«НЕ ПОВТОРЯЙ ДВИЖЕНИЙ МАСТЕРА»

 

Наш собеседник — первый вице-президент Федерации таеквондо, двухкратный чемпион мира по каратэ Физули МУСАЕВ.

— Довольны ли вы результатом сборной на чемпионате мира по тaэквондо WTF, который проходил с 1 по 6 мая 2011 года в Кенджу (Южная Корея)?

— Естественно, недоволен. Я ожидал большего от этого чемпионата (сборная Азербайджана  вернулась имея в копилке

1 бронзовую  медаль, которую завоевал Рамин Азизов в весовой категории 80 кг — М.М.). Большие надежды возлагались на Тявяккюля Байрамова, Эльвина Мамедова, Фариза Алиева. Да, мы заняли по медалям  десятое, а по очкам — четырнадцатое места. Если учесть, что на чемпионат приехали 149 команд, то наш результат, в принципе, неплохой. Но я ожидал большего, и нам это было вполне под силу.

 

— И что же, по-вашему, помешало добиться большего?

— Факторов много. Где-то недоработали спортсмены, у кого-то, как в случае с Айдыном Бахмаловым, не хватило опыта. Он — чемпион мира среди юниоров, и  в свои неполные 18 лет дебютировал на взрослом чемпионате. В принципе, как спортсмен дрался он неплохо и не был мальчиком для битья. Пройдя первого  противника из Ливии, во втором туре в соперники ему попался опытный иранский  боец, чемпион Азии и, как оказалось, бронзовый призер этого мундиаля. Айдын проиграл ему с небольшой разницей в очках.  Повторюсь — ему не хватило опыта. Увы, Илькину Шахбазову помешала травма — выиграв три  боя, в четвертом он сломал руку и выбыл из турнира. А вот в случае с Рамином Азизовым против нас сыграла ошибка судьи, который в полуфинале дал очко в пользу иранского спортсмена. Просмотрев повтор, я заметил это, но, увы, не уложился в 60 секунд, отведенные правилами для протеста. Пусть и непреднамеренно, но иранец провел запрещенный прием, что автоматически выводило в финал Рамина. Кстати, в послематчевом интервью и сам «невольный финалист» признал ошибку арбитра.

— 149 стран-участниц, более 1200 спортсменов. Т.e. в среднем  70 бойцов в каждой весовой категории. При таком количестве соискателей наград 1 бронзовая медаль не кажется таким уж неудовлетворительным результатом.

Согласен с вами. Из 15 республик бывшего СССР только 3 увезли с собою медали. Узбекистан 1 «серебро», Россия и Азербайджан —  по 1 «бронзе». Но условия, созданные в нашей республике для развития спорта в целом и таеквондо в частности, позволяют нам замахнуться и на куда большее.

— Означает ли это, что Азербайджан имеет неслабые позиции в мире таеквондо?

— Отвечу вам фактами: глава федерации Кямаледдин Гейдаров является вице-президентом WTF (World Taekvondo Federation), а я — один из 24  членов  исполкома  этой организации. А если учесть, что членами этой организации  являются 200  стран  и  она   вторая  федерация  в  мире  после  ФИФА по количеству  стран-участниц, то это, безусловно, говорит о крепких позициях нашего таеквондо. К  вышесказанному добавлю, что нам было доверено проведение многих ответственных соревнований,  и лицензионных в том числе. Кстати, c 30 июня по 3 июля  в  Баку пройдет турнир, дающий лицензию на Лондонскую Олимпиаду.

— Мы знаем, что вы стояли у истоков нашего таеквондо. Расскажите, пожалуйста, об этапах становления этого вида  единоборства у нас в стране.

— После распада СССР в Азербайджане не было как таковой какой-либо четкой программы по развитию спорта. Федерации носили номинальный характер. Ну, разве что изредка уделялось внимание борьбе и боксу. Как правило, все держалось на  энтузиазме отдельных тренеров, безраздельно преданных спорту. Ситуация стала меняться к лучшему после того, как республику вновь возглавил наш общенациональный лидер Гейдар Алиев, всегда уделявший внимание развитию спорта. Поворотным же моментом стал 1997 год, когда Национальный Олимпийский Комитет возглавил Ильхам Алиев. На  работу в федерацию начали привлекать талантливых организаторов. В 1999 году президентом Федерации таеквондо Азербайджана был избран Кямалeддин Гейдаров, привлекший к работе настоящих профессионалов, и вашего покорного слугу в том числе. На должность технического директора был приглашен известный  специалист,  кореец Ох Кванг Чунг, (смеется) по-нашему Орхан. На тот момент у нас было не более  30 спортсменов, которым можно было доверить работу с детьми. Этого было недостаточно. На сегодняшний день у нас уже около 100 тренеров очень высокого европейского уровня, имеющих, как минимум, второй  или третий даны.

Победы пришли не сразу. На первой для таеквондо Олимпиаде в 2000 году в Сиднее не было ни одного нашего бойца. Но мы не опустили руки, и результат не заставил себя долго ждать, уже в 2001 году Ниямеддин Пашаев стал чемпионом мира! Кстати, первым среди таеквондистов бывшего Союза.

— Ваша карьера состоит из трех этапов: выдающийся спортсмен, успешный тренер, спортивный функционер. На каком поприще было труднее всего?

— Конечно,  сейчас. Как боец я нес ответственность только за себя, как тренер — за своих подопечных, а они всегда были перед глазами. А как первый вице-президент федерации я должен держать в поле зрения все таеквондо республики, которое, к слову сказать, развито во всех без исключения регионах. Во  всех!!! Причем все секции совершенно бесплатные. За счет федерации ежегодно обновляется их снаряжение, 2 раза в год проводятся семинары для тренеров, их аттестация, принимаются экзамены на получение дана или тренерской лицензии.

— Бывают ли трудности при комплектации сборной?

  Да, порой,  действительно, трудно. Не редки ситуации, когда из 5—6 спортсменов примерно одинакового уровня надо выбирать одного. Бывают, конечно,  и лидеры, но мы их не выделяем. (Смеется). Это непедагогично! Есть закономерность — человек, которого выделяют, больше остальных подвержен звездной болезни. Место в сборной ни за кем заранее не зарезервировано. На турнир едет сильнейший на момент соревнования, регалии  в  расчет не берутся.

  А на лицензионный летний турнир  в Баку состав  уже определен ?

— Пока нет. Приблизительно с составом мы определимся  после Открытого чемпионата Азербайджана, стартующего 27 мая. На нем  мы намерены выступить расширенным составом.

— Физули Мусаев — кумир для многих молодых спортсменов. А есть ли кумир у Физули Мусаева?

— Приятно  слышать, что для  кого-то я кумир. А у меня их было несколько. Но, конечно же,  первым и самым любимым был и остается Брюс Ли. Величайший мастер боевых искусств! Но надо учиться у кумиров, а не слепо подражать им. Как гласит японская мудрость «НЕ  ПОВ-ТОРЯЙ ДВИЖЕНИЙ  МАСТЕРА». Не копируй и не подражай слепо, а развивайся и найди себя. Полсантиметра не суть важно, главное — найди свой стиль. Нет предела совершенству.

Хочу рассказать  читателям «Бакинского рабочего» один примечательный случай из моей тренерской практики. Много лет назад  на одном из занятий я показал ученикам движение, и один из них сделал его немного по-своему. Я попросил его повторить и сам повторил за ним. Невероятно, но факт — я, двухкратный чемпион мира, вынужден был признать, что техническое исполнение этого 12—13 летнего мальчугана эффективнее  и  удобнее. На основе его движения я построил для себя новую технику.

— Спасибо за содержaтельную беседу, Физули муаллим. Желаем нашим таеквондистам на предстоящем турнире в Баку почаще подниматься на высшую ступень пьедестала.

 

Мурад МАМЕДОВ

Бакинский рабочий.- 2011.- 18 мая.- С.6.