ЦВЕТУЩИЙ КРАЙ НА БЕРЕГУ ПЕРСИДСКОГО ЗАЛИВА

 

Государство Катар являет собой яркий пример того, как можно накопить миллиарды долларов на нефти и газе и как эти миллиарды приумножить. Для этого нужно четко понимать, что ты можешь сделать сам, а что нет, от чего можно отказаться и  что полезно для развития страны. В любом случае,  при выборе окончательного решения в Катаре ориентируются лишь на эффективный результат. Цена при этом никого не волнует, поскольку суверенный фонд инвестиций  в стране пока полон (на сегодня он оценивается в 700 миллиардов долларов), люди счастливы, а проекты реализуемы.

 

Очевидно, что маленькая страна оказалась более гибкой к инновациям, чем неповоротливые гиганты. Несмотря на огромные финансовые возможности, это государство,  тем не менее, не намерено тратить деньги направо и налево — вкладывать их оно будет только в то, что принесет ему пользу. Такая рачительность — следствие исторического развития Катара, его  становления как процветающего государства  на берегу Персидского залива, философского видения своего будущего и своего места в мире. С учетом этих факторов и строится деятельность этого государства.

 

ВСЕ НАЧАЛОСЬ С ДОБЫЧИ НЕФТИ

 

До середины ХХ века жители Катара занимались в основном добычей жемчуга, рыбным промыслом и скотоводством. Будучи в ноябре прошлого года в Дохе — столице этой страны, — я познакомился с ее  историческими местами. Глядя на строения  тех лет, трудно было предположить, что со временем здесь все изменится.  Поворотным пунктом в развитии и процветании государства стало открытие в 1939 году нефтяных месторождений. С началом экспорта нефти в 1949 году наблюдается экономический рост Государства Катар, происходят глобальные изменения  как в социальной, так и в культурной жизни страны.

С тех пор немало воды утекло. Начиная с 2006 года,  катарская  экономика, по утверждению мировых экспертов,  растет  двузначными темпами. Даже в условиях мирового финансового кризиса 2009 года прирост ее составил 9,5 процента. Движущей силой его является углеводородное сырье — газ и нефть. Если в 2003 году Катар находился на уровне производства сжиженного природного газа примерно 13 миллионов  тонн, то к 2008 году — уже на уровне 32 миллионов тонн, то есть примерно тройной прирост за пять лет. На 2011 год поставлена еще более масштабная цель — 77 миллионов тонн. Иными словами, 600-процентный прирост за восемь лет.

Такой небывалый прирост не может пройти мимо внимания мировых аналитиков. Оценки впечатляют. Так, Катар, по данным немецких  экспертов, по производству «голубого топлива» приближается к глобальной доле на мировом рынке — 29—30 процентов (2012 г.).  Уже сейчас газ способствует поступлению доброй трети экспорта, а в целом нефте- и газопродукты дают более половины доходов от их реализации за рубежом

(2008 г.). В том же 2008-м доходы от продажи природного газа составили 24,3 миллиарда долларов. 69 процентов поставок газа приходятся на азиатские страны, при этом только на долю Японии —  40 процентов газового экспорта. Экономисты подсчитали: останься Катар на уровне добычи 2008 года, он без особых хлопот проживет на углеводородном ресурсе еще 300 лет. Однако он вряд ли остановится: недавно  геологоразведчики подтвердили и этот факт — в стране имеются богатые запасы качественной нефти, к которым если и подступали, то только  в первом приближении. Опять-таки, если ориентироваться на объем добычи все того же 2008 года, при всех зигзагах рынка, включая взлеты и падения цен в экстремальном диапазоне, Катару минимум на 85—87 лет гарантированы высокие экспортные поступления от реализации нефти и газа.

Другими словами, крошечный, территориально 165-й в мире полуостровной эмират в Персидском заливе с населением в 1,6 миллиона человек (по данным на сентябрь 2009-го) буквально через несколько лет собирается диктовать правила экономики признанным политическим и экономическим тяжеловесам, которые остро нуждаются в углеводородах. Таковы последствия газонефтяного прорыва, который Катар осуществил в последние годы.

Подобные прогнозы  дают местному населению уверенность в высоких доходах, которые, по данным на 2007 год, составляли 55 тысяч долларов, в 2008-м — 61 тысячу, а в 2009 году — уже почти 73 тысячи  долларов. Это притом,  что ежегодный прирост населения составляет в последнее пятилетие 5—6%.

К счастью,  высокие доходы не вызвали у правительства Катара  чувства эйфории. Напротив, оно,  осознавая, что газодоллары, хотя и продолжительны, но не вечны, делает одним из условий экономической реформы диверсификацию. В связи с этим ставится опять же амбициозная задача — снизить сегодняшний показатель получения доходов (60 процентов от продажи газа и нефти) к 2015 году на 25 процентов.

 

НА ДАРЫ ПРИРОДЫ НАДЕЙСЯ, А САМ НЕ ПЛОШАЙ

 

Упомянутый рубеж иначе как амбициозным не назовешь. Однако достигнутые подвижки по диверсификации экономики дают право сказать, что катарцы  достигнут  поставленных  целей. Примеров  тому предостаточно. Так, к 2012 году в нефтехимической промышленности производственная мощность будет доведена до 18 миллионов  тонн, что позволит стране войти в число мировых лидеров в области нефтехимических производств. В частности, они включают в себя производство этилена и полиэтилена в Qatar Petrochemical Company (QAPCO), которая приступила к реализации программы развития стоимостью в 700 млн долларов. В частности, в промышленном городе Месайед, что в 40 километров  к югу от Дохи, с первоначальным этапом инвестиций в 220 миллионов  долларов уже начали работу. Полный цикл запланированных к пуску производств будет действовать к 2030 году, объем работ суммарно определен в 700 миллионов  долларов. Пока развивалась нефтехимия, Катар в рамках все того же Mesaieed Industrial City работал  над созданием нового имиджа. В частности, в рамках Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ)  было построено крупнейшее предприятие по производству алюминия. С 585 тыс. тонн алюминия в год (а при необходимости производство может быть доведено до 1,2 млн тонн)  члены ССАГПЗ благодаря Катару обрели  другое экономическое измерение в регионе.

Выиграет от этого глобального проекта и сам Катар. В частности, с выходом упомянутого предприятия на проектную отметку ожидаются повышение национального ВВП примерно на 1,5 миллиарда  долларов и значительное ускорение темпов диверсификации экономики страны. К слову,  предприятие не так давно приступило к производству  продукции — в декабре 2009 года Qatalum отправил первую партию алюминиевого литья в Индию, что ознаменовало начало «алюминиевой эры» в катарском экспорте. Основными рынками сбыта продукции будут, как ожидается, страны ССАГПЗ,  Ближнего Востока, Азии, государства Северной Америки.

Эксперты отмечают, что алюминиевый комбинат Qatalum, созданный как совместное предприятие катарского концерна Qatar Petroleum и норвежской Norsk Hydro ASA (с равными долями собственности 50:50) — детище нового тысячелетия, в котором воплощены идеи промышленных достижений, высоких технологий и забота об окружающей среде. «Благодаря совместной приверженности к устойчивости и экологической безопасности, оперативной деятельности и технологическому лидерству Катар находится в авангарде алюминиевой промышленности в регионе», — отмечает норвежский эксперт и бизнесмен, главный исполнительный директор Qatalum Ян Арве Хауган.

Свои планы в деле  диверсификации экономики  имеют и катарские сталелитейщики. В частности, Qatar Steel — первая интегрированная сталепроизводящая компания в Персидском заливе — планирует удвоить производство продукции к 2012 году. Сделать это предполагается при помощи ряда западноевропейских специалистов, в частности, австрийской компании INTECO, договор о сотрудничестве с которой был подписан в Вене 25 января 2010 года. INTECO, известная на протяжении трех десятилетий своими проектами для металлургических заводов в России, Китае и Европе, обязалась провести в Катаре модернизацию существующих сталеплавильных цехов. При этом ввод в эксплуатацию новых мощностей запланирован на четвертый квартал 2011 года.

Стальной бум объясняется благоприятными прогнозами в сфере строительства, где необходимы ее особые сорта и профили. Среди основных ее потребителей  — новый аэропорт в Дохе, расположенный примерно в двух километрах от  ныне действующего.

 

ВОЗДУШНЫЕ ВОРОТА КАТАРА

 

Международный аэропорт Катара, что в нескольких километрах от центра  Дохи, действует  круглосуточно, а его услугами пользуются более 35 региональных и международных авиакомпаний. Кроме того, это основной аэропорт авиакомпании Qatar  Airways. Кстати,  это одна из всего лишь шести авиакомпаний мира, которым независимое агентство Skytrax, проводящее мониторинг качества обслуживания на международном рынке авиаперевозок, присвоило престижную категорию «Пять звезд» за превосходное качество обслуживания и соответствие строжайшим мировым стандартам. Начиная с 1998 года,  международный аэропорт Дохи показывает устойчивый рост показателей пассажирского и грузового оборота. По данным статистики за 2007 год, услугами аэропорта воспользовались более 14 миллионов  человек. Абсолютный рост по данному показателю составил 22,1 процента, что является самым высоким индексом роста среди всех коммерческих аэропортов мира. Если же сравнивать с 1998 годом, когда через воздушные ворота Катара прошли около 2 миллионов пассажиров, то рост будет идти в разы. Такая существенная разница говорит о многом.

В связи с бурным экономическим  развитием страны  ныне действующие  воздушные ворота с трудом справляются с повышенными нагрузками. Поэтому и возникла идея   строительства нового  аэропорта, который сможет пропускать около 50 миллионов пассажиров в год.  Он расположится на территории 1700 гектаров, 40 процентов которой составит осушенный участок Персидского залива. Кстати, сметная стоимость этого  проекта составляет 5,5 миллиарда  долларов  США, он будет полностью завершен в 2015 году.

Новый международный аэропорт Дохи будет оборудован самой совершенной техникой и технологиями. А  из общей  его территории 25 тысяч квадратных  метров  будет отведено под магазины розничной торговли, комфортабельные залы ожидания и многоэтажные автостоянки, где пассажиры и встречающие смогут оставлять автомобили как на короткий, так и длительный сроки. Кроме того, в аэропорту будет построен терминал Emiri (Королевский терминал) для приема самолетов с VIP-персонами на борту, дополнительные стоянки для самолетов, здания грузового терминала, ангары, а также вспомогательные объекты, необходимые для нормального функционирования  аэропорта и авиакомпаний. В состав этого комплекса войдут отель, расположенный рядом с аэропортом, и отель на 100 номеров внутри самого терминала для обслуживания гостей и транзитных пассажиров.

Принимая во внимание, что к 2015 году до 50 миллионов пассажиров будут ежегодно проходить через новый аэропорт, то  станет понятным, что он будет формировать первое впечатление о городе Доха как у туристов, так и у тех, кто приехал в Катар с деловыми целями. Это раз. Во-вторых,  на сооружение этого крупного объекта понадобится множество стройматериалов и различных изделий, часть которых будет производиться в самом Катаре. Последнее не что иное, как практическое  претворение в жизнь планов по диверсификации экономики.

 

Вагиф АБДУЛЛАЕВ,

специальный корреспондент «Бакинского рабочего»

 

БАКУ — ДОХА — БАКУ

 

P.S. Несмотря на значительные  подвижки  в деле диверсификации экономики, газовый сектор Катара по-прежнему остается главной составляющей валового внутреннего продукта  страны.  Шесть новых крупных установок по сжижению газа и несколько нефтехимических производств будут в ближайшее время  введены в эксплуатацию. Это приведет к значительному  увеличению объемов добычи газа и его переработки. И такая диспропорция характерна для всех стран, в том числе и для Азербайджана, которые богаты нефтью и газом.

Абдуллаев Вагиф

Бакинский рабочий.- 2011.- 8 февраля.- С.3.