Ролан Кобиа: «ЕС пытается найти новые пути

для дополнения и поддержки работы Минской группы ОБСЕ»

 

Интервью 1news.az с главой делегации Евросоюза в Азербайджане Роланом Кобиа.

— В последнее время все чаще звучат заявления со стороны официальных лиц Евросоюза о необходимости укрепления роли в нагорно-карабахском мирном урегулировании. Какими средствами можно этого добиться? Возможна ли замена французского сопредседателя в Минской группе ОБСЕ на представителя от ЕС в будущем?

— Прежде всего, я хотел бы повторить, что ЕС поддерживает усилия единственного формата по урегулированию конфликта, принятого со стороны Азербайджана и Армении, каковым является Минская группа ОБСЕ. ЕС желает мирного решения нагорно-карабахского конфликта. Так как Евросоюз убежден в неприемлемости статуса-кво и желает стать свидетелем конкретных достижений, ЕС пытается найти новые пути для дополнения и поддержки работы Минской группы ОБСЕ.

 

Ярким примером поддержки усилий Минской группы со стороны ЕС стало недавнее назначение Верховным представителем по внешней политике и безопасности Кэтрин Эштон спецпредставителем ЕС на Южном Кавказе Филиппа Лефорта. Его мандат заключается в урегулировании конфликтов в регионе и содействию существующим механизмам.

ЕС также содействует мерам по укреплению доверия между общинами Нагорного Карабаха, так как мы убеждены в том, что укрепление контактов между конфликтующими сторонами поможет реализовать на практике мирное соглашение, когда оно будет достигнуто. Мы готовы содействовать в восстановлении инфраструктуры пострадавших от войны регионов после того, как будет достигнуто мирное соглашение. Но если есть желающие видеть ЕС в качестве спонсора после достижения мира, он должен активно действовать уже сегодня для того, чтобы этот мир был достигнут.

Ответом со стороны ЕС на многочисленные призывы более активно участвовать в процессах в регионе может послужить заявление Кэтрин Эштон во время ее визита в Баку в ноябре этого года.

На нынешнем этапе мирного процесса по Нагорному Карабаху нет намерений сменять французского сопредседателя на представителя от всего Евросоюза. Нужно сосредоточиться на том, чтобы найти решение этому конфликту, а не останавливаться, теряя время на изменение структуры Минской группы.

— Комментируя недавно перспективы проекта NABUCCO, некоторые представители ЕС отмечали, что приоритет может быть отдан другим проектам, не требующим настолько крупных вложений. Значит ли это, что Евросоюз больше не заинтересован в NABUCCO? Что стало причиной в изменении позиции, учитывая то, что ранее ЕС всегда выступал в поддержку NABUCCO и не говорил о приоритете других, менее крупных проектов?

— Я бы не сказал, что проект NABUCCO больше не представляет интереса для ЕС. NABUCCO предполагает транспортировку больших объемов газа из Каспийского региона в Европу, к чему она и стремится. Европейская политика энергетической диверсификации основана на новых маршрутах поставок и необходимых объемах: NABUCCO подходит по обоим требованиям. То же самое может быть достигнуто и поэтапно. 

Со стороны ЕС всегда озвучивалась поддержка конкурентного подхода в реализации проекта Южного коридора (по поставкам нефти и газа в страны ЕС из региона). Предложения поступают и от других акторов. Важно то, чтобы все предложения, включая и полученные позже, были ориентированы на поставки газа в ЕС. Это свидетельствует о привлекательности рынка Евросоюза для всех поставщиков и  наличии причин такого всеобщего интереса.

Вопрос масштабности проекта напрямую связан с его стоимостью, поэтому вне сомнения необходимо учесть нынешнюю экономическую ситуацию в Европе, а также изменения на глобальном энергетическом рынке. Это может отразиться на снижении инвестиционных прогнозов некоторых компаний. И не стоит забывать, что проект NABUCCO будет финансироваться не из бюджета ЕС, а частными компаниями.

Подписанное недавно газовое соглашение между Азербайджаном и Турцией стало гарантией как для ЕС, так и для инвесторов, и я уверен, что проект-победитель будет отвечать интересам и частных компаний, и Азербайджана, и ЕС. Крайне важно следующее: какой бы проект не был выбран для начала прокладки Южного коридора, он должен иметь возможность расширения. Это условие масштабной поддержки со стороны ЕС сейчас и в будущем.

— На днях Совет Евросоюза выдал мандат на начало переговоров с Азербайджаном по облегчению визового режима и реадмиссии. Какая работа теперь будет вестись, и как долго могут занять переговоры?

— Теперь, после выдачи мандата, мы сможем начать работу с Азербайджаном, определив направления и помогая Азербайджану в реализации необходимых реформ для ускорения процесса выдачи виз азербайджанским гражданам по облегченной процедуре.

Срок ведения переговоров по достижению визового соглашения и соглашения о реадмиссии будет зависеть от политической воли властей Азербайджана по осуществлению необходимых реформ.

К примеру, Грузия [сосед Азербайджана и партнер по программе «Восточное партнерство»] уже заключила такое соглашение, так как была готова сделать все для этого необходимое. Переговоры с Грузией заняли всего 18 месяцев. Это хороший пример того, что при наличии политической воли достижение облегченного визового режима с ЕС — не мечта, а реальность в ближайшей перспективе. 

— В этом году Азербайджан отмечает 20-летие своей независимости. Как бы вы оценили путь, пройденный за эти годы? Каковы наши основные достижения, и что еще предстоит сделать?

— Я считаю, что как молодому государству, Азербайджану удалось достичь многого за недолгий период своей независимости. В первую очередь, он укрепил свой суверенитет и независимость, что Евросоюз всецело поддерживает.

Страна переживает период бурного экономического развития благодаря своим природным ресурсам. Это позволило добиться макроэкономической стабильности и успешно реализовать программы по борьбе с бедностью и крупные инфраструктурные проекты. Настало время, чтобы инвестиции в инфраструктуру шли рука об руку с инвестициями в  человеческий потенциал.

Азербайджан также добился определенного успеха на международной арене. Только 2011 год ознаменовался несколькими крупными достижениями, среди которых победа на музыкальном конкурсе Евровидение, подписание Совместной декларации по Южному коридору, избрание в непостоянные члены Совета Безопасности ООН.

Основной задачей, на мой взгляд, сейчас является поддержание этой позитивной тенденции и закрепление всех достижений за счет дальнейших реформ. Образование и здравоохранение являются ключевыми аспектами для развития огромного потенциала страны, который еще не используется в полном объеме.

 

Бакинский рабочий.- 2011.- 24 декабря.- С.4.