ФИЗУЛИ. МЫ — НЕ  ЗАБУДЕМ!

 

ПИСЬМО  ДРУГУ

 

Здравствуй,  друг, товарищ  и брат!  Пишу   тебе  из  девяносто третьего… Нагорный   Карабах  стал эпицентром   человеческого горя,  мужества, самопожертвования;  каждый день, каждый час проливается   кровь,  каждой каплей  отзываясь  в  человеческом  сердце.

Казалось, что после  Ходжалы,  захвата  Шуши, оккупации  Агдама   уже ничто так сильно не потрясет наш разум. Но захват армянами 21 августа Физули   поразил в самое сердце.  Накануне, 19 августа, я пробивалась в город Физули. Именно пробивалась сквозь сплошной поток  беженцев: старики, женщины, дети. Я просто не знаю, как писать об этой беде. Слава Богу, радовалась я, что их не обстреливают. Сам город уже опустел, остались только солдаты да брошенная домашняя живность — кошки, собаки. Я уже давно замечала, что кошки и собаки — самые верные существа — остаются в хозяйском доме до последней возможности терпеть голод.

 

Возле  здания  телеграфа   нашу машину   остановил  пост — кто такие?! После проверки документов  меня   привели  в  штаб  роты.  Здесь я встретила  многих  своих  знакомых   еще по агдеринскому фронту. Пригибаясь  при  обстрелах,  начала работать: фотографировала  до тех пор, пока не кончились пленки. Предчувствие, что, возможно, это последние фотографии перед оккупацией, придавало  сил. Ребята отнеслись с пониманием, проводили везде, где только было можно — до армянских постов,  сто,  сто пятьдесят метров. И когда, наконец, я осталась без пленок, ко мне подошел связист:  в  разрушенном снарядом доме он нашел чистые, запечатанные фотопленки, не выбросил их, а сохранил на всякий случай. Оказалось, для меня. В  этой   роте ребята сами,  собственными руками,  сшили национальный флаг Азербайджана  и  под  ним  вели   «уличные бои»  в   Физули. До сих пор в моей душе живет щемящее чувство — я  тогда уехала, как будто сбежала, а они остались... Они сражались за свой город до последнего,  им удалось испортить «вкус победы» армянам.

И вдруг посыпалось: 23 августа оккупирован Джебраильский район, 31 августа —  Губадлинский район. Армянские формирования вышли на границу с Ираном. Таким образом, весь Зангеланский район оказался в  полном окружении  армян. Огромное количество беженцев,  свыше  семидесяти  тысяч, одновременно с двух  районов —   Губадлинского и Джебраильского —  обрушилось на республику. А перед этим было свыше 800 тысяч беженцев из Армении, Кяльбаджара, Лачинского района, Шуши и сел Нагорного Карабаха, из Агдама, Физулинского района.

В течение двух месяцев Зангеланский район оказался в самой настоящей блокаде. С одной стороны, государственная граница с Арменией, с другой — армянские бандформирования  в оккупированных Джебраильском и Губадлинском районах, а с третьей — государственная граница с Ираном. Но перед ней река Араз.

В этот момент   армяне  вновь объявили на весь мир очередное «перемирие». Появившиеся надежды на какой-то позитив в этой кошмарной войне рухнули в одночасье: как уже бывало, армянская сторона использовала «перемирие» лишь для очередного накопления сил.  К середине октября армяне упрочили материально-техническое снабжение оккупационных частей в Джебраиле и Губадлы  и  начали наступление на Зангеланский район по проверенному плану, то есть одновременно из Губадлы и Джебраила,   нарушив государственную границу между Арменией и Азербайджаном. Около  десяти    тысяч мирных жителей в полубезумном состоянии метались в поисках выхода. А он был единственный — в Иран, через реку Араз, переплыть которую из-за ее течения  очень  трудно.

В эти драматические события соседнее государство — Иран — проявило гуманность и сочувствие,  оно открыло свои границы  и,  по возможности,  предоставило плавсредства  для беженцев. События развивались стремительно, все мужское население, подростки и старики создали силы самообороны для прикрытия женщин с детьми, бросавшихся  в реку и пытавшихся выплыть. Спаслось немногим более  восьми тысяч. Остальные попали в плен или погибли.

К концу  октября   все было кончено, армянские бандиты упивались своей победой. Еще бы! Теперь они контролировали двадцать процентов территории Азербайджана.

 

Захватывая  оккупированные  районы, армяне  ведут тактику «выжженной земли», создавая,  так называемые, «буферные зоны»,  планомерно стирая с лица земли эти районы, чтобы азербайджанцам некуда было вернуться.

В январе 1994 года  под руководством общенационального лидера Гейдара Алиева  Горадиз-Физулинская бригада,  проводившая в декабре 1993—январе 1994 года операцию по освобождению Физулинского района, в течение двух дней очистила от врага стратегически  важный  Горадиз и еще 22 населенных пункта.

Вслед за этим враг был оттеснен из части Джебраильского района, сел Бозлу, Такагая, Бабашлар, Ганлыкенд, Чаплы, Сусузлуг,  Гасымбиняси,  Яншагбиня,  Яншаг,  Багырсаг, Гамышлы, Багырлы Кяльбаджарского района. Были отбиты у врага высоты на горе Чичякли и другие стратегические возвышенности, установлен контроль над дорогой Кяльбаджар — Лачин до въезда в тоннель. В этих боях противник потерял до 4 тыс. солдат и офицеров, 50 единиц бронетехники, 15 артиллерийских орудий.

С 1997 года на освобожденной территории стали проводить новые преобразования, землю раздали сельским жителям.  Было восстановлено 21 здание  и  построено 8 новых  школ, восстановлено 11 и  построено 8 новых медицинских учреждений,  отстроено  и отдано в пользование более 3000 домов, разрушенных и сожженных армянами.  Помимо вышеперечисленного, за этот период также были восстановлены объекты культуры, административные здания.

Однако  в   последнее время  армянские   захватчики,  сменив тактику  на  оккупированной  части   Физулинского  и  прилежащих  к нему районов, усиленно заселяют    азербайджанские земли  армянскими   переселенцами из различных уголков мира.  Цель  содержат  прежнюю —  любым  способом,  но не  допустить  возвращения коренного  населения.

В докладе  №166  от  14 сентября 2005 г.  Международной   группы по предотвращению кризисов  на  девятой странице  указано: «Азербайджан рассматривает заселение армянами  оккупированных территорий  как доказательство того, что армяне намереваются  удерживать их бесконечно. Одно должностное лицо с  армянской стороны   из Нагорного Карабаха  подтвердило это опасение,  заявив, что «азербайджанцы должны понять — они  никогда не смогут вернуться в Физули и  Джебраил». Председатель нагорно-карабахского  отделения Армянской революционной федерации «Дашнакцутюн»  занял еще более жесткую позицию: «Нам необходимо заселить эти земли. Уже  много народа живет там. Эти районы служат нам в  качестве пояса безопасности,  они жизненно  необходимы для сохранения нашей нации и  государства».

В  настоящее  время  плененные районный центр  Физули и пятьдесят одна деревня находятся под игом армянских  оккупантов. Так  не может  и не должно продолжаться вечно.  «Война еще не закончена», —  сказал  с трибуны военного парада Президент Азербайджана,  Верховный Главнокомандующий  Вооруженными силами  Ильхам Алиев.

Грандиозный  военный  парад,  прошедший  в июне в Баку, продемонстрировал  силу  духа,  решимость,  единение  армии  и  азербайджанского народа на  пути   в скором времени  освобождения от оккупации  родной  земли.

Мы  вернемся  за тобой,  Физули.  Мы    не  забудем!

 

Татьяна  ЧАЛАДЗЕ

Бакинский рабочий.- 2011.- 20 августа.- С.1-2.