Мэр Вильнюса: «Много раз бывал во время войны в Нагорном Карабахе…»

 

 

 Эксклюзивное интервью 1news.az с мэром Вильнюса (Литва) Артурасом Зуокасом

 

 — Известно, что еще в 90-х годах минувшего столетия, будучи журналистом, вы освещали в том числе карабахский конфликт.

 

 — Будучи корреспондентом, который специализировался на освещении конфликтов в различных точках мирах, я провел достаточно много времени в Азербайджане, включая события 1990 года в Баку. Много раз бывал во время войны в Нагорном Карабахе. Был по обе стороны фронта. Бывал в Нахчыване.

 

 Также мне приходилось работать в Грузии,  Абхазии, Чечне, Приднестровье. Будучи журналистом, я провел много времени в этих местах.

 

 — Какие впечатления у вас остались от посещения Нагорного Карабаха? Что больше всего запомнилось?

 

 — В принципе, я работал как тележурналист. У меня до сих сохранилось много видеорепортажей тех времен. Некоторые из них можно найти на YouTube.

 

 Каковы впечатления? Конфликт, который существует между Арменией и Азербайджаном, достаточно сложно описать несколькими словами. Ситуация, которая сложилась тогда и продолжает иметь место и сегодня, ущемляет права на жизнь в нормальных условиях людей по обе стороны конфликта.

 

 Я помню, как беседовал с армянским учителем, который вместе с семьей жил под Агдамом. Жил он фактически в бомбоубежище. Я был у него. И он искренне говорил мне, что не понимает, как так могло случиться. Он рассказывал, что армяне и азербайджанцы жили рядом, жили мирно. Его сосед был азербайджанец, с которым он дружил, справлял вместе праздники. Не было никаких проблем, и так было долго. И он искренне удивился: что же случилось, что сегодня мы воюем друг против друга? 

 

 — А к каким вы лично тогда пришли выводам относительно истоков конфликта?

 

 — Будучи профессиональным журналистом, я не старался делать какие-либо выводы. Моя работа заключалась в том, чтобы фиксировать события и не давать какие-то либо советы той или иной стороне. Я старался быть объективным. Я понимаю, что решение этого вопроса требует решительных усилий, которые должны быть приняты на политическом уровне. И без применения силы. Иначе эта проблема будет тянуться долгие и долгие годы. Хотя, с другой стороны, может, и нужно время, чтобы эту проблему можно было  решить раз и навсегда.

 

 И я думаю, что тот конфликт, который начался, был спровоцирован ситуацией распада  СССР. И разные советские политики, определенные силы в то время высказывали очень жесткое мнение относительно конфликта, тем самым провоцируя все новые витки конфликта.

 

 Вопрос о том, как решить эту проблему, — достаточно сложный. Думаю, что время и открытый диалог должны помочь найти решение конфликта.

 

 — Вы продолжаете следить за тем, как развивается процесс урегулирования карабахского конфликта?

 

 — Не так активно, как раньше. Но если мне попадаются новости в литовской или зарубежной прессе, конечно, не пропускаю подобную информацию. И скажу, что сегодня о конфликте у нас намного меньше информации, чем раньше. Возможно, в этом есть плюс. Значит, сегодня нет того большого конфликта, что был раньше. А это позволит подойти к какому-либо решению.

 

 — В прошлом году Литва была председателем ОБСЕ и пыталась активно влиять на процесс урегулирования карабахского конфликта. Несмотря на то, что в этом году Литва уже не председательствует в этой организации, МИД вашей страны по-прежнему готов играть активную роль в процессе урегулирования. Скажите, может ли Вильнюс действительно стать полноценным посредником, который будет серьезно влиять на карабахский конфликт?

 

 — Думаю, да. Литва достаточно нейтральна в этом конфликте. Если, к примеру, какое-то мнение высказывает Россия, то ее мнение можно трактовать по-разному. Литва же могла быть тем посредником, который достаточно объективно оценил бы ситуацию и играл  роль медиатора, чтобы привести стороны к какому-либо решению. Это не значит, что решение будет одинаково приемлемо для обеих сторон конфликта. Нужно идти вперед и решать эту проблему рано или поздно. Ведь за этой проблемой стоят реальные люди, реальные судьбы людей. И если Литва в этом деле сможет помочь, я только поддержу эту инициативу.

 

 — А когда вы в последний раз были в Азербайджане?

 

 — Достаточно давно. Но в этом году планирую приехать. Приеду в ранге мэра, политика. Тем более что я достаточно много знаю о развитии Баку. Знаю по тем проектам, которые реализуются сегодня в Баку. Конечно же, хотелось бы увидеть все это своими глазами.

 Возможно, мы приедем в Баку во время конкурса «Евровидение», чтобы поддержать литовского исполнителя.

 

 — Насколько я знаю, Баку и Вильнюс не являются побратимами, между городами нет особо тесных связей. Как-то намерены это исправлять? Возможно, есть планы, задумки, предложения для бакинского коллеги?

 

 — Об этом как раз и хотел поговорить в Баку. Тем более что у нас достаточно сильная азербайджанская община в Литве, в частности, в Вильнюсе. По разным данным, в Литве проживают около 1000 азербайджанских семей, большинство из которых живут в Вильнюсе. Они достаточно активно себя проявляют. И есть все основания для активного сотрудничества городов.

 

 — Когда вы говорите об их активности, что вы имеет в виду?

 

 — К примеру, один из лидеров азербайджанской общины даже руководит Ассоциацией национальных меньшинств, которые проживают в Литве. Это достаточно почетный статус, который говорит о том, что и другие национальные меньшинства поддерживают лидера азербайджанской общины. Также азербайджанцы Литвы активно участвует в разных городских мероприятиях, в том числе — культурных.

 

 Гамид ГАМИДОВ

Бакинский рабочий.- 2012.- 7 апреля.- С.4.