Габалинская РЛС: пересмотр условий аренды 

как отражение развития страны

 

В 2012 году завершается 10-летний срок аренды Габалинской радиолокационной станции по соглашению, подписанному президентами России и Азербайджана 25 января 2002 г.

До этого соглашения на протяжении 11 лет данная станция являлась центром острых дискуссий между двумя странами, в которых стороны обвиняли друг друга в неконструктивности, не ограничиваясь при этом только этой проблемой. И лишь после избрания Президентом России Владимира Путина отношение России к Азербайджану стало меняться в лучшую сторону. Стало возможным разрешение и определение статуса Габалинской станции.

 

В результате данного соглашения Габалинская РЛС, являясь системой противоракетной обороны, а также станцией раннего оповещения, получила статус информационно-аналитического центра, принадлежащего Азербайджану. Данный центр был арендован со стороны России на 10-летний срок, годовая оплата за аренду РЛС составляет $7 млн.

Следует отметить, что Габалинская станция, построенная в феврале 1985 г., не имеет аналогов не только в России, но и во всем мире, она  способна определять районы стартов баллистических и крылатых ракет в радиусе до 6000 км. С помощью этой станции возможно наблюдение за территориями стран Ближнего Востока, большей части Африки, островов Атлантического и Индийского океанов и даже большей части Австралии. Например, взлет ракеты с территории Ирана станция может засечь с первой секунды запуска.

За время использования Россией этой станции Габалинская РЛС, хоть и теоретически, успела превратиться в центр совместных интересов Российской Федерации и США. В 2007 году Россия предложила совместное использование данной станции с этой страной. Предложение было сделано в ответ на намерение США разместить ПРО в таких странах, как Польша и Чехия, для предупреждения возможных нападений со стороны стран-изгоев — Ирана и Северной Кореи. Первоначально Россия жестко отреагировала на данное заявление, заявив, что размещение ПРО может привести к новой «холодной войне», однако затем предложила для наблюдения за ракетными установками Ирана и Северной Кореи совместно использовать возможности Габалинской РЛС. Несмотря на то, что данное сотрудничество так и не было реализовано, данное предложение России было воспринято со стороны официальных кругов США как довольно «интересное».

Учитывая возможности станции, легко предположить, что она имеет большее значение для России, нежели для Азербайджана. Подписание соглашения об аренде в 2002 году являлось знаком доброй воли со стороны Азербайджана по отношению к России и желанием пересмотреть сложившиеся не лучшим образом отношения между двумя странами после обретения независимости. Именно этим можно объяснить более чем символическую сумму годовой оплаты. По логике вещей, в то время Азербайджан акцентировал свое внимание на стратегической значимости данного соглашения. Как следствие, экономические, социальные и экологические аспекты были завуалированы  необходимостью нахождения путей улучшения отношений с северным соседом. Как показали события последних лет, отношения между двумя странами основываются на прагматичных интересах обеих сторон и являются довольно стабильными. Просматривается положительная тенденция развития отношений в экономической сфере: ежегодно увеличивается товарный оборот между двумя государствами.

Однако по мере развития Азербайджана изменяются и его приоритеты, и национальные интересы. То, что было достижением для Азербайджана десять лет назад, сегодня является неприемлемым. Наивно полагать, что Россия надеется продлить срок аренды данной станции на существующих условиях. Помимо пересмотра арендной платы в сторону ее увеличения, остро стоит вопрос влияния этой станции на окружающую среду. Не секрет, что Габала превращается в один из центров активного туризма, и доходы лишь только от данной сферы могут многократно превысить нынешнюю арендную плату станции. Об этом же заявил в своем интервью 1news.az заместитель министра иностранных дел Азербайджана Араз Азимов. Как следует из его слов, ситуация вокруг Габалинской РЛС существенно изменилась в ее временном и пространственном спектре. Невозможен подход, который был приемлем для страны 10 лет назад.

Чего следует ожидать от позиции Азербайджана по отношению к требованиям новых условий для продления аренды Габалинской РЛС? Российские эксперты уже заявляли о том, что эта  станция не является на данный момент стратегической для России и что возможный пересмотр условий не актуален. В свою очередь, азербайджанская сторона уже заявила, что в таком случае возможно приостановление деятельности данной станции, поскольку на сегодняшний день Азербайджан в ней и вовсе не нуждается. Можно полагать, что российские эксперты несколько «лукавят», заявляя об отсутствии интереса России к этой станции. Думается, эти высказывания рассчитаны на изменение или ослабление азербайджанской позиции. Скорее всего, в период переговоров по поводу пересмотра условий для очередной аренды станции стороны придут к компромиссу и определят новую формулу сотрудничества в данной сфере. Вряд ли стоит ожидать того, что Азербайджан постарается использовать ситуацию как рычаг для реализации своих национальных интересов по отношению к России. Разногласия в данном вопросе не являются стратегическими, а носят тактический характер. Для Азербайджана он также является некой шкалой измерения позиции страны за последнее десятилетие. И думается, что изменения произошли в сторону Азербайджана.

 

Ровшан ИБРАГИМОВ

Бакинский рабочий.- 2011.- 3 декабря.- С.5.