Плантации «белого золота» сокращаются 

Низкие закупочные цены на хлопок-сырец существенно снизили интерес фермеров к этой культуре

 

За последние годы в традиционном для сельского хозяйства страны хлопководстве наметились негативные тенденции. Повсеместно сокращаются площади под хлопчатник, и это связано не только с дополнительными издержками из-за подорожания дизтоплива и роста расходов на обработку полей. Основная причина потери интереса сельчан к возделыванию хлопчатника связана с низкими закупочными ценами перерабатывающих предприятий. В 2007 году производство хлопка составило около 100 тысяч тонн, сократившись на четверть по сравнению с предыдущим годом. А в прошлом году сбор сырца и вовсе снизился почти вдвое.

Погодные условия в прошлом году весьма способствовали развитию хлопководства: жаркие июль и август ускорили созревание хлопчатника, а отсутствие дождей в сентябре-октябре не препятствовало его уборке. Несмотря на то, что прошлый год не рассматривался знаковым для отрасли, специалисты Минсельхоза прогнозировали прошлогодний урожай на уровне 70-80 тысяч тонн. Однако даже эти достаточно скромные прогнозы не оправдались. Согласно данным Госкомстата, в прошлом году было собрано всего 55,4 тысячи тонн хлопка-сырца, что на 44,7% ниже показателей 2007 года. Причина столь существенного падения объемов производства связана со значительным сокращением посевной площади — она уменьшилась на 27,1 тысячи гектаров по сравнению с 2007 годом.

Традиционно хлопок выращивается в 21 районе страны, преимущественно в Сальян-Муганьской, Карабахской и Ширванской зонах. Однако в последние годы относительно высокая рентабельность по этой культуре наблюдается только в двух хлопкосеющих районах — Имишли и Саатлы. Орошаемое земледелие — основа для получения высоких урожаев сырца, и хлопковые плантации этих районов вдоволь поливаются водами Араза и Куры. В остальных районах посадки хлопчатника сокращаются. Объясняя причины сокращения объемов производства, начальник управления по производству и переработке продукции растениеводства Минсельхоза Сабир Велиев отметил, что частные компании покупают сырец у фермеров по 33-35 гяпиков за килограмм и затраты хлопкоробов не окупаются. Низкая рентабельность, экстенсивные технологии и отсутствие ощутимой прибыли привели к тому, что земледельцы потеряли интерес к выращиванию этой технической культуры.

В свою очередь компании-переработчики не решаются существенно повысить закупочные цены в связи с мировым кризисом и падением цен на хлопок-сырец и его производные. «Вот почему так неохотно идет процесс заключения новых договоров между фермерами и переработчиками на урожай хлопчатника 2009 года. Лично я вновь засеял часть своей земли хлопчатником лишь потому, что в условиях Мильской степи надо соблюдать зернохлопковый севооборот», — говорит фермер Ахмед Ахмедов из Бейляганского района. Однако, судя по настроениям большинства фермеров Нефтчалинского, Сальянского, Сабирабадского, Агджабединского и других хлопкосеющих районов, вероятней всего в этом году невыгодное «белое золото» будет заменено на зерновые, люцерну, клевер, сахарную свеклу и иные более рентабельные культуры. По мнению специалистов, если эта тенденция будет характерна для всей отрасли, то урожай хлопка в нынешнем году может сократиться вдвое.

В сложившейся ситуации переработчики могут столкнуться с серьезной проблемой нехватки сырья уже осенью этого года. На днях стало известно, что производственные фирмы, занимающиеся переработкой, повысили ставки на сырец до 37 гяпиков за килограмм продукции. Впрочем, и эта цена не окончательная, она может возрасти до 40 и более гяпиков за килограмм. Правда, насколько изменят ситуацию эти запоздалые меры, сказать трудно. Повышать тарифы следовало в начале года, чтобы вовремя заключить контракты, передать фермерам семена и провести зяблевую пахоту, подготовив участки к весеннему севу.

Увеличение закупочных цен — мера, безусловно, эффективная и давно уже востребованная. Однако имеет смысл задаться вопросом: существуют ли иные методы для преодоления системного кризиса, в котором находится отечественное хлопководство? Один из способов эффективного развития отрасли связан с внедрением интенсивных методов хозяйствования. Ряд производственно-коммерческих компаний уже в корне изменили инфраструктуру производства, внедряют передовые технологии. К таким инновациям можно отнести механическое орошение, применяемое хлопкоробами Билясувара и Евлаха, а также машинный сбор сырья. Не менее важно, что фермеры поддерживают усилия наших селекционеров по выведению более продуктивных и приспособленных к местным условиям сортов хлопчатника. В последние годы большим спросом у фермеров пользуются такие местные сорта хлопчатника, как «Агдаш-3», «Муган-395», «Гянджа-2», «Гянджа-8», «Гянджа-78», «Гянджа-80», «Азинхи-195». Наряду с ними применяются и такие сорта хлопчатника, как «Мараш», «Аггызыл». Весьма перспективным видится внедрение устойчивых к болезням, насекомым-вредителям и засухоустойчивых генномодифицированных сортов хлопчатника. В передовых хозяйствах республики постепенно осваиваются интенсивные технологии, позволяющие повысить урожайность до 40 центнеров с гектара. Если на эти технологии перейдут все хлопкосеющие хозяйства, то на площади всего в 50 тысяч гектаров можно будет выращивать до 200 тысяч тонн хлопчатника.

Другим важнейшим направлением должно стать сокращение зависимости фермеров и переработчиков от колебания мировых цен путем создания замкнутой цепочки — от хлопкового поля до конечной продукции. «Производство хлопка-сырья далеко не рентабельно во многих странах мира, однако если наладить производство конечной продукции, то в рамках технологической цепочки сырье — пряжа — ткань — одежда хлопководство безусловно становится отраслью с высоким показателем рентабельности», — полагает известный эксперт-экономист Огтай Ахвердиев.

Этот процесс, хоть и очень медленно, но идет: в стране создается полный цикл переработки — от хлопка-сырца до готовых хлопчатобумажных нитей и тканей. Так, по инициативе компании МКТ «Истехсалат коммерсия» построены и действуют текстильные фабрики в Баку и Сумгайыте, а также текстильная фабрика ООО «AQRO» в Саатлинском районе. Все это заметно ослабляет зависимость переработчиков от ценового диктата международных хлопковых бирж.

Так или иначе, но правительство страны все еще не без оснований считает хлопководство перспективной отраслью сельского хозяйства. И в принятой в августе прошлого года «Госпрограмме надежного обеспечения населения в Азербайджане продовольственными продуктами в 2008-2015 годах» обозначены меры по увеличению производства «белого золота».

 

Хлопок не в цене

Продолжавшийся последние два-три года повсеместный рост цен на энергоресурсы и продовольствие, а также сокращение мировых посевов хлопчатника в какой-то мере поддерживали уровень цен на это сырье. Однако в условиях начавшегося осенью прошлого года невиданного по масштабам мирового кризиса ведущие производители хлопковых нитей и текстиля — государства Индокитая и Юго-Восточной Азии — существенно снизили объемы производства. Как следствие, сегодня наблюдаются снижение объемов закупки хлопкового сырья и падение цен на него.

Если в 2006 году под посевы хлопчатника во всем мире было отведено свыше шести миллионов гектаров, то в прошлом — только пять. В результате в 2008-м на рынок поступило чуть более 25 млн тонн хлопка-сырца, что не удовлетворяло прогнозный спрос (мировому сообществу требовалось примерно 28 млн тонн). Однако с учетом резкого падения спроса имеющиеся запасы ныне превышают потребности переработчиков. Отрицательное влияние на хлопкосеющие страны оказали и увеличивающиеся в последние годы темпы инфляции, приведшие к росту производственных и транспортных издержек и подорожанию рабочей силы. Наиболее остро падение цен на хлопок-сырье отразилось на фермерах стран Центральной Азии. Так, два крупнейших коммерческих банка Таджикистана обратились к правительству с просьбой отсрочить выплаты по кредитам, выданным хлопковым хозяйствам, несущим убытки на фоне падения мировых закупочных цен.

 

Эльчин АБДУЛЛАЕВ 

 

Азербайджанские известия.- 2009.- 19 марта.- С. 2.