то есть являют собой приметы роста самосознания национальных меньшинств и титульной нации — азербайджанцев во взаимоотношениях между собой. 

 

Азербайджанские известия.- 2009.- 25 февраля.- С. 1-2.