Рена РЗАЕВА, директор музея-заповедника «Комплекс Дворца ширваншахов»: 

 

 

«Сокровища ширваншахов должен увидеть каждый»

 

 

Дворец ширваншахов, возведенный на вершине самого высокого холма в Ичери шэхэр, неизменно привлекает внимание туристов, приезжающих в Азербайджан из разных уголков земли. А он, между тем, год от года становится все привлекательнее для посетителей. Нынешней осенью в музее намечается знаменательное событие — на родину впервые будут привезены доспехи ширваншахов, которые вот уже многие века хранятся в одном из музеев Турции. Об этом и многом другом корреспонденту «Азербайджанских известий» Ругие АШРАФЛИ рассказала директор музея-заповедника «Комплекс Дворца ширваншахов» Рена РЗАЕВА.

Рена ханым, многие сокровища ширваншахов разбросаны по всему миру — ковры, рукописи, военное снаряжение… Мы знаем, что вы предпринимаете немало усилий для возвращения их на Родину…

— Дворец ширваншахов дошел до наших времен в полуразрушенном состоянии. Отсюда в 1551 году все было вывезено. Но нам удалось отыскать военное снаряжение, принадлежавшее ширваншаху Халилуллаху I и его сыну Фарруху Ясару. Эти предметы сейчас находятся в музее «Эскери» в Стамбуле — нам удалось увидеть их.

— И каковы впечатления?

— Нашу небольшую делегацию очень радужно встретили. В течение нескольких дней, что мы пробыли там, мне удалось встретиться и обстоятельно поговорить с директором музея «Эскери». Я сообщила ему о нашем желании привезти доспехи ширваншахов в Азербайджан и выставить их в нашем музее. Для начала мне и моим коллегам предложили осмотреть эти экспонаты. Не могу передать словами, в каком состоянии мы все пребывали на тот момент! Ведь доселе мы эти предметы видели лишь в книжных иллюстрациях. На всех экспонатах выгравированы имена представителей династии ширваншахов.

— И как, удалось договориться?

— До этого мы долгое время пытались наладить с музеем связь — посылали письма, звонили, но все усилия были тщетны. Тогда я решила сама туда съездить и обо всем договориться лично. Очень рада, что моя поездка оказалась столь плодотворной. И я преклоняю голову перед руководством музея и турецким правительством за то, как они относятся к нашим сокровищам и хранят их уже 500 лет.

— Но разве закрытым музеям, а тем более военным, каким является «Эскери», разрешается вывозить экспонаты для демонстрации?

— Нам посоветовали подготовить ряд документов, которые позволят добиться желаемой цели. Поэтому по прибытии в Азербайджан я первым долгом посоветовалась с министром культуры и туризма Абульфасом Гараевым, который должен был дать свое согласие и письменное поручительство о сохранности привезенных экспонатов и покрытии всех таможенных расходов. Мы уже подготовили необходимые документы, согласованные с посольством Турции в Азербайджане, и отослали их в Турцию. Теперь остается только готовиться к принятию экспонатов и самой выставке.

— Когда же произойдет это знаменательное событие?

— Мы отобрали 16 предметов, которые планируем привезти в Баку к сентябрю сроком на два месяца. Сокровища ширваншахов должен увидеть каждый. Возможно, выставка доспехов будет организована в нашем музее бесплатно, но, если нам не удастся этого добиться, то, по крайней мере, для школьников мы создадим такую возможность. Военное снаряжение, которое свидетельствует о доблести наших шахов, наверняка окажется особенно интересным для детей, будет способствовать воспитанию в них патриотических чувств.

— Будет ли выставлен наряду с доспехами золотой трон ширваншахов, который хранится в музее Топкапы?

— Как известно, многие наши сокровища хранятся не только в музее Топкапы, но и в других музеях Турции, а также Санкт-Петербурга. Пока мы даже не контактировали с музеем Топкапы, но такие планы имеются. Нужно получить официальное подтверждение, что трон хранится именно в этом музее. Говорят также, что в питерском музее имеются отдельные детали трона. Словом, прежде нужно провести исследовательскую работу в этом направлении.

— Наверное, вернуть то, что когда-то принадлежало нам, сейчас уже невозможно…

— Вернуть утерянное невозможно, это верно… Единственное, что можно сделать, — это привезти и экспонировать у нас. Но такие вопросы не решаются на уровне дирекции музея. Зато сами мы уже в состоянии завершить переводы стихов придворного поэта Бедера Ширвани. Они рассказывают о жизни ширваншахов, занятиях, интерьере их жилища и о многом другом очень интересном. Семь-восемь лет назад мы перевели часть трудов поэта, остальное предстоит сделать сейчас.

— Некоторые архитекторы утверждают, что ремонтно-реставрационные работы, которые велись во дворце, нанесли серьезный урон структуре и устойчивости здания. Вы с ними согласны?

— Когда меня назначили директором этого музея, дворец уже был отреставрирован. Мне не хочется обсуждать этот вопрос, так как сотрудники музея к реставрационным работам не имеют никакого отношения. Единственное, на что я хотела бы обратить внимание, — это то, что в последнее время для реставрации наших памятников приглашают иностранных специалистов. В частности итальянцев. Но разве они могут знать все то, что знают наши архитекторы? Я не хочу оценивать их работу, но элементарно, в Италии даже климат отличается от нашего. А при реставрации этот фактор играет немаловажную роль. Мне кажется, нужно все-таки больше полагаться на знания собственных специалистов. Конечно, итальянцы сегодня используют какие-то новые методики и технологии. Можно у них что-то позаимствовать, а в остальном — положиться на наших. Кстати, когда те же итальянцы проводили у нас тренинг, наши сотрудники даже кое-что им посоветовали, и они были весьма удивлены.

— Мероприятия с участием гостей столицы в последнее время не редкость для дворца. С чем связан этот особый интерес иностранцев к комплексу Дворца ширваншахов?

— Наверное, их привлекает прежде всего экзотика. И, конечно, та особая атмосфера, которая царит в Старом городе, особенно в самом дворце. Помимо посольств и иностранных организаций здесь организует свои мероприятия и Министерство культуры и туризма страны. Если же говорить конкретно о дворце, то надо вспомнить, что до 2004 года в нашем комплексе функционировали только дворы, а после реставрации внутренних залов стало возможным круглый год проводить подобные мероприятия. К слову, общая посещаемость дворца и Девичьей башни за год составляет 130 тысяч посетителей. И интерес этот продолжает расти. 

 

 

 

Азербайджанские известия. -2009. -3 июня. .3.