Мюзикл «Лейли и Меджнун».

Серьезные проекты предполагают

профессиональное решение

 

Как известно, во дворце Гейдара Алиева состоялась премьера мюзикла «Лейли и Меджнун», и сегодня, приступая к журналистскому отчету об этом событии, стремлюсь не упустить ни одной детали из впечатлений, которые, скорее по долгу службы, чем по зову сердца,  предстоит изложить.

…Скоро восемь вечера, и, как всегда, внимательно присматриваюсь к нарядно одетым, празднично настроенным обладателям пригласительных билетов, торопливо поднимающимся по лестницам Дворца в предвкушении встречи с чем-то новым, радуюсь за бакинцев, которые нередко получают такие вот подарки, как премьеры, встречи с интересными гостями, представлениями, поднимающими настроение и украшающими занятые трудом будни.

Заражаясь и сама возможностью встретиться с образцом современного искусства, подобно которому отдает предпочтение нынешняя продвинутая молодежь, надеюсь восполнить пробелы в приобщении к тому, за чем, увы, не могла угнаться  в современных, активно развивающихся реалиях.

 

Тем более что сегодня предстоит увидеть, как  в наших условиях молодежь интерпретирует творение гения Низами Гянджеви, 870-летию которого посвящают свой мюзикл авторы многообещающего проекта.

Может быть, печально, что я не знаю отличительных особенностей жанра хип-хоп, что такое рэп и R&B, которые инициаторы проекта, как заявлено, положили в основу стилистики своего мюзикла, но надеюсь испытать удовлетворение от того, что познакомлюсь с тем новым, от чего «тащится» молодежь, а я безнадежно отстала.  Познакомлюсь и благодаря реакции искушенного, надеюсь, зрительного зала. Уж она-то, молодежь, пришедшая во Дворец как на праздник, вольно или невольно просветит мое  ретроградское миропонимание. Все-таки речь пойдет о великом  поэте XII  века, его бессмертной поэме,  любви, пронизанной  его философскими воззрениями на этот уникальный феномен — заявка, прямо скажем, не только многообещающая, но чрезвычайно смелая…

О том, как задуман мюзикл, кто его будет исполнять, мои молодые коллеги уже описывали. Опубликовали они и интервью  с исполнителями главных ролей, которые в радужных тонах заверили читателей в том, что зрителям будут преподнесены  уникальные танцы и костюмы, что предложенные номера — вокальные и музыкальные — поразят виртуозным исполнением. Еще бы — если в представлении участвует сам Алим Гасымов, голос которого поистине сводит с ума и вызывает ощущение полета в космос.

На протяжении спектакля зал отмечал удачи. Действительно потрясающе звучат записи  в исполнении ансамбля — ритмической группы «Натиг», отрывки из мугамов, «вкусных» и популярных песен из репертуара раскрученных звезд. Но  Того шквала аплодисментов, который, судя по анонсам, должен был неотступно звучать по мере развития интриги, увы, не случилось. Как и самой интриги, которая и в мюзикле составляет стержень, здесь  явно не планировалось даже по сценарию.

Несмотря на отдельные попытки создать видимость драматургии, вместо спектакля здесь больше получился дивертисмент, проще говоря, обыкновенный, хоть и сделанный с претензией на роскошное зрелище, концерт. Не могут же объединить в целостное, событийное мероприятие сцены переговоров по мобильникам  одетых в современные джинсы девушек и юношей, периодически рассказывающих друг другу о своих странных снах, читающих текст поэмы «Лейли и Меджнун» и, в конце концов, произносящих (кстати, под овации части зрительного зала) слова признания в любви.

Мало всего этого для спектакля под святым для всех нас названием «Лейли и Меджнун», скупо для Низами, который так много на века сказал человечеству этим своим произведением.

Искушенные люди говорят, что в новом проекте мало и от жанра хип-хоп, и от рэпа, но это их дело, пусть разбираются сами в том, что, на мой взгляд, не имеет принципиального значения как минимум потому, что не входит в число приоритетов нашей культуры. Однако  очень волнует заявление авторов проекта о том, что, по примеру известных во всем мире мюзиклов — таких, как «Нотр дам де Пари», «Чикаго», «Ромео и Джульетта» и др., они собираются вывозить свое детище за пределы Азербайджана и там удивлять публику нашей национальной  самобытностью. А вот это уже предмет серьезных опасений.

Как говорил наш любимый Муслим Магомаев, светиться на людях надо в том качестве, в котором мы первые и непревзойденные. Тогда нас будут знать, уважать и приглашать. 

У нас есть мугам, у нас есть Алим Гасымов, есть великие музыкальные шедевры  и многое другое — этим можно сначала удивлять, а потом прославиться, но при абсолютном умении сохранять тот неувядающий аромат, который присущ  всему этому, как и творениям того же Низами и его времени.

Можно даже отклоняться от великого текста, можно освободиться от предпочтений моды на одежду или от бытовых деталей — это простительно, это доходчивее и скорее возьмет за живое. Но нельзя миновать дух великого классика и превратить в схему его творение.

По мне, в общем-то, оправданное стремление строить понятные современной публике представления на устоявшемся материале  из классики  оправдано лишь в тех случаях, когда есть  умение талантливо адаптировать истинные ценности к современным условиям на благо общества. Иначе это несерьезно и  безответственно. Тем более, когда  делается самонадеянно и непрофессионально.

Думаю, что Ирада Гезалова,  автор сценария и режиссер в одном лице, предъявила ожидавшей  чуда публике все еще сырой материал.

Тот, что  не достиг  глубины, которой заслуживает и достоин  мюзикл с емким названием «Лейли и Меджнун», к тому же еще приуроченный к 870-летию великого Низами.

 

Галина МИКЕЛАДЗЕ

Бакинский рабочий.- 2011.- 20 декабря.- С.6.