Песня камана 

Ариф Казиев наряду с классическими бронзой и гранитом весьма мастерски использует и дерево

В салоне им. В.Самедовой открылась совместная выставка двух заслуженных художников Азербайджана — скульптора Арифа Казиева и прикладника Анвера Гараева. В экспозицию вошли скульптурные композиции, живописные полотна, графические листы, произведения декоративно-прикладного искусства (батик).

Центральное место в той части экспозиции, что отведена работам Арифа Казиева, занимают монументальные работы. По понятным причинам большинство из них представлены фотографиями, а некоторые — еще и уменьшенными копиями или моделями. Таковы, например, монумент «Баку–Тбилиси-Джейхан» (являющий собой фактически лого этого великого проекта, воплощенное в бронзе) и конный памятник Бабеку.

Естественно, большинство выставленных работ Арифа Казиева составили произведения станковой скульптуры. Лаконичные формы, монументальность и даже некоторая брутальность подачи объемов человеческого тела заставляют вспомнить работы Майоля. Герои Казиева основательны, степенны — это сразу чувствуется при взгляде на его музыканта («Песня камана»), солдата («Май — 1945»), ученого («М.Н.Туси»), женщин («Откровенный разговор»), мать и дитя («Сорванец») и даже влюбленных («Поцелуй»). Но степенность не мешает проявлению в иных его композициях возвышенного эротизма. В этом отношении апофеозом выставки стала композиция, изображающая прорезанный вертикально женский торс и названная автором «Гюлистан» («Сад наслаждений»). Эта деревянная скульптура напоминает древних идолов, изображающих женское начало, и в то же время удивительно современна по духу.

Кстати, «Сад наслаждений» — не единственная работа автора в этом материале. Надо отметить, что Ариф Казиев наряду с классическими бронзой и гранитом часто и весьма мастерски использует дерево. Особенно красиво выглядит его композиция «Рыба»: для изображения характерного «профиля» полосатой скалярии удачно использован тонированный спил дерева. Бамбуковые элементы дополняют этот образ, придавая ему черты одновременно и стиля этно, и стиля эко.

Анималистическая тематика — одна из любимых в творчестве Арифа Казиева. Интересно, что в отличие от людей, животные у него вовсе не брутальны. Они, напротив, очень изящны, и в этом смысле особенно показательна утонченная композиция «Эйфелева башня саванны»: три бронзовых жирафа трогательно прижались друг к другу шеями, действительно напоминая прославленный «гвоздь» французской столицы. Мощной динамичностью отличается другая «африканская» композиция Казиева — «Страусы». Сильные птицы, бегущие бок о бок, слегка напоминают квадригу, сдерживаемую рукой Аполлона, что на фронтоне Большого театра.

Живопись и батик Анвера Гараева представлены на выставке не так широко как это было бы на персональной, — заметно, что скульптуре в этой акции отведена ведущая роль. Зато работы Гараева, выставленные здесь, отличаются общностью колорита. В них во всех доминирует одно и то же настроение. Большой оптимист, Анвер Гараев обычно создает холсты и листы ярко экспрессивные, но сейчас он выставил наиболее лиричные, наиболее пастельные свои произведения. Все его работы — и пейзажи, и натюрморты — объединяет некая общность колорита, в котором первую скрипку играет белый цвет во всех его разновидностях. Даже в розоватых тонах композиций, посвященных Новрузу, отблески пламени праздничного костра словно еще завуалированы белым тюлем зимы. А венцом белизны стал крупноформатный батик Анвера Гараева «Ширин на охоте».

 

Наиля БАННАЕВА, искусствовед 

Азербайджанские известия.- 2009.- 20 мая.- С. 4.