ЦЕНТР ПРИТЯЖЕНИЯ

 

В Государственной нефтяной компании создано новое звено — Научно-производственный центр «Нанотехнологии» (НПЦентр).

Это  — самая свежая и знаковая новость. Разумеется, существуют различные формы объединения науки с производительными силами. Однако здесь речь идет о новейшей отрасли знаний, которой суждено, по признанию самих ученых, в XXI веке обогатить человечество грандиозными достижениями во многих областях развития. Я был невольным свидетелем того, как материализуется идея центра. Он размещается в двух зданиях с просторными комнатами, в которых располагаются формируемые отделы. В качестве директора его возглавляет профессор Эльдар Шахбазов, бывший советник первого вице-президента ГНКАР (SOCAR).

 

— Надо полагать, создание центра означает, что руководство компании одобряет разработку нанотехнологий и их внедрение в добычу нефти и бурение скважин, которыми вы и ваши коллеги до сих пор занимались? — высказываю давно выношенную мысль.

— Оно не только одобряет, но и проявляет государственную заботу, чтобы работы по использованию достижений нанонауки в производстве расширялись и углублялись, — поделился мыслями профессор. — Мы руководствуемся утвержденной программой «НАНОНЕФТЬ», рассчитанной на 2010—2015 годы. Она уже претворяется в жизнь...

Хотя в «Бакинском рабочем» уже рассказывалось  о природе наночастиц, необходимо и сейчас коснуться вопроса их образования, чтобы яснее были направления практического приложения научных достижений. Термин «нано» по-гречески означает «карлик». На современном научном языке наночастицы представляются размером 10-9 метра, то есть миллиардная часть. Их получают путем весьма трудоемкого измельчения металлов, чаще всего алюминия, меди и железа.

Эти МНЧ поражают неожиданными свойствами, что и составляет их отличительную особенность: проявляя завидную активность, они способны самопроизвольно увеличиваться, входят в химическое взаимодействие со средой, в которой  они окажутся, показывают способность управлять происходящими процессами, обладают памятью и т.д.

На «разумное» поведение МНЧ много лет назад обратил внимание покойный академик Азад Мирзаджанзаде, рекомендовавший применять металлочастицы в нефтяной промышленности. От его мудрого предвидения берет начало азербайджанская нефтенанонаука. Знаменитый ученый широко смотрел на явления жизни, ставил проблему в целом по отрасли. Заслуга нынешнего поколения ученых республики в том, что они впервые разработали научные основы  механизма взаимодействия пластовой системы (ИТ) нанотехнологий. Программа состоит из разделов — «Нанонефть», «Нанодобыча», «Нанобурение», «Нанонефтехимия» и «Эконанонефть».

Достигнуты хорошие результаты в осуществлении первых ее двух разделов. Теперь, с образованием НПЦентра, по-видимому, интенсивность исследовательских работ возрастает и в других направлениях.

Профессор быстро подошел к пустому шкафу и, нагнувшись, извлек из его глубины четыре стеклянные баночки, наполненные черной, черно-бурой и черно-коричневой жидкостью. Наклейки гласили: «Нанонефть», «Нанобитум», «Наномая», «НаноОММ». У всех помечена дата получения патента.

Слушая увлекательный и убеждающий рассказ профессора, прежде всего подумал о нем, о его  преданном отношении к порученному делу. Переезжая на новое место, в  первую очередь, он захватил с собой не книги, в том числе написанные им самим, не деловые бумаги, а эти баночки — так они ему дороги, он к ним привязан. Иначе и быть не могло. Эти жидкости получены совместно с заведующим лабораторией НИПИ «Нефтегаз», доктором технических наук Эльчином Кязимовым путем большого числа экспериментов, в них сконцентрировано самое дорогое для ученых    разработанная ими технология применения наночастиц в добыче нефти и бурении. Чтобы не осложнять рассказ, другие их достоинства не называю.

Возьмем следующий аспект — наличие патентов. Ведь не секрет — немало случаев кражи достигнутых практических результатов и в научном мире, когда на их получение уходят годы. А патент категорически предупреждает: «Ша! Не сметь присваивать чужой труд, дело подсудное!» С другой стороны, встречаются драматические факты, когда из-за затягивания документального подтверждения авторства на изобретения они присваиваются нечестными и более расторопными людьми.

Показанные жидкости — это готовая к применению продукция, про себя я их называю «лечебными». Выработка их освоена  настолько хорошо, что возникла реальная возможность серийного производства и реализации. В условиях рыночной экономики они становятся  ходким товаром. Есть уже и заявки от заинтересованных потребителей.

Заслуги создателей нанотехнологий и их применения в нефтяной отрасли не остались незамеченными. Они прославили Азербайджан. Группа ученых и инженеров награждена Золотой медалью ЮНЕСКО. Их расчеты и выводы признаны как научный труд большой ценности, помещены в энциклопедию, издаваемую этой организацией ООН по вопросам образования, науки и культуры.

Возникновение НПЦентра означает, что Госкомпания не остановилась на достигнутом, нацеливает ученых и инженеров на расширение применения нанотехнологий. Отметим то обстоятельство, что, набирая специалистов по профилю, центр сплачивает и консолидирует наличные силы, включает их в созидательный процесс. К нему тянутся все, кого увлекает новая отрасль науки и производства.

Актуальнейшая задача, стоящая перед НПЦентром, — облегчение труда эксплуатационников на промыслах, уменьшение производственных затрат, заставить «работать» пласты, чтобы можно было, не переставая, извлекать нефть и газ, а также  освоение безаварийного бурения скважин. Часть этих проблем мы обсудили с Эльчином Кязимовым.

По данным НПЦентра, примерно около трех тысяч скважин или половина действующего фонда в процессе извлечения нефти или газа регулярно забиваются песком. Он затягивается в забои, а потом поступает и в трубы с откачиваемой жидкостью — нефтью и пластовой водой. До прихода в НПЦентр Гаджиев возглавлял лабораторию в Нефтяной академии, где исследовал возможности облегчения положения скважин и поддержания их в работоспособном состоянии. На основе этих исследований  Гаджиев  пришел к выводу, что преобладают два вида «заболевания» скважин. Для обоих случаев им разработан метод восстановления их работоспособности путем применения «лечебной» промывочной жидкости, измельчающей затвердевший, как камень, песок.

Для убедительности в эффекте Гаджиев привел пример. При промывке скважин дисперсной жидкостью их межремонтный период в среднем увеличивается почти на три месяца. Ученый прикинул, взяв за основу скважину с дебитом четыре тонны. После «лечения» она даст дополнительно около 60—80 тонн нефти. Прямо скажем, игра стоит свеч — затрачиваемые средства, усилия и время окупаются  сторицей.

Кучу причин, осложняющих проходку буровых, перечислил Э.Кязимов. Это — поглощение бурового раствора, осыпи и обвалы, нефтегазопроявления и т.д. Число их резко возрастает с увеличением глубины проходки. Тут многое зависит от правильного выбора типа бурового раствора. А с применением нанотехнологий для его обработки зачастую удается пробуривать скважины без аварий до конца.

С этой целью вместе со специалистами, теперь влившимися в НПЦентр, в возглавляемой им лаборатории были разработаны нанотехнологические системы на основе эффекта малых и сверхмалых концентраций «Нанонефть», «Нанобитум», «Нанояга», «Наномая» и  «Наногудрон». Эти жидкости для обработки бурового раствора с целью  улучшения его качественных показателей выбираются с учетом горно-геологических условий проходки.

На схеме, составленной Кязымовым, названы восемь площадей, где пробурена 21 скважина без каких-либо осложнений, ввод их в эксплуатацию был ускорен. Высокую оценку применению нанотехнологий дал главный инженер Абшеронского УБР Рагим Ширинов. Бригады управления ведут бурение скважин на площадях «Бузовна» и «Пираллахи». С использованием нанотехнологий бурение скважин №№1076, 1078 осуществлено  без осложнений, они введены в эксплуатацию с опережением графика на несколько дней. Сейчас идет подготовка к использованию обработанного наночастицами бурового раствора на скважинах №№1364 и 1374.

Заведующий лабораторией по подготовке буровых растворов Морского управления разведочного бурения Фарман Мустафаев сообщил, что на трех скважинах площади «Гюнешли» использована система «Наномая» с целью предотвращения ухода бурового раствора в продуктивный горизонт. Эта мера защитит его от загрязнения. Стало быть, приток нефти в забой скважины облегчается, и дебит ее увеличится. Скважина №421 пробурена с ускорением на 15 дней. А это десятки тонн дополнительно извлеченной нефти...

Вот такие высокие результаты и подтверждают факт, что коллектив НПЦентра находится на передовой линии наращивания добычи нефти и газа — основного богатства быстро развивающегося  Азербайджана.

 

Ахмед ГАМЕДОВ

Бакинский рабочий.- 2011.- 23 июля.- С.3.