АЗЕРБАЙДЖАНСТВО

 

ЗАОЧНОЕ ИНТЕРВЬЮ

 

«Мы строим правовое, светское, демократическое государство. Достигнутая общественно-политическая  стабильность свидетельствует о том, что в азербайджанском обществе нет разногласий относительно путей развития страны. Наш выверенный стратегический курс, предначертанный провидением великого общенационального лидера, продолжает оставаться неизменным — мобилизовать внутренний потенциал, чтобы ни от кого не зависеть, налаживать взаимосвязи с соседними государствами, со всеми странами мира, интегрироваться в мировое сообщество. Политика, проводимая в данном направлении, приносит эффективные результаты: Азербайджан лидирует в мире по темпам экономического роста. Это и есть основа социального благополучия общества, нашей уверенности в будущем».

 

Ильхам АЛИЕВ,

Президент Азербайджанской Республики

 

 

«Любое государство осуществляет идеологическую функцию, обеспечивающую интеграцию и целостность социума... Гейдар Алиев ощущал потребность в эффективной идеологии, призванной обеспечить динамику государственного развития, повысить тонус жизни общества. Идеология азербайджанства стала судьбоносной в политическом завещании общенационального лидера».

 

Рамиз МЕХТИЕВ,

руководитель Администрации

Президента Азербайджанской Республики,

доктор философии, академик

 

 

Мой собеседник на актуальную тему — автор книги «Азярбайъанчылыг» («Азербайджанство»), увидевшей свет в 2006 году в издательстве «Нурлар» (Баку), доктор филологии, профессор Низамеддин Шамсизаде.

 

— Начну с того, уважаемый профессор, что ваше вдохновенное философское исследование, иных эпитетов не подобрать, стало в прямом смысле настольной книгой для меня, как и многих других читателей научно-политической литературы. Листаю, что ни день, и каждый раз нахожу что-то важное, новое, как хорошо позабытое старое.

Великий английский драматург Бернард Шоу любил повторять, что каждое слово — это образ, декодируешь, и перед воображением открывается целый мир явлений, событий, противоречий, страстей.

— Действительно, мне пришлось проанализировать немало исторических материалов, обратиться к трудам философов и мыслителей разных народов и различных времен, чтобы моя книга нашла своих читателей.

— Признаюсь, что слово «азербайъанчылыг», азербайджанство, я впервые услышал из уст нашего общенационального лидера Гейдара Алиева в 2002 году, на первом съезде азербайджанцев мира, инициатором созыва которого в Баку, кстати, и выступил он сам. Вы тоже упоминаете об этом в своем введении к вашей одноименной книге. Примечательно, что вами приведен контекст употребления слова бессмертным лидером. Мне лично кажется, что известный официальный перевод этой цитаты лишен эмоциональной напряженности, вложенной в ее смысл великим оратором. Думается, что более близок по звучанию к ней следующий перевод: «Национальная принадлежность каждого человека является источником гордости для него. Я всегда гордился, горжусь  и сегодня тем, что я азербайджанец. Основная идея независимого Азербайджанского  государства — это азербайджанство. Каждый азербайджанец должен гордиться своей национальной принадлежностью и быть  носителем азербайджанства — азербайджанского языка, культуры, национальных духовных ценностей и традиций».

Комментируя приведенное высказывание, вы написали, что внедрение в государственность азербайджанства связано с именем Гейдара Алиева. Мне доставило особое удовольствие, что это вами отмечено после того, как в самом начале вашего введения к своей книге «Азербайджанчылыг» вы раскрыли содержание данного понятия, сославшись на свою монографию «Азербайджанская идеология» (1966).

Далее следует внушительный по тому времени список тематической литературы. Тем не  менее у меня остается вопрос. Какова история возникновения этого, скажем так, терминологического слова, каков объем содержания этого понятия? С вашего позволения, воспользуюсь для ответа вкратце теми данными, что приведены вами во вступлении в разрабатываемую тему. Вот ваше определение: «Как азербайджанский язык, азербайджанская история, азербайджанская литература, азербайджанская география, так и азербайджанская идеология принадлежит  единому азербайджанскому народу и его потомкам, что рассеяны по всему миру. Ее название — «Азербайджанство».

— Здесь конкретизируется, что идеология формируется на основании сплава идей, порождаемых чувствами единой родины  с исторически совместной жизнью и общественной деятельностью общин. Этим обуславливается общность их судеб. Следовательно, азербайджанство, как идеология, зарождалось еще при первобытно-общинном строе. Оно восходит истоками к тем временам, когда наши древние пращуры сообща преодолевали стихийные силы природы, а также отбивались от нашествий иных племен во имя того, чтобы выжить и жить на освоенных ими территориях. Примечательно, что мыслью вы возвращаетесь из древности в сегодняшний день, чтобы показать: азербайджанство, как идеология современного Азербайджанского государства, синтезирует в себе восточные и западные ценности. Это является ответом на зовы нынешнего периода истории, когда важно для нас органично интегрировать в цивилизованное сообщество, заручиться поддержкой международных организаций в справедливом мирном разрешении, по словам главы нашего государства Ильхама Алиева, самой больной для нас карабахской проблемы. Исходя в данном контексте из высокой сути повседневных дипломатических раутов Президента страны, мы заслуженно называем его самым надежным гарантом азербайджанства на сегодняшний  день.

— Можно ли более обстоятельно проанализировать содержательный генезис понятия «азербайджанство»?

— Ответ содержится в первой главе одноименной книги.

Идеологией для древних народов поначалу служила мифология, а затем и религия, вернее, религиозные верования. Мифы составляли идеологию в доклассовом обществе. Не был исключением в данном отношении и древний Азербайджан. Для более полного представления о предмете уместным явилось обращение к первоисточнику — «Азербайъан мифоложи мятнляри» («Азербайджанские мифологические тексты» — Баку, Элм, 1998). Мифы — это своего рода мышление без границ. Во вступительном слове А.Аджалова к тому же изданию приведено знаменательное высказывание Ю.Лотмана: «Мифология  — это динамическая система знаков, которая кроит и объясняет мир присущими ей законом и средствами». Первый образ, что реализован посредством азербайджанского художественно-мифического мышления, — это Время. Для людей древности оно представляло начало и продолжение всего сущего. В нем нашли свое воплощение их представления о небе и земле, о пространстве между ними, как среде обитания человека. Все происходило в широком тюркско-восточном контексте. Столетия спустя великий немецкий философ Гегель в своей «Эстетике» напишет, размышляя о всеобщей истории человечества: «Мы приходим с Востока... История двигалась из Азии в Европу». На той основе и возникли религиозные верования на Востоке — веды «Авесты», ставшей «кодексом» огнепоклонничества. Они и составили устои первобытной азербайджанской государственности. Со временем их сместит Ислам, тоже родившийся на Востоке. Таков генезис азербайджанской идеологии.

— Однако, как знаете и вы, профессор, эпос тюркских народов, и прежде всего, наших прямых предков — огузов, не содержит ничего из «Авесты», а что касается Ислама, эта религия пришла к нам уже после тех событий, о которых сохранил память фольклорный Деде Горгуд. Нет ли здесь противоречия?

— На этот вопрос дается ответ во второй главе исследования, которая названа «Азербайджанство и азербайджанская государственность». Главная мысль заключается в том, что огузы обожествляли образ Деде Горгуда как отца — радетеля нации, возвеличив его до религиозного почитания. Примечательно, что его устами глаголет истина: «Умей засевать свою землю, чтобы ее защищать, а если засеять не можешь, то она и не стоит защиты». В связи с этим вещим заветом  впервые в исследовании поставлен вопрос о том, что любая государственность обречена без надлежащей обороноспособности. Что и говорить, этот тезис живо перекликается с внешнеполитической доктриной современного независимого Азербайджана, выверенной стратегией, основы которой заложены бессмертным общенациональным лидером и которая с успешной последовательностью претворяется в жизнь Президентом страны Ильхамом Алиевым в условиях противостояния армянской агрессии при поддержке прогрессивного мирового сообщества. Сердцевину этой позиции составляют подлинно братские узы взаимосвязей с великой державой Ататюрка — Турецкой Республикой.

— Следующую главу вы посвятили установлению «Трех основ азербайджанства» как нашей современной идеологии. В чем же они заключаются?

— Вкратце ответим такими же словами. Прежде всего — это социальная солидарность народа. Она определяет важный аспект идеологии, который зиждется на патриотизме, тюркстве и приверженности исламу. Верно выразить в следующих девизах три основы азербайджанства: «Я — из представителей тюркского национального звания, исламского вероисповедания, азербайджанского государственного образования».

— Книгу вы завершаете главой «Национальная идеология и культура». В ней поставлен вопрос о диалектическом единстве этих двух, выразимся так, императивов. Как это проявляется? Ответ  — за вами.

— Национальная культура является одним из идейных источников национальной идеологии. Культура — это художественное выражение национальной психологии, что превращает идеологию в действенный фактор общественно-политической деятельности как для государства, так и для народа.

— В заключение — многозначимый заголовок «Азербайджанство — теория созидания будущего». Вопросов не остается. Через весь обширный и глубокий срез рассмотренных и процитированных в исследовании сочинений отечественных и зарубежных философов и в не меньшей мере именно азербайджанских мастеров художественного слова мы вместе с вами и приходим к выводу, что вооруженность нашего народа взращенной и прошедший испытания столетиями идеологией обеспечит светлый завтрашний день Азербайджана. Гарантия тому — ее пронизанность идеями высокой гуманности и демократии.

 

Записал

Маис ГАДЖИЛЫ

Бакинский рабочий.- 2010.- 24 июля.- С. 3.