Прорыв в Европу

 В Германии будет создано подразделение Научно-производственного центра «Нанотехнологии» Государственной нефтяной компании Азербайджана, что явится реальным условием для экспорта высоких технологий, разрабатываемых в нашей стране.

 

 Об этом достигнута договоренность между ГНКАР и немецким Агентством экономического развития федеральной земли Северный Рейн—Вестфалия NRW.INWEST GmbH, а также кластером  новых наномикротехнологий NanoMikro+Werkstoffe.NRW.  Соглашение-меморандум подписал президент ГНКАР Ровнаг Абдуллаев. Данный  дипломатический документ следует отнести к категории обстоятельной записки, в которой обобщенно изложена практическая особенность действий сторон. В частности, предусмотрена организация подразделения Научно-производственного центра «Нанотехнологии» ГНКАР на территории Северный Рейн—Вестфалия, оговорены вопросы финансирования, технического и юридического обоснования совместных проектов, определения территории для производства нанотехнологических систем. Зачинатели новых проектов изучат рынки сбыта своей продукции в странах Европы и т.д.

 

 Германские газеты дружно опубликовали материалы о сути соглашения. Через них производственники высказали свое восхищение ГНКАР и расположенность к ней, отметили ее высокий международный авторитет, удовлетворенность достигнутым соглашением. Так, директор завода NRW.INWEST GmbH Петер Васснер отметил: «Мы очень рады, что такая большая компания, как ГНКАР, для своей деятельности в Западной Европе в качестве пространства для применения высоких технологий выбрала землю Северный Рейн—Вестфалия. В результате интенсивных переговоров мы удостоились подписания меморандума...» Менеджер NanoMikro+Werkstoffe.NRW Харальд Кремер: «То, что азербайджанская компания выбрала Северный Рейн-Вестфалия, подтверждает активность этой земли Германии и на международной арене как пространства высокого уровня в сфере нанотехнологий. ГНКАР входит в число 20 крупнейших неприватизированных компаний...»

 

 Выдав эту значительную и приятную во всех отношениях информацию, директор НПЦентра «Нанотехнологии» профессор Эльдар Шахбазов, строго принципиальный, корректный до щепетильности во всем, что касается научных выводов, счел необходимым ознакомить меня с основными делами своего коллектива и объяснить, чем же они привлекательны для германских исследователей и бизнеса. Подобная позиция, думается, — самый верный подход, ибо не добившись ощутимых результатов у себя на родине, невозможно надеяться привлечь внимание к ним зарубежных потребителей.

 

 Итак, коротко о том, как рождались нанотехнологии. Исследования, проведенные учеными-нефтяниками Госнефтекомпании, показали, что основные причины осложнений в добыче нефти связаны с физической природой явлений в недрах. На  молекулярном и атомном уровне нефть и газ представляют собой наносистемы. Стало быть, воздействие на жидкости с целью интенсификации добычи углеводородного сырья следует проводить тоже на атомно-молекулярном наноуровне. Проведенные исследования показали, что использование при этом наночастиц разных металлов в виде катализаторов позволяет повысить активность эксплуатируемых длительное время скважин на месторождениях, где имеются еще большие остаточные запасы нефти.

 

 Сделаны важные выводы, составляющие сущность, квинтэссенцию разработанных нанотехнологий. Первый заключается в том, что наибольший эффект получается при применении металлических наночастиц в микродозах, второй — во время их нагнетания в пласты МНЧ необходимо покрыть их поверхностно-активными веществами (ПАЗ).

 

 Коротко изложенное здесь взято из книг, авторами которых являются академик Хошбахт Юсифзаде, профессор Эльдар Шахбазов и математик Олег Дышин. Эти книги, патенты на изобретения, полученные НПЦентром «Нанотехнологии», делают его коллективу честь и свидетельствуют, что первенство в разработке нанотехнологий в области добычи нефти и бурении принадлежит азербайджанским нефтяникам, ученым этой отрасли, поднимают престиж страны, работают на ее авторитет.

 

 Но самое главное, ценимое и запоминающееся в их делах — достижение практических результатов. С начальником отдела НПЦентра Гаджаном Гаджиевым встретился перед тем, как он готовился вместе с сотрудниками выехать на Бибиэйбат. Ему не потребовалось лихорадочно перелистывать журналы учета выполненных работ, как иногда поступают некоторые руководители, — Гаджан все держал в памяти. Сосредоточившись и глядя в одну точку, лишь изредка поворачивая голову в мою сторону, он разъяснял:

 

 — В прошлом году, исследовав два куста, состоящих из двенадцати скважин, мы подготовили требуемую по состоянию пластов нанокомпозиционную жидкость, и  накачали ее. Результаты показали, что  попали, как говорится, в самую точку: одна группа скважин увеличила подачу нефти на 18 процентов, другая — на 26. Годовая программа выполнена. Около тридцати скважин после обработки наносистемами действуют в  оптимальном для старых месторождений режиме. В новом году под свою опеку взяли уже сорок скважин. Сил достаточно, чтобы охватить нанотехнологиями большое количество. Так и поступим, если получим заказанную аппаратуру для изучения особенностей месторождений и принятия научно обоснованного решения по воздействию на них...

 

 Благоприятны и плодотворны прилагаемые условия в бурении новых скважин. Известно, проникновение в глубь недр во многом зависит от состава и качества бурового  раствора, выносящего размельченную долотами породу на поверхность. Тут уж лавры должны быть отданы лаборатории НИПИ «Нефтегаз», действующей в русле программы НПЦентр «Нанотехнологии». Ею руководит доктор технических наук Эльчин Кязимов. Неоднократные встречи и беседы с ним убеждают меня в том, что он крепко привязан к своему делу и занимается им, вкладывает знания и душу. Цель поставлена четкая — улучшение структурно-механических и коллоидно-химических свойств буровых растворов, позволяющих проводить проходку скважин без аварий и осложнений. Учеными осужден буровой раствор — он является основным источником загрязнения нефтегазового горизонта. Прежде всего именно  по этой причине затягивается на долгие недели ввод в эксплуатацию новых скважин.

 

 Для предотвращения или, по крайней мере, уменьшения отрицательного влияния на ход бурения  негативных явлений применяются системы «Нанонефть», «Нанобитум» и «Нано-омм» (отходы машинных масел). Особо   отметим: они разработаны впервые в мировой  практике. Их включение в состав бурового раствора дает ряд преимуществ. В их числе предотвращение набухания глинистых пластов, чем уменьшается риск прихвата бурильных труб, колонны в целом. Больше того, обеспечивается более свободное ее перемещение, когда осуществляются операции подъема и спуска труб, так как уменьшается трение. Есть и другие положительные моменты. При проходке нефтяных скважин с участием  указанных наносистем выявлены наличие в них «нанопамяти», увеличение линейной скорости, уменьшение коэффициента гидравлического сопротивления, и, наконец, достигнута значительная экономия электроэнергии.

 

 Перед тем, как сделать окончательные выводы, приведу еще один пример инициативности коллектива лаборатории — использование бентонита, этой чудесной глины, состоящей из множества минералов группы монтмориллонита, как компонента при приготовлении бурового раствора, конечно, не без подсказки профессора Э.Шахбазова.

 

 Итог такой: с применением различных наносистем в буровых растворах пробурено 35 скважин на нефтеносных площадях «Нефтяных Камней», «Бибиэйбата», «Гум адасы», «Гюнешли», Банка Дарвина, в  Балаханы и др. Их проходка осуществлялась без осложнений, с опережением  намеченного срока. Все они введены в эксплуатацию от недели до 20 и более суток раньше графика с различными дебитами. Прибавление в общем объеме добычи нефти солидное, исчисляется сотнями тонн.

 

 Прагматичные немцы, по прямой линии заинтересованные в получении положительных результатов, заранее знали, на что они идут. Как только начались переговоры, азербайджанская сторона передала им белый, как первый снег, бентонитовый порошок для его всестороннего анализа, чтобы определить, где он может быть использован. Услышав это известие, кольнувшее меня и вызвавшее  озадаченность, спросил:

 

 — Почему им поручили такое ответственное задание? Разве нельзя было здесь, в  Баку, исследовать его? В конце концов можно было прибегнуть к услугам одной из лабораторий ООО «Азбентонит» — крупнейшего предприятия, где и вырабатывается порошок бентонита, добываемого в Газахском районе.

 

 Мой вопрос был адресован начальнику отдела нанонефтехимии и экологии НПЦентра кандидату химических наук Фамилу Велиеву, весьма опытному специалисту, имеющему опыт работы за рубежом.

 

 — Вы не думайте, что мы такие уже простаки, — разъяснил он свое мнение. — Задолго до встречи с немцами мы подробно изучили состав бентонита и определили, какой это кладезь  весьма потребных в промышленности минералов. Пусть и немцы на своем опыте убеждаются, каким богатством владеет Азербайджан. Тогда их выводы будут  прочные, непоколебимые...

 

 — Говоря словами поэта, «у нас собственная гордость?»

 

 — Вот именно! И расчет. Конечно, данные, полученные нашими партнерами, мы сверяли со своими. Почти стопроцентное совпадение, что придало  нашему коллективу дополнительную уверенность в том, что у нас исследования выполняются на мировом уровне...

 

 Пока мы беседовали, по указанию Шахбазова всех сотрудников пригласили на просмотр тринадцатиминутного фильма, посвященного бентониту. Подробно рассказывалось о его составляющих, их процентное содержание.

 

 — Задумайтесь над такой цифрой, — обернулся комментатор фильма Ф.Велиев к коллегам. — Бентонит используется при изготовлении 250 видов продукции на предприятиях десятков отраслей. В их числе: нефтегазовая, металлургическая, химическая, лакокрасочная, строительная, стекольная, пищевая, применяется в производстве лекарств, моющих средств, в отбеливании масел, в том числе растительных, нефтепродуктов и прочее, прочее...

 

 После фильма, оставшись наедине, Э.Шахбазов, что называется, раскрыл карты:

 

 — Понятно, факт подобного изучения бентонита  обеими сторонами — лишь один из эпизодов, показывающих большие возможности делового партнерства. Не скрою, я рад, что будущие партнеры по бизнесу проявляют серьезный интерес к нашим  технологиям. Немцы выделят нам помещение под офис, два гектара земли для организации исследований  и производства нанопродукции. И все это бесплатно. Мы обязаны будем лишь платить налоги.  Германия — страна высокоразвитая, авторитетная. В будущем через нее мы хотим освоить рынки и других стран.

 

 Директор НПЦентра взял со стола большой красочный проспект со снимком  группы предприятий Вестфалии, расположенных вдоль Рейна вблизи двух крупных городов — Кельна и Дортмунда, внимательно изучил его и ткнул пальцем в одну точку: «Вот место, где мы создадим свой центр. На днях втроем — я, Эльчин  Кязимов и Фамил Велиев — вылетаем в Германию. После согласования наших позиций подпишем контракт и начнем действовать...

 

 — Вы успели прочесть беседу Президента Ильхама Алиева с корреспондентом ИТАР-ТАСС?

 

 — Конечно! И хорошо ее помню. На вопрос, кто будет доминировать в мире в ближайшие десятилетия, Президент ответил, что те, у кого больше в голове. Военная составляющая не будет играть той роли в будущих событиях в мире, которую будет играть интеллект с учетом развития информационно-коммуникационных технологий, нанотехнологий. Эти слова главы государства еще больше ободрили нас: нефтяники Азербайджана идут по столбовой дороге, в генеральном направлении прогресса!

 

 Ахмед ГАМЕДОВ

Бакинский рабочий.- 2012.- 7 апреля.- С.4.