Гасан ГУЛИЕВ: "Писать нужно только то, что хочется..."

 

Интервью "Эхо" с председателем литературной ассоциации "Луч"

 

Члены литературной ассоциации "Луч", действующей в Азербайджане и выпустившей десять международных антологий прозы и поэзии, организовали и провели в конце 2009 года презентацию проекта "Международный литературный конкурс рассказа". По замыслу учредителей конкурса, реализация проекта способствует развитию современных форм литературы в Азербайджане. Об этом и о другом "Эхо" рассказал председатель ассоциации Гасан Гулиев.

- Можно ли сказать, что наши литераторы в период рыночных отношений должны ориентироваться на читательско-издательские интересы, конъюнктуры, грубо говоря?

- По- моему, автору не надо ничего улавливать! Писать нужно только то, что хочется. А если писать в угоду читательскому вкусу, то ничего не получится. Это абсолютно перевернутая психология, обреченная на неуспех.

- Тем не менее литературный труд - это нелегкое дело. Автор должен знать, как развивать сюжет на бумаге. В прошлом в Москве выходил журнал "Литературная учеба", который помогал начинающим авторам. А сегодня есть нечто подобное в Азербайджане?

- Пока у нас такого издания нет. У нас каждая литературная коллегия работает на себя, удобных авторов. Такой журнал для всех начинающих нужен нашей молодежи.

- Прошедший год был для вашей ассоциации плодотворным?

- Конечно, был плодотворным. Мы помимо всего задуманного к юбилейной дате 75 -летию Союза писателей Азербайджана выпустили три тома азербайджанской поэзии на русском языке. Обычно на подготовку аналогичных изданий уходит три года, а мне удалось это проделать за полгода. Здесь нам помог руководитель Союза писателей Азербайджана Анар. Он жестко контролировал работу группу сотрудников, занимающихся подготовкой издания этих книг, и поэтому у нас получилось. А теперь мы занимаемся реализацией проекта "Международный литературный конкурс рассказа". Он закончится 1 марта 2010 года. К этому времени секретариатом Союза писателей Азербайджана будет завершен сбор представленных на конкурс произведений. Победители конкурса, занявшие первые три места, будут награждены дипломами, а их рассказы опубликованы в отечественных газетах.

- Сколько человек входит в литературную ассоциацию "Луч"?

- Примерно человек 60. Откровенно говоря, все дело не в количестве, а в качестве. Нам нужны люди, которые активно занимались бы прозой или поэзией, участвовали в многочисленных мероприятиях ассоциации. Ведь мы нередко даем мастер-классы и в районах республики. Недавно, к примеру, были в Гяндже, Масаллы, в Гусарской зоне.

- А кто финансирует эти поездки?

- Эти поездки финансируются посольством Российской Федерации, когда дело касается пропаганде русского языка в Азербайджане, депутатами Милли меджлиса, заинтересованными в пропаганде творческой активности граждан того или иного региона. Однажды мы провели для школьников Азербайджана большое мероприятие, названное "Днем письменности", встречались с читателями.

- Поговорим о новых конкурсах, которые проводит ваша ассоциация.

- Сейчас мы готовим международный конкурс по этим номинациям в рамках проекта "Литературные мосты". Мы уже издали две книжки, где опубликовали произведения российских, азербайджанских и грузинских авторов.

- А есть в вашем объединении победители, занявшие по номинациям "За лучшую прозу" и "За лучшее поэтическое произведение" премию Вагифа?

- Есть, ими стали наши литераторы Лейла Таривердиева и Галина Бабаева.

- А еще что готовит для нашего читателя в новом году ваша литературная ассоциация?

- Готовим третий альманах из трех запланированных. Один был посвящен "Черному январю", затем общий альманах, где заняты помимо сотрудников ассоциации и другие авторы. А третий альманах посвящен азербайджанской фантастике, которая когда-то была действительно хорошей.

- К двадцатилетию "Черного января" будут ли представлены вами еще какие-либо проекты?

- К этой дате выйдет книга Татаренко под названием "Тайна Муровдавского перевала". Эта книга не только констатация фактов о прошедшей войне в Карабахе. Это еще и надежда о том, что рано или поздно наши земли снова будут азербайджанскими.

- А что сулит нашему активному зрителю и читателю открытие в стенах Дома кино кино-литературного клуба?

- Идея о создании клуба давно витала в головах у работников Госфильмофонда, или точнее ее руководителя Джамиля Гулиева, и сотрудников нашей ассоциации, пока окончательно не созрела. Нельзя противопоставить кино и литературу, поскольку, образно говоря, это два крыла одного организма. Когда возникло кино, рядом непременно стояла литература. Она постоянно давала кино свои сюжеты, помогая выстраивать композицию. Для того чтобы подтвердить мои слова, давайте вспомним вечно молодой сюжет комедии "Аршин мал алан". В немом варианте, как утверждает Джамиль Гулиев, фильм "Аршин мал алан" сняли один раз в 1917 году по настоянию Узеира Гаджибекова. Затем были сняты в советский период звуковые варианты фильма. На сегодняшний день мы имеем четыре римейка этого сюжета. Это ли не подтверждение того, что кино без литературы развиваться не может. И наоборот. Так, у специалистов есть такое понятие, как киномышление. Это когда у драматурга складывается драматическое мышление, которое в итоге влияет на сюжет, а значит, и литературу. Вот недавно мы смотрели экранизацию древнего греческого сюжета о человеке, которой силой своей любви идет вслед за любимой после ее смерти в загробный мир, чтобы вызволить ее оттуда. Снял новую версию известного сюжета замечательный французский режиссер Жан Кокто и назвал его "Орфей", с Жаном Маре в главной роли. Нам это интересно и той точки зрения, что пытаемся свести в одном кинолектории и кино, и литературу.

- Как часто будут проходить заседания нового клуба?

 

- Заседания клуба будут проходить раз в месяц, приуроченные к какой-то знаменательной дате.

- Кто- нибудь из авторов литературной ассоциации "Луч" участвовал в написании киносценария для наших самостоятельных киностудий?

- Ваш покорный слуга издал книгу с рассказами. И оказалось, что почти все из них можно отнести к киноповестям. Но в условиях полного отсутствия нормального кинопроизводства в стране они не имеют никаких шансов появиться на киноэкране. Так что наши киноповести можно отнести в рубрику, как кино для чтения. У нас сложилась ситуация, когда появляется заказ на кинофильм, автора окружают люди разного толка, которые предлагают свои услуги посредников при проталкивании сценария. В результате автор нередко остается почти за рамками своего детища.

 

 

 С.КАСТРЮЛИН

 

Эхо. – 2010. – 6 января. – С. – 8.