Большая разница

 

Сравнительный анализ двух методов проходки тоннелей Большого Бакинского метрополитена с  симпатией  к немецкой технологии, внедренной во многих странах. В Азербайджан она пришла в прошлом году с  тоннелепроходческим механизированным комплексом  роторного типа (ТПМК) Herrenknecht GO. Так он называется по имени хозяина компании. Так называется и его завод, который выпускает ТПМК

Особый случай

Вот что любопытно: этот самый господин Мартин Херрен-кнехт, по всему видно, инженер с искрой Божьей, беспокойный, неуемный, болеющий за высокую репутацию своего детища в международном масштабе, примерно через четыре месяца после начала работы ТПМК на перегоне между будущими станциями "Автовокзал" - "Мэмар Аджеми-2" прилетел на своем самолете в Баку. По его словам, ему хотелось лично убедиться, как бакинцы осваивают и эксплуатируют новую технику, как она ведет себя в здешних условиях под землей. Побывав на трассе, он остался удовлетворенным и поблагодарил своего нового друга, председателя АО "Азертуннелметротикинти" Шаига Эфендиева за успешное преодоление самого сложного этапа запуска ТПМК, связанного с его монтажом.

Само собой понятно, сборка комплекса  шла под руководством германских инженеров с завода Herrenknecht в соответствии с контрактом. Глава немецкой компании был благодарен за то, что в процессе переговоров немецкой стороне были представлены технические условия, каким должен отвечать ТПМК. Этот факт имеет свою небольшую историю. Прежде чем заключить контракт на заказ и покупку ТПМК, Ш.Эфендиев несколько раз слетал в Германию, досконально изучил его. По мере углубления в компоновку изделия, функции узлов чудо-машины, созревала мысль предложить создателям внести  кое-какие  изменения в ее конструкцию. В  частности, без ущерба мощности и производительности можно было сократить длину машины со 100 до 76 метров, то есть почти на четверть.

Кроме того, требовалось усовершенствовать некоторые детали и узлы, чтобы машина полнее соответствовала здешней инженерно-геологической среде, в которой она будет работать.

Предложения азербайджанской стороны немцы встретили в штыки, посчитав, что это афронт, посрамление многолетнего труда их специалистов. Однако  их пыл остудили, логично оправданным в конкретной ситуации вопросом:

- Кто-нибудь из вас работал на прокладке подземных трасс? Нет?  Уважаем вашу высокую квалификацию, мои же предложения продиктованы пятидесятилетним опытом работы под землей…

Таких специалистов среди разработчиков новой техники не нашлось. Страсти поутихли. В спор вмешался глава компании:

- Полагаю, наши азербайджанские коллеги не из личного тщеславия добиваются некоторой корректировки проекта ТПМК, за что следует к этому относиться с большим уважением. Они хотят, чтобы наш комплекс полнее соответствовал местным условиям. Имеют  право на это…

Изготовленный с учетом поправок комплекс получился более компактным, менее громоздким, что способствовало его успешной сборке в Баку и облегчению пуска ТПМК в действие. Это, конечно, случай особый, редкий, даже уникальный, когда человек со стороны подсказывает амбициозным конструкторам, как следует улучшить созданную ими машину. Получилось по поговорке: видит око далеко, а ум - еще дальше.

Следует отметить и предварительный этап подготовки метростроителей - рабочих, мастеров, механиков, инженеров. Отдельными группами они побывали на заводе-изготовителе, знакомясь с процессом на сборочных участках. Заместитель Эфендиева Игорь Ханкишиев с частью людей выезжал к коллегам в Москву и Нижний Новгород, где успешно действовали ТПМК. Некоторое время бакинцы работали в составе их бригад.

Результат совокупной подготовки известен: без особых осложнений комплекс был задействован. Четыре бригады, возглавляемые Надиром Азизовым, Адилем Амановым, Бахрузом Давудовым и  Нейматом Эюбовым, под общим руководством начальника участка инженера Юсифа Давудова из Управления  тоннельного строительства №3, где начальником Биландар Масиев, трудятся круглосуточно. В декабре истекшего года ими была достигнута самая большая скорость проходки горных пород - 360 метров. По заявлению специалистов компании Herrenknecht GO, в первый же год ни в одной из стран, приобретших у них комплексы, не был достигнут такой высокий результат - в среднем 12 метров в сутки. Для сравнения: у москвичей и новгородцев, у которых учились бакинцы, суточные показатели достигнуты пока в пределах 6-8 метров.

Само собой разумеется, господин Херренкнехт был в курсе дела, так как в его офис ежесуточно по Интернету поступают данные о пройденных метрах каждым комплексом, изготовленным на его заводе. Регулярная передача информации предусмотрена контрактами. Так что в его распоряжении имеется обильный материал для анализа. По-моему убеждению, он несколько слукавил, говоря, что в Баку прилетел лишь посмотреть, в каких условиях действует его  машина и есть ли замечания.

Думается, его, как истого предпринимателя крупного масштаба, в первую очередь заинтересовали рекордные показатели  бакинцев, достигнутые за короткий срок. Ему, человеку неугомонному, стремящемуся наращивать успехи, увеличить прибыли, страстно захотелось разотгадать загадку лучшего достижения. Ясно же, они поднимают международный престиж компании, поэтому следовало его закрепить. Он не преминул воспользоваться возникшим обстоятельством. На  очередном конгрессе Международной тоннельной ассоциации во французском Лионе присутствовали метростроители из более 150 стран, господин Херренкнехт поделился своими мыслями, подробно рассказал о больших удачах бакинцев, рекомендовал по их опыту полнее использовать возможности, заложенные в проект ТПМК.

Теперь немецкая компания  запрашивает у каждого заказчика технические условия, которые следует учитывать при  закладке очередного ТПМК.

Пусть так. В конце концов, от развития техники и технологии сооружения подземных трасс метро выигрывают все. ТПМК представляет собой новое слово в технике, вобравшее в себя последние завоевания науки. Он отличается от немеханизированного старого проходческого щита так же разительно, как автомобиль "Мерседес" от ручной одноколесной тележки в виде ящика,  которую надо толкать вперед за ручки.

Производительность труда поднялась на 500 процентов

Для полной ясности продолжим сравнение. В головной части ТПМК размещается ротор, снабженный алмазными и стальными резцами. При его быстром вращении они разжевывают горную породу любой прочности, вплоть до  гранита, не говоря уже о более мягком  песчанике. Отсюда другие узлы комплекса, подчиняющиеся компьютерным командам, направляют  полученную массу на конвейер. Он выносит ее в отвал или высыпает прямо в кузов  КамАЗа. По тем же последовательным  командам выполняются операции по облицовке железобетонными тюбингами стенок части тоннеля, только что прорытого неутомимой, мощной и умной подземной машиной. Умной, потому что насыщена электроникой, находящейся в подчинении компьютерной программы. В общем, под землей действует целый завод длиной 76 метров.

В декабре я побывал там, встретил старых знакомых. С одним из них разговорился. Джума Хадыжиев, оператор, стоял у пульта управления краном, с помощью которого разгрузили прибывшие на электроплатформе железобетонные тюбинги. На мое шутливое замечание, что у него непыльная работа, всюду сухо и светло, ручного труда вовсе нет, он, посерьезнев, ответил:

- Да, не пыльная. Все производство стало культурным. Никакого сравнения с прежней проходкой, когда отбойными молотками кусочками отламывали, грызли породу. Теперь всю тяжесть взяли  на себя механизмы. Мы только контролируем…

В другой операторской, у пульта с многочисленными миниатюрными ручками,  оранжевыми, зелеными и красными беспрестанно мерцающими лампочками стоял Махмуд Атакишиев.

- Уже освоили, не путаетесь в этих огоньках?

- Как можно! - всполошился он, вскинув с удивлением  на меня глаза. - Нас же учили и немцы, и свои. По монитору  наблюдаю, как разламывается порода, куда она направляется…

Не смея больше отвлекать людей от их обязанностей, обратно пошел к синеющему вдали выходу. Шел по тротуару, смонтированному из стальных прутьев вдоль готового туннеля, огражденного, как борт корабля, леерами, чтобы невзначай никто не упал. Не было мокрых мест, воздух не насыщен влагой, чист и легок благодаря тому, что через плотные,  герметичные резиновые прокладки тюбингов не просачивалась ни  капля грунтовой воды…

С внезапно налетевшей грустью вспомнил прошлое, когда в семидесятые годы, выполняя задание редакции, ночью прошелся по сданным в эксплуатацию перегонам и возвращался домой весь мокрый - капало на голову, по бокам били свистящие струи, хлюпало под ногами… Ныне меня не надо убеждать, что метро строят по-новому, без огрехов и недоделок. Сам воочию убеждаюсь, что между старыми способами строительства метро и новыми методами большая разница, никакого сравнения. Это как небо и земля.

Выйдя из туннеля в сопровождении представителя Дирекции строящегося метро, направился к группе людей, окруживших председателя правления АО "Азертуннелметротикинти" Шаига Эфендиева. Он, посматривая на часы, намеревался пройти в здание на территории будущей станции "Автовокзал", где был большой зал. По графику у метростроителей там должна быть проведена планерка.

Председатель пригласил и меня. Оставалось еще минут двадцать до ее начала. Решил поделиться с ним своими впечатлениями. Слаженно  действуют люди, приученные к строгому порядку, стоят у пультов и мониторов, будто привязанные, чутко следят за показателями приборов. Про себя сделал вывод, что культура и содержание труда поднялись на такую высоту, о которой раньше и думать не решались, смелость оказывалась в дефиците. Работа людей стала осмысленной и одухотворенной. Они гордятся суровой самодисциплиной не меньше, чем высокими  заработками.

Это происходит в нескольких метрах от забоя, где ротор в сочетании алмазных  со стальными резцами неутомимо вгрызается в горную породу, заменяя адски тяжелый труд проходчиков с увесистыми отбойными молотками, обливаемых с ног до головы потоками воды. Теперь в распоряжении метростроителей есть чудо-машина немецкого производства. Процесс разламывания  породы полностью возложен на нее. Ручной труд остался лишь на  несложных вспомогательных операциях в виде подсоединения водяных шлангов, продевания крюка автоматически действующего подъемного крана на стропы при снятии завезенных тюбингов с  дорожной платформы, закручивания гаек и т.д.

- Никогда мы не строили метро в таком высоком темпе и с таким отменным качеством, как сейчас с освоением немецкого проходческого комплекса, - горячо, убежденно и твердо сказал Ш.Эфендиев, выслушав меня. - Вы правильно приметили - люди гордятся своей работой и достижениями. Ведь не шутка - поднять производительность труда на 500 процентов. Для метростроителей  это прорыв, большой, значительный. По нашему мнению, он по значению близок к труду проходчиков недр, пробуривающих скважины глубиной 7 тысяч и более  метров. Нас воодушевляет подвиг азербайджанских геологов, инженеров, мастеров, буровиков и промысловиков, открывших в море крупнейшее месторождение газа "Шахдениз". Вся Европа волнуясь и с надеждой ждет, когда он начнет поступать в ее города и селения…

Цифру "500" председатель правления вывел на калькуляторе, слегка  ударяя большим пальцем по клавишам. По его мельканию можно было догадаться, что он не первый и не второй раз с удовольствием проделывал эту несложную операцию, согревающую его душу. Для него это - апофеоз, прославление, отдача дани терпеливому труду строителей метро в течение десятилетий в невероятно сложных условиях.

Новая мечта

В отличие от многих других предприятий и организаций, здесь четко и доступно   пониманию и восприятию рабочими и ИТР разработана система материального поощрения по результатам добросовестного труда.

- Лучше  сказать - она имеет стимулирующий характер, - отметил Игорь Ханкишиев.

Точнее не определишь: от слова "стимул", то есть что побуждает  к усиленному действию, дает толчок человеку приложить необходимые   усилия, чтобы получить максимальный результат в труде с высоким качеством исполнения.

Кроме премирования по результатам работы, то есть выполнения объемных показателей, в бригадах определяется премия по коэффициенту трудового участия. Это уже прерогатива, преимущественное право людей, работающих вместе, бок о бок, как говорится, в единой упряжке. Какой прием, метод или человек могут более точно оценить  вклад каждого в общий результат, кроме соседа, напарника, работающего рядом с чувством локтя? По крайней мере, я лично не знаю другого инструмента, кроме коэффициента трудового участия. Он высокочувствителен, объективен и правдив. С его помощью метростроители избавляются от случайных и недобросовестных людей. Отсюда  прямехонько идет путь к высоким показателям.

Как предусмотрительность руководителей "Азертоннельметротикинти" отметим, что существующая и  апробированная годами система  стимулирования включена в устав акционерного общества. А он утвержден правительством.

Теперь об их новой мечте. Показывая схему развития Большого Бакинского метро, Ш.Эфендиев провел указкой по фиолетовой линии, которая начинается у станций "Автовокзал" и "Мэмар Аджеми-2". Дальше она протянется к станциям, обозначенным цифрами "3" и "4" и т.д. В последующем проходка новых тоннелей будет сильно осложнена из-за наличия плывунов. Так называются  почвы, разжиженные обильной грунтовой водой большого напора. Пройти действующим ТПМК, технически называемые грунтопригрузными, такие перегоны невозможно.  При сооружении первой очереди - перегон между станциями "Ичери шехер" - "28 Май" и частично в сторону  станции "Низами", эти места преодолевали так называемым кессонным способом. Но из-за сильной опасности для жизни проходчиков он отменен во всем мире. В шестидесятые годы Шаиг Керимович был  пионером прокладки подземного коридора метро в кессоне, работая в герметичной камере, куда закачивался воздух под большим давлением, мешающим воде затопить забой. Но неизбежный вред заключался в том, что в процессе работы организм проходчика насыщается азотом, растворенным в воздухе. После завершения работ требуется ждать много часов в шлюзовой камере, чтобы он вышел из организма. Бывают разные случаи, когда приборы ошибаются, и если человек вышел из этой камеры раньше установленного времени, газы азота могут разорвать кровеносные сосуды. В те годы был трагический случай, когда два проходчика и дежурный врач погибли по этой причине.

Ныне в суверенном государстве, уверен, никто не допустит, чтобы рисковали жизнью людей.

Так, остро стал вопрос о приобретении нового ТПМК особой конструкции с техническим названием с гидропригрузкой, то есть образуемую в забое жижу ТПМК сам отправляет по трубам в отвал.

- Мы уже обратились с письмом в правительство. Согласие  Кабинета Министров получено. Стало быть, в скором времени метростроители обзаведутся вторым ТПМК для проходки опасных участков, - заявил Ш.Эфендиев

 

Ахмед ГАМЕДОВ

 

Бакинский рабочий. – 2012. – 20 июня. – С. 4.