И ПОТЕКУТ РУЧЕЙКАМИ ВОДЫ КАСПИЯ

 

ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ЭТОЙ ИДЕИ В РЕСПУБЛИКЕ, ОРИЕНТИРУЯСЬ НА МИРОВОЙ ОПЫТ,

СТАНУТ СТРОИТЬ ЗАВОДЫ ПО ОПРЕСНЕНИЮ МОРСКОЙ ВОДЫ

 

«Считаю, что в 2011 году нам необходимо реализовать первый проект по опреснению воды Каспийского моря. Если он будет успешным, в чем я не сомневаюсь, то в последующие годы в рамках конкретной программы следует принять широкомасштабные меры».

 

Ильхам АЛИЕВ,

Президент Азербайджанской Республики

 

Идею по использованию водного бассейна Каспия для нужд народного хозяйства впервые выдвинул глава нашего государства Ильхам Алиев.  Возможно, кому-то она может показаться  фантастической  или несвоевременной, поскольку  недавно вступил в эксплуатацию водопровод Огуз — Габала — Баку, а на очереди, а вернее  в 2012 году войдут в эксплуатацию Самур-Абшеронский  канал и  водохранилище Тахтакерпю.  Во-первых, воды Каспия на первых порах будут использованы лишь для орошения посевных земель.

 

Во-вторых, дефицит питьевой воды, несмотря на реализацию в республике некоторых проектов,  может грозить и нам, поскольку очень быстрыми темпами растут как численность населения республики (нас уже более девяти миллионов), так и ее экономика. Такой настораживающий  прогноз, как показывает  мировая статистика,  далек от преувеличения. Достаточно сказать, что сегодня около одной трети населения планеты живет в районах, где питьевая вода является дефицитом, а более одного миллиарда человек практически не имеют возможности употреблять безопасную для здоровья воду. И, к сожалению, прогнозы ученых на перспективу  неутешительны: ежегодно запасы пресной воды уменьшаются на

2 процента, в то время как число жителей Земли растет. Не случайно главным итогом первого Азиатско-Тихоокеанского саммита воды, проходившего в Японии, стало заявление главы ООН Пан Ги Муна: «Воды на всех не хватит». И ведь он прав. С каждым годом источники чистой питьевой воды все более загрязняются и приходят в негодность.  Даже в благополучной Европе для

100 миллионов человек питьевая вода является недоступной, и им приходится закупать воду в других странах.

За последние 30 лет потребление воды в мире резко возросло. Причин тому несколько, включая значительное увеличение количества бытовой техники — посудомоечных и стиральных машин, — а также автомоек, садовых поливальных машин и туалетов с водным сливом, на долю которых в некоторых   странах, к примеру, в Британии,  приходится треть бытового использования воды. Рост потребления воды  связан также с развитием промышленности, использованием систем орошения и общим повышением уровня жизни.

Возросшая нагрузка обязывает правительства тех или государств  искать альтернативные источники воды. И это им удается.   К примеру, некоторые страны Ближнего Востока, такие как Катар, ОАЭ, Саудовская Аравия, Кувейт строят опреснительные заводы. И эти  меры дают колоссальный эффект. Так, находясь в ноябре прошлого года в Катаре, я интересовался этим сегментом местной экономики. В этой стране действуют шесть опреснительных заводов. Их общая производственная мощность составляет

270 миллионов  галлонов воды в сутки.

В ближайшие годы  этот объем будет стремительно расти. Так, в исследовании Frost & Sullivan (Всемирно известное Британское аналитическое агентство)  говорится, что  «потребность в опресненной воде в регионе MENA (регионы Ближнего Востока и Северной Африки — В.А.) ежегодно будет возрастать на 2,7 млн л в день. Учитывая этот факт, региональный рынок опреснительных заводов, который уже и без этого стремительно развивается вот уже на протяжении нескольких лет, ожидает значительный рост и в ближайшем будущем. Скорее всего, в период с 2009-го по 2013 г. в него будет инвестировано около 15,5 млрд долларов США».

Может создаться  впечатление будто сооружение заводов по опреснению морской воды с целью ее использования в жизненных целях оправдано лишь в странах Ближнего Востока. Однако это далеко не так: к использованию этого источника добычи воды подключены многие ведущие страны мира. Возьмем Англию. В ее столице, Лондоне,  недавно построен первый завод (его  мощность — 140 млн литров в сутки) по опреснению морской воды. Предприятие будет функционировать исключительно в сезон, обеспечивая ежедневные потребности миллиона человек. Стоимость инвестиций в строительство завода составила  270 миллиона фунтов стерлингов.

Другой факт. В мае 2010 года, Президент Израиля Шимон Перес торжественно открыл новый завод по опреснению морской воды. Это огромный завод на средиземноморском побережье Израиля, рядом с городом Хадера, с сетью труб, проложенных под берегом и уходящих далеко в море.

Это третий из пяти крупных объектов, которые будут расположены вдоль береговой линии, чья задача дать стране две трети требуемой питьевой воды. Они также позволят переориентировать национальную водную систему, созданную за последние 50 лет.

 Завод в Хадере стоимостью в 425 млн долларов стал крупнейшим в мире, где используется технология, не требующая нагрева морской воды, как это делается на других крупных опреснительных объектах. Завод рассчитан на производство 33 млрд галлонов питьевой воды ежегодно. Еще более крупный завод-опреснитель в районе южного порта Ашдод планируется завершить в 2013 году.

Опреснение морской воды, как считают ученые Израиля, позволит восстановить и сберечь для будущих поколений два крупнейших природных источника пресной воды в стране — реку Иордан и озеро Кинерет.

Как видим,  вопросом  опреснения морской воды заняты немало стран. По некоторым данным, их число составляет 150. 

В целом,  по состоянию на конец 2009 года в мире действовали 14.451 опреснительный завод совокупной мощностью 59,9 млн куб. м в день. По сравнению с 2008 годом прирост мощности составил 12,3%. Кроме того, 244 опреснительные установки (дополнительно

9,1 млн куб. м в день) находятся в стадии строительства.

Рынок технологий опреснения соленой воды стремительно развивается.  Самые мощные опреснительные установки расположены в странах Ближнего Востока. В качестве примера крупнейшей системы опреснения можно привести Shoabia 3 (западное побережье Саудовской Аравии), выпускающую 880.000 куб. м пресной воды в день. Также в регионе на стадии строительства находятся

7 установок мощностью более 400.000 куб в день для каждой.

По оценкам экспертов, в ближайшие 10 лет рынок технологий опреснения морской воды вырастет на 60%: с 10 млрд до 16 млрд долларов в 2020 году. Основными драйверами роста станут Алжир, Испания и Австралия. Кроме того, рост спроса ожидается на развивающихся рынках Китая, Индии и США. Возможно, через несколько лет в этот список войдет и Азербайджан.

 

Вагиф АБДУЛЛАЕВ

Бакинский рабочий.- 2011.- 17 февраля.- С.3.