Сергей ЛАВРОВ, министр иностранных дел России: 

«Мы признательны руководству Азербайджана за усилия по сохранению русскоязычного пространства»

 

Министр иностранных дел Российской Федерации Сергей Лавров накануне своего визита в Баку дал эксклюзивное интервью четырем азербайджанским информационным агентствам — АзерТАдж, 1news.az, «Интерфакс-Азербайджан» и «Тренд». Предлагаем его вниманию читателей с небольшими сокращениями.

— Господин министр, хотелось бы узнать о круге вопросов, которые будут обсуждены на переговорах в Баку.

— Вижу свою задачу в том, чтобы вместе с азербайджанскими коллегами подвести первые итоги выполнения Декларации о дружбе и стратегическом партнерстве между Россией и Азербайджаном от 3 июля 2008 года и наметить конкретные шаги по реализации ее положений в предстоящий период. В ходе запланированной встречи с президентом Азербайджана Ильxaмом Aлиeвым надеюсь услышать оценки главы азербайджанского государства нынешнего состояния и перспектив развития отношений между нашими странами. Настроен на обстоятельный разговор в Баку с моим коллегой — министром иностранных дел Э.Мамедъяровым по всему спектру ключевых вопросов двусторонней повестки дня, включая политическое сотрудничество, взаимодействие в экономической и гуманитарной сферах.

Естественно, весьма насыщенной будет внешнеполитическая составляющая переговоров. У России и Азербайджана как соседних государств и активных региональных игроков есть немало тем для обсуждения. Среди них, разумеется, каспийские дела, включая вопросы определения правового статуса Каспийского моря, создания многостороннего механизма по обеспечению безопасности на Каспии и организации Каспийского экономического сотрудничества. В этих вопросах, на наш взгляд, можно было бы продвигаться вперед быстрее. Намерены обсудить инициативы ряда стран по укреплению стабильности и налаживанию сотрудничества в регионе Южного Кавказа. Без сомнения, предстоит обстоятельный обмен мнениями по нагорно-карабахскому урегулированию. Будем рады услышать от наших азербайджанских партнеров пожелания относительно дальнейших шагов России в рамках сопредседательства Минской группы ОБСЕ по содействию дружественным Азербайджану и Армении в разблокировании этого застарелого конфликта. И, наконец, международная повестка дня. Посмотрим, что можно дополнительно сделать для углубления координации деятельности наших внешнеполитических ведомств в ООН, других международных структурах.

— Насколько, по вашему мнению, близки сегодня позиции наших стран по различным вопросам региональной политики, включая разрешение нагорно-карабахского конфликта? Насколько урегулированию этого территориального спора может способствовать подписанная президентами Московская декларация?

— Общность взглядов России и Азербайджана на ситуацию на Кавказе и пути превращения его в регион мира и спокойствия зафиксирована в уже упомянутой мной Декларации о дружбе и стратегическом партнерстве от 3 июля 2008 года. Обе наши страны испытывают озабоченность в отношении имеющихся препятствий на пути устойчивого развития расположенных в этом регионе государств, для всестороннего сотрудничества между ними. Это, прежде всего, относится к конфликту вокруг Нагорного Карабаха. Позиция России по его урегулированию неоднократно озвучивалась, в том числе президентом Д.Медведевым, и, убежден, хорошо известна. Повторю, что мы выступаем против навязывания участникам конфликта каких-либо рецептов извне. Исходим из того, что главная ответственность в деле урегулирования данной проблемы лежит на самих азербайджанцах и армянах. Россия готова поддержать компромиссную договоренность, которая устроит все вовлеченные стороны, а в случае ее достижения — выступит гарантом урегулирования. На наш взгляд, жизнеспособным будет такое решение проблемы, которое позволит вернуть стабильность и спокойствие в Закавказье, а в постконфликтный период поможет сохранить исторически сложившийся геополитический баланс сил в регионе, не приведет к его превращению в арену международного политического и военного соперничества.

Теперь о том, насколько подписанная 2 ноября прошлого года президентами Д.Медведевым, И.Aлиeвым и С.Саргсяном декларация может способствовать урегулированию нагорно-карабахского конфликта. Мне уже приходилось говорить, что этот документ имеет важное значение, прежде всего в том смысле, что лидеры Азербайджана и Армении однозначно подтвердили намерение и готовность продолжать свои двусторонние встречи в верхах с целью завершения согласования политического урегулирования. Не случайно итоги трехсторонней встречи 2 ноября 2008 года получили мощную поддержку на заседании СМИД ОБСЕ в Хельсинки в декабре того же года, причем три сопредседателя Минской группы ОБСЕ — Россия, США и Франция — передали «на полях» этого заседания министрам иностранных дел Азербайджана и Армении дополнительные предложения по сближению позиций сторон в развитие положений Московской декларации.

Тот факт, что очередная встреча президентов Азербайджана и Армении состоялась недавно в Цюрихе, меньше чем через три месяца после подписания Московской декларации, свидетельствует, что документ уже работает на пользу урегулирования.

— В парламенте Азербайджана прозвучали опасения по поводу возможной антиазербайджанской направленности созданных в рамках ОДКБ совместных вооруженных сил. В чем состоит основное предназначение этих сил?

— Как я понимаю, постановка этого вопроса связана с принятым 4 февраля нынешнего года на внеочередной сессии Совета коллективной безопасности Организации Договора о коллективной безопасности решением о создании Коллективных сил оперативного реагирования ОДКБ. Сразу подчеркну, что какие-либо опасения по этому поводу безосновательны. Создаваемые силы призваны — в отличие, например, от Сил быстрого реагирования НАТО — осуществлять свою деятельность исключительно на территориях государств, входящих в ОДКБ. Решение об их применении принимается единогласно президентами государств — членов организации. В функции КСОР ОДКБ будут входить отражение военной агрессии, проведение специальных операций по борьбе с международным терроризмом и насильственными проявлениями экстремизма, транснациональной оргпреступностью, наркотрафиком, а также ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Именно в целях реализации этих задач в состав коллективных сил будут включены мобильные войсковые подразделения по линии вооруженных сил, подразделения специального назначения министерств внутренних дел и служб безопасности, а также министерств по чрезвычайным ситуациям.

— Несмотря на ответную ноту российской стороны, в которой говорится, что поставок в Армению оружия по номенклатуре, указанной в информации, в 2008 году не осуществлялось, азербайджанская сторона продолжает поднимать этот вопрос на довольно высоком уровне. В частности, МИД Азербайджана заявляет, что вопрос для него остается открытым, а в парламенте до сих пор звучат довольно резкие заявления в связи с этим. Как этот факт может отразиться на двусторонних отношениях, и может ли он подвигнуть российскую сторону на повторное, более детальное расследование данной информации?

— Мы неоднократно уже отвечали на этот вопрос — Россия не передавала Армении оружия и военной техники со 102-й базы в Гюмри, как это было заявлено 8 января 2009 года электронными СМИ Азербайджана. Сожалеем, что эта публикация, которая является ничем иным, как информационной диверсией, так легко нашла своих «адресатов» в Азербайджане. Не думаю, что есть необходимость в проведении каких-либо дополнительных расследований, поскольку все заявления, которые российская сторона сделала по дипломатическим каналам, основываются на фактах, не оставляющих места для сомнений в выводах российского военного руководства.

Нам понятно внимательное отношение азербайджанской стороны к данной теме с учетом непростой ситуации в отношениях между Баку и Ереваном. В то же время убеждены, что Россия и Азербайджан обладают достаточным запасом взаимного доверия, чтобы подобные фальшивки не могли помешать нам наращивать стратегическое партнерство.

— Не подвергнутся ли корректировке в контексте мирового финансово-экономического кризиса те или иные позиции двустороннего торгово-экономического сотрудничества, объем которого впервые превысил 2 миллиарда долларов?

— Действительно, в прошлом году товарооборот между нашими странами превысил 2,4 миллиарда долларов США. В целом же за последние три года его объем увеличился в два раза. Это свидетельствует о наличии хорошей основы для дальнейшего развития экономического сотрудничества, дает возможность для постепенного отхода от сырьевого характера взаимной торговли.

Сложившаяся структура двустороннего товарооборота позволяет совместными усилиями минимизировать и негативные последствия глобального финансово-экономического кризиса. Для этого уже сегодня необходимо предпринимать меры по закреплению качественных изменений в структуре взаимной торговли, увеличению доли товаров с высокой добавленной стоимостью, в частности, машинно-технической продукции. Кроме того, рассчитываем на реализацию крупных совместных энергетических проектов с Азербайджаном, которые в настоящее время прорабатываются.

Это, безусловно, потребует со стороны всех заинтересованных организаций и хозяйствующих субъектов активных мер, направленных на повышение эффективности экономического сотрудничества. Наши эксперты убеждены, что Россия останется крупным поставщиком товаров в Азербайджан. Российские предприниматели выражают готовность и впредь развивать свой бизнес в республике. Прогнозируется, что в нынешнем году удастся сохранить товарооборот между Россией и Азербайджаном на уровне 2008 года. Добавлю, что нет препятствий для подключения Азербайджана к тем антикризисным мерам, которые были приняты в рамках ЕврАзЭС.

— В настоящее время идут активные переговоры, связанные с реализацией проекта «Набукко», в котором предусмотрено участие Азербайджана. Может ли участие Азербайджана в этом проекте негативно сказаться на двусторонних отношениях Баку и Москвы?

— Решения Азербайджана об участии в международных энергетических проектах — его суверенное право, и мы относимся к ним с уважением. Это касается и газопровода «Набукко». Главными критериями при выборе маршрута для транспортировки нефти и газа должны быть его экономическая эффективность, надежность и экологическая безопасность. Мы против излишней политизации данного процесса. Россия разделяет общее понимание необходимости диверсификации путей поставки энергоносителей как способа обеспечения европейской энергобезопасности. С этой целью мы реализуем проекты строительства альтернативных газопроводов в различные регионы континента. В первую очередь речь идет о «Северном» и «Южном потоке». Как известно, введен в действие газопровод «Голубой поток». Выступаем за расширение российско-азербайджанского сотрудничества в энергетической области.

— Если наша молодежь станет лучше понимать друг друга и станет ближе, то тем самым можно будет разрешить многие российско-азербайджанские проблемы, возникшие за последние 15-18 лет. Какую роль в углублении взаимопонимания между молодыми людьми могли бы, по вашему мнению, сыграть русский язык и культура?

— Благополучие и процветание государства во многом зависит от эффективности проводимой молодежной политики. Ведь именно молодежь отличается активной жизненной позицией, восприимчива ко всему новому, мобильна, способна легче найти общий язык со своими зарубежными сверстниками. Поэтому не случайно, что 2009 год в Содружестве независимых государств в целом и отдельно в России объявлен Годом молодежи. В его рамках будут проходить различные мероприятия, в которых, полагаю, активное участие примет и молодежь из Азербайджана. Хочу подчеркнуть, что они нацелены, прежде всего, на поощрение межкультурного диалога, утверждение в молодежной сфере толерантности, базовых духовно-нравственных ценностей. Русский язык остается главным инструментом межчеловеческого общения на пространстве Содружества и, соответственно, является важным элементом, скрепляющим духовно-культурную общность наших народов. Несмотря на то, что сегодня в Азербайджане этнические русские составляют менее двух процентов от общей численности населения, русский язык фактически сохраняет позиции второго языка в республике. В десятках школ и вузов учебный процесс идет на русском языке. Мы признательны руководству Азербайджана за усилия по сохранению русскоязычного информационного, образовательного и культурного пространства.

Ощущаем тягу к русскому языку молодых азербайджанцев. Видим свою задачу в том, чтобы оказывать в этом всемерную поддержку. Среди осуществляемых нами проектов — проведение конкурсов и олимпиад по русскому языку, презентаций российской системы образования, книжных выставок, литературных вечеров. Важную роль в углублении взаимопонимания между молодежью двух стран играет развитие культурных связей. Запланирован целый ряд акций, адресованных молодежи: проведение международного фестиваля кинематографических дебютов «Дух огня», выставки прикладного искусства и народного творчества, фестиваля искусств «Дельфийские игры», а также мероприятий в рамках проекта «Молодежная дипломатия».

— Как вы оцениваете перспективы дальнейшего развития российско-азербайджанского гуманитарного сотрудничества?

— Исключительно позитивно. Имеются большие резервы для наращивания гуманитарного сотрудничества между нашими странами как в двусторонней области — в сфере образования, культуры, науки, здравоохранения, спорта, туризма, социальной и правовой защиты, информации, так и в рамках многосторонних структур Содружества независимых государств — Межгосударственного фонда гуманитарного сотрудничества и Совета по гуманитарному сотрудничеству. В ходе проведения в 2005-2006 годах национальных годов России и Азербайджана в наших странах накоплен богатый опыт осуществления совместных мероприятий, посвященных самым разным сторонам жизни российского и азербайджанского обществ. Надеемся, что эти добрые традиции получат дальнейшее развитие.

Координация наших связей по межгосударственной линии осуществляется в рамках действующей российско-азербайджанской Программы сотрудничества в гуманитарной сфере на 2007-2009 годы. К перспективным направлениям сотрудничества относим, прежде всего, образование и науку. Недавно открытый в Баку филиал МГУ им. М.В.Ломоносова, Бакинский славянский университет, другие учебные заведения России и Азербайджана вполне могли бы стать площадками для осуществления совместных проектов в инновационных сферах, в частности в области нанотехнологических исследований. Для этого есть хороший повод — 2010 год объявлен в Содружестве Годом науки и инноваций. Углублению доверия и взаимопонимания между нашими народами призвано способствовать и взаимодействие в межрелигиозной сфере. Рассчитываем на продолжение полезного сотрудничества между Русской православной церковью и Управлением мусульман Кавказа.

Мы заинтересованы в последовательном расширении договорно-правовой базы гуманитарных связей. В повестке дня — заключение ряда двусторонних соглашений, в том числе по проблемам миграции, о создании и функционировании филиалов вузов, о сотрудничестве в области молодежной политики, в сфере туризма.

 

АзерТАдж 

Азербайджанские известия.- 2009.- 11 марта.- С. 1-2.