Тайны древних курганов 

 

Международные археологические экспедиции обнаружили на северо-западе Азербайджана уникальные артефакты ахеменидского периода

В селе Гараджамирли Шамкирского района завершены сезонные раскопки, начатые три года назад международной археологической экспедицией. В результате проведенных работ найдены состоящие из колонного зала и нескольких комнат развалины одного из административных строений империи Ахеменидов, построенного приблизительно две с половиной тысячи лет назад.

Ученые установили, что столбы, обнаруженные в ходе прошлогодней экспедиции, были когда-то входными воротами дворца, датируемыми IV веком до нашей эры. Фундамент здания был построен из речного камня, а стены — из характерного для того времени сырого кирпича.

Члены экспедиции — азербайджанские, германские и грузинские ученые — предполагают, что, просуществовав с 550 по 330 год до нашей эры, империя Ахеменидов после нашествия Александра Македонского потерпела крах, а Древняя Албания стала одним из государств, возникших на развалинах этой империи.

Село Гараджамирли, расположенное на правом берегу Куры, пожалуй, самое большое в Шамкирском районе. Его окрестности богаты археологическими памятниками различных эпох, что неизменно вызывало к ним интерес археологов (и не только азербайджанских) еще с прошлого века. Так, в начале 80-х годов в 6-7 км к северу от Гараджамирли при проведении сельхозработ была найдена база ахеменидской колонны, характерная для дворцовых строений середины I тыс. до н.э. При этом верхняя часть была утрачена, а разбитое на две части основание колонны хранилось во дворе сельского жителя Гамида Юсифова. Именно эта находка натолкнула ученых на мысль о наличии нового памятника ахеменидского периода на Южном Кавказе.

В 2000 году, во время конференции «Кавказская Иберия и ее соседи в ахеменидское и постахаменидское время», в которой участвовали и немецкие археологи во главе с профессором А.Фурванглером, проводившие раскопки в Гумбати (Армения), азербайджанские археологи предложили им и грузинским коллегам провести совместные раскопки в Гараджамирли. В 2001 году с целью ознакомления с памятниками ахеменидского времени в Азербайджан, в Баку вместе с профессором Юлоном Гагошидзе приехали немецкие археологи Флориан Кнаусс и Гундулла Мехнерт. Вместе с азербайджанскими коллегами они отправились в Шамкир, чтобы на месте осмотреть базу колонны и ознакомиться с местностью, над которой она была найдена.

Гамид Юсифов, во дворе которого хранилось основание колонны, рассказал, что рядом с местом его обнаружения находились два небольших холма. Когда же археологи вместе с ним стали осматривать местность, она была совершенно ровная. Несмотря на то, что на поверхности попадались небольшие фрагменты ахеменидской и эллинистической посуды, остатки сооружений обнаружить не удалось. Ученые предположили, что находящиеся здесь здания были построены из сырцовых кирпичей. Тогда-то и было принято решение провести раскопки, чтобы обнаружить фрагменты здания.

Как рассказал «Азербайджанским известиям» начальник Шамкирской археологической экспедиции, членкор НАНА Ильяс Бабаев, спустя пять лет, в 2006-м, экспедиция (при финансовой поддержке Фонда Герды Хенкель и содействии местных властей и общественных организаций) начала раскопки. «В первый же рабочий день нами было обнаружено множество баз колонн ахеменидского типа, а после обследования местности на площади около 1 кв. км мы нашли несколько баз колонн, а также фрагменты ахеменидской и раннеэллинистической посуды», — говорит профессор Бабаев.

Выбранный археологами участок для раскопок представлял собой невысокий холм, разрезанный оросительной канавой на две части, на дне и стенках которой виднелись известняковые фрагменты баз колонн и обломки керамических сосудов. Доктор Флориан Кнаусс из Мюнхенского музея, руководивший в то время экспедицией, заявил тогда представителям СМИ, что результаты раскопок превзошли все ожидания ученых. Был опубликован ряд научных статей в азербайджанских, российских и немецких журналах, прочитаны многочисленные доклады на международных конференциях, а результаты этих работ широко освещались прессой и телевидением. Так, за время двух компаний (2006-2007 гг.) археологами было обнаружено большое здание размером 22х23 м, построенное из сырцового кирпича и состоявшее из трех комнат с колоннами. Прямоугольный план здания, архитектурный орнамент и использование сырцового кирпича стандартных размеров, по мнению ученых, свидетельствуют о том, что эта монументальная постройка проектировалась и строилась мастерами, знакомыми с архитектурой Ахеменидов. А следы обработки в нижней и фронтальной частях известняковой базы колонн показывают, что они были также обработаны квалифицированными каменщиками. По словам Бабаева, до прибытия персов на Кавказ подобная архитектура не была знакома местному населению.

В прошлом году археологи начали раскопки еще одного похожего здания из сырцовых кирпичей на пологом холме Гурбан Тепе. Предварительные результаты позволили им предположить, что там находилась центральная часть целого комплекса, являвшаяся местом жительства верховного чиновника. Более значительные фрагменты трех баз колонн различного типа, а также большое количество глиняной посуды позднего железного века, найденные в окрестностях, и геофизические исследования показали, что здесь в ахеменидский период находился целый архитектурный ансамбль, наиболее крупный комплекс (порядка 1000 кв. м) предэллинистического периода на Кавказе.

До прошлого года азербайджанские археологи беспрестанно благодарили зарубежные фонды и посольства (в частности лично посла Германии в Азербайджане Пера Станкину) за оказание финансовой поддержки, и только когда из резервного фонда главы государства на проведение научных работ Институту археологии и этнографии НАНА были выделены средства в размере 1 млн манатов, ситуация начала меняться. Теперь наши археологи могли синхронно, в нескольких местах одновременно проводить раскопки, оснащать экспедиции современным оборудованием — одним словом, распоряжаться финансами по своему усмотрению. Как рассказала «Азербайджанским известиям» директор института, профессор Маиса Рагимова, в настоящее время на территории Азербайджана ведут научно-исследовательскую работу пять международных экспедиций — в Нахчыване, Габале, Агджабеди, Агстафе и Товузе.

О двух последних — разговор особый. В Агстафе, к примеру, на прошлой неделе были обнаружены предметы быта и орудия труда из обсидиана и керамики ранней земледельческой культуры, относящиеся к периоду докерамического неолита и датированные серединой VII тысячелетия до н.э. — первой половины VI тыс. до н.э. Эти находки, по словам ученого, вполне могут претендовать на маленькую научную сенсацию.

А в Товузском районе, в одном из древнейших кавказских поселений — Гейтепе совместно со специалистами Токийского университета проводятся археологические раскопки неолитического поселения, относящегося к VI тысячелетию до н.э. Как сообщил заведующий отделом Института археологии и этнографии НАНА Фархад Гулиев, здесь обнаружены построенные (на ограниченном участке в 2 га) из сырцового кирпича жилые дома и хозяйственные постройки. Исследователями выявлен ряд культурных слоев, наиболее мощным из которых и оказался неолитический. Профессор археологии Токийского университета Йошихиро Нишиаки отметил, что специалисты университета планируют и дальше изучать данное поселение и что радиоуглеродный анализ найденных предметов материальной культуры будет проведен в Японии в будущем году. Не исключено, что в будущем Гейтепе будет включен в список памятников мирового значения.

Несколькими месяцами ранее в товузском селении Ашагыайыблы были обнаружены следы древних поселений, относящихся к VI тыс. до н.э. (древний курган, руины строений, очаги, изготовленные из костей предметы, глиняная посуда, каменные и железные орудия), исторических памятников, относящихся к энеолиту (меднокаменному веку). Кроме того, археологи международной французско-азербайджанской экспедиционной группы, которые будут работать в нашей стране еще год, обнаружили в древнем поселении Ментеш могильник (курган), который сохранил до наших дней свыше 30 останков человека и орудий его труда. Об исторической ценности найденных материалов заявила тогда руководитель французской археологической группы Бертиль Лионет. Она сказала, что ученым чрезвычайно интересны этническая принадлежность проживавших здесь людей, их занятия, способы, которыми они изготавливали и применяли железные предметы. «Кроме того, раскопки предоставят также возможность изучать флору и фауну того времени», — заключила французский археолог. 

Галия AЛИEВА

Азербайджанские известия.- 2009.- 1 сентября.- С. 2.