Фархад Мамедов: "И в постконфликтный период Азербайджан останется лидирующим государством региона"

 

Интервью директора Центра стратегических исследований при Президенте Азербайджанской Республики, доктора философии по философским наукам Фархада Мамедова АзерТАджу

- С какими внутренними и внешними факторами связаны активизация в последнее время вооруженных сил Армении на линии соприкосновения войск, интенсификация провокаций, направленных на нарушение режима прекращения огня, уклонение официального Еревана от мирных переговоров?

- Сегодня Республика Армения охвачена социальными, политическими, экономическими и даже демографическими проблемами. Удержание Арменией территорий Азербайджана под оккупацией привело к усложнению ситуации в этой стране, полной изоляции от окружающего мира, положительных изменений в регионе, глобальных экономических проектов. Государства-доноры и международные организации уже скептически относятся к тому, что какая-либо экономическая и финансовая помощь сможет улучшить ситуацию в Армении, а долги и кредиты когда-то будут возвращены. По прогнозам экономистов, совокупный внешний долг страны-агрессора в этом году достигнет самого высокого уровня -  4,2 миллиарда долларов США. А эта цифра в два раза больше расходов бюджета страны. Согласно данным Комитета государственных доходов Армении, в 2012 году дефицит бюджета составит 350 миллионов долларов США. А официальный Ереван, стучась в двери к донорам, надеется на их "благотворительность", на то, что они проявят милосердие и обнулят государственные долги Армении.

Конечно, возникшая политико-экономическая и социальная ситуация привела к тому, что напряженность среди населения достигла уровня социального взрыва, протесты против неумелой политики властей приобрели массовый характер. Официальные статистические данные говорят о том, что среди населения Армении растет тенденция к миграции, и каждый год приблизительно 60 тысяч человек перебираются в зарубежные страны. Только в первые четыре месяца 2012 года 67 тысяч 273 человека покинули страну по социально-экономическим причинам.

Хотя приближенные к властям социологи пытаются данный факт толковать как "генетическое стремление армян осваивать новые территории", специалисты Национальной академии наук Армении придерживаются абсолютно другого мнения. К примеру, в исследованиях Института философии, социологии и права говорится, что до сегодняшнего дня приблизительно половина граждан страны - 2 миллиона человек - была вынуждена эмигрировать в зарубежные страны. Социологические опросы определили, что в настоящее время 40 процентов жителей Армении являются потенциальными мигрантами. 93 процента этих людей свое намерение поселиться в зарубежных странах связывают с невыносимыми социально-экономическими условиями в Армении, безработицей, неуверенностью в будущем страны и недоверием к нынешней власти.

Таким образом, несомненно, что за активизацией вооруженных сил Республики Армения в регионах боевых действий, нарушением режима прекращения огня и провокациями на линии соприкосновения войск, приводящими к человеческим жертвам, стоят попытки официального Еревана отвлечь общественное мнение от социально-экономических проблем, кризиса власти, собирать пожертвования, чтобы спастись от экономической катастрофы. Эти провокации же постепенно все отчетливо подтверждают то, что режим прекращения огня носит относительный характер, сторона-агрессор целенаправленно уклоняется от мирных переговоров, и существующий статус-кво дальше уже не может оставаться неизменным. Однако сопредседатели Минской группы, с одной стороны, считают важным изменение статус-кво, с другой - до сих пор не предприняли действенных мер в этом направлении.

Хотел бы подчеркнуть, что политический, экономический и военный потенциал Азербайджанской Республики, содержание резолюций, принятых Советом Безопасности ООН в связи с конфликтом, а также требования, вытекающие из международных норм, открывают широкие возможности для применения самых различных, даже радикальных вариантов для возвращения наших территорий, находящихся под оккупацией вооруженных сил Армении, восстановления нарушенных прав беженцев и вынужденных переселенцев.

Вместе с тем, несмотря на военные и правовые преимущества, Азербайджан неоднократно демонстрировал, прилагал реальные усилия для мирного урегулирования конфликта. Официальный Ереван же хорошо осознает, что военный вариант - начало широкомасштабных военных операций - завершится неизбежным крахом Армении и большой катастрофой для государственности. Поэтому он пытается направить все свои политические возможности, ограниченную военную силу на сохранение существующего статус-кво, консервацию конфликта. С другой стороны, Армения хорошо осознает, что и после урегулирования конфликта - в постконфликтный период - Азербайджанская Республика останется лидирующим государством Южно-Кавказского региона. В итоге, именно этим фактором обусловлены ее тщетные попытки, направленные на осложнение отношений Азербайджана с соседними региональными государствами, в частности, с Ираном и Россией, создание взаимного недоверия.

- Какие исследовательские работы проводятся в Центре стратегических исследований в связи с армяно-азербайджанским, нагорно-карабахским конфликтом?

- Исследовательские направления Центра стратегических исследований обширны. Проводимые исследования охватывают внутреннюю и внешнюю политику, экономику Азербайджанской Республики, вопросы, связанные с обеспечением национальных интересов, проблемы безопасности и др. Однако изучение возможных вариантов решения самой тяжелой проблемы, с которой столкнулся Азербайджан, - армяно-азербайджанского, нагорно-карабахского конфликта, - подготовка аналитических материалов, прогнозов и рекомендаций, наряду с другими соответствующими государственными структурами и научными организациями, остаются приоритетными темами и для центра. Кроме того, вместе с нашими партнерами в зарубежных странах - со специалистами соответствующих мозговых центров - мы рассматриваем опыт урегулирования конфликтов в государствах, которые столкнулись со схожими этнотерриториальными проблемами, их применение к азербайджанским реалиям, проводим совместные научные конференции, обсуждения, готовим научные издания, активно участвуем в международных мероприятиях.

У Армении нет другой альтернативы, кроме как безоговорочно уйти с оккупированных территорий, согласиться со статусом автономии Нагорного Карабаха в составе Азербайджанской Республики. Хотел бы отметить, что наши исследования охватывают не только актуальные вопросы по урегулированию конфликта, но и оптимальные варианты статуса автономии Нагорного Карабаха в постконфликтный период - после восстановления территориальной целостности Азербайджанской Республики.

Другой важной сферой исследования наших экспертов и аналитиков является подготовка после разрешения конфликта в рамках территориальной целостности Азербайджанской Республики, установления мира пакета предложений о создании взаимного доверия между азербайджанскими и армянскими общинами Нагорного Карабаха, определении общих принципов сосуществования, защите и развитии их этнокультурных прав, национальных культур, обеспечении физической безопасности, интеграции наших граждан армянского происхождения в социальное, правовое, культурное и экономическое пространство Азербайджана.

- С актуализацией будущего статуса автономии Нагорного Карабаха этот вопрос превращается в серьезно обсуждаемую тему как в Азербайджане и Армении, так и в международных организациях, заинтересованных в разрешении этого конфликта.

- Конфликт однозначно должен решиться в рамках территориальной целостности Азербайджанской Республики, и это отвечает интересам не только нашего государства, но и азербайджанских и армянских жителей находящегося под оккупацией Нагорного Карабаха, нормам международного права и международной практике. В действительности, официальный Баку еще с 90-х годов прошлого века давал Армении и международным организациям, заинтересованным в мирном разрешении конфликта, предложения о самом высоком статусе автономии Нагорного Карабаха в составе Азербайджанской Республики. Однако предлог официального Еревана о том, что якобы в этих предложениях "интересы армянской общины не полностью охвачены", по сути является показателем политического лицемерия, и не учитывает интересов жителей Нагорного Карабаха армянского происхождения.

- Насколько изучаемые в Центре стратегических исследований варианты отвечают интересам сторон конфликта и нормам международного права?

- Естественно, в мировой практике каждый из вариантов автономии, используемых с целью мирного урегулирования этнотерриториальных противостояний, имеет свои отличительные и специфические особенности, преимущественные и неприемлемые стороны. С этой точки зрения к ним нельзя относиться как к эталонной модели, они должны быть изучены в политической, правовой, социальной, этнокультурной плоскости, приведены в соответствие с местными условиями, национальным законодательством и нормами международного права.

В Центре стратегических исследований продолжаются исследовательские работы по применению этих моделей в контексте урегулирования армяно-азербайджанского, нагорно-карабахского конфликта. Для того чтобы стороны, в частности азербайджанская и армянская общины Нагорного Карабаха, пришли к общему решению о предложенном статусе автономии, в соглашении следует серьезно учесть этнокультурную идентичность представителей обеих наций, деятельность местных законодательных и управленческих органов в рамках требований Конституции Азербайджанской Республики, степень их полномочий и другие важные аспекты.

Вкратце, сюда входят степень независимости политики в Нагорном Карабахе, связанной с экономикой, финансами, образованием, здравоохранением, гуманитарными связями, регулирование социально-экономических сфер на уровне местного законодательства, использование родного языка, защита и развитие национальной культуры и искусства, защита общественного порядка и безопасности граждан, обеспечение их прав и свобод, а также избирательного права граждан и другие вопросы. Одним из важных моментов, которые требуют особого внимания, является правовое регулирование взаимодействия органов самоуправления Нагорно-Карабахской автономии с органами власти Азербайджанской Республики. В настоящее время азербайджанские специалисты работают также над проектами в этом направлении.

К слову, 2 апреля этого года в Центре стратегических исследований состоялась встреча с иностранными экспертами на тему "Конфликты в современном мире, их решения и вопросы перемирия". Мероприятие было посвящено обсуждению модели автономии Аландских островов в контексте урегулирования армяно-азербайджанского, нагорно-карабахского конфликта. На встрече, организованной ЦСИ и Институтом Алексантери Хельсинкского университета, наряду с экспертами из Финляндии и США, принимали участие также представители официальных органов Азербайджана и неправительственных организаций, депутаты Милли Меджлиса. В обсуждениях участвовали депутат парламента Финляндии, представитель Аландской автономии Элизабет Ноклер, председатель Совета директоров Института мира на Аландских островах Барбро Сандбак, бывший представитель Европейского Союза по Южному Кавказу посол Хейке Талвитие и другие.

Во время обсуждений на примере двух различных конфликтов, возникших на почве этнотерриториальных притязаний, - противостояния, возникшего в 1917-1921 годах между Финляндией и Швецией из-за статуса Аландских островов, и армяно-азербайджанского, нагорно-карабахского конфликта был проведен продуктивный обмен мнениями об особенностях оптимальной модели автономии и факторах, которые могут повлиять на достижение мира. Кроме того, в минувшем году делегация под руководством заместителя директора Центра стратегических исследований Гюльшан Пашаевой побывала в Италии, Южно-Тирольской автономной области, провела встречи с учеными и специалистами Университета Тренто, Института международных отношений Италии, Исследовательского института по федерализму и регионализму, Фонда Алеханера Лангера. В ходе обсуждений были изучены характерные особенности Южно-Тирольской автономной области и возможности их применения в разрешении армяно-азербайджанского, нагорно-карабахского конфликта.

- Что вы можете сказать о характерных особенностях моделей автономии Аландских островов и Южного Тироля?

- Аландская автономия, состоящая приблизительно из 8 тысяч островов, находится на территории Финляндии. Большинство ее населения составляют шведы. До начала XIX века эти острова были в составе Шведского королевства, а до 1917 года - в составе царской России. После распада Российской империи среди шведов, живущих на острове, поднялись сепаратистские настроения, и они стали вести политическую борьбу по присоединению к Шведскому королевству. Это привело к противостоянию между Финляндией и Швецией. В результате этого в 1921 году Лига Наций подтвердила, что Аландские острова являются территорией Финляндии, но вместе с тем перед Финляндией был поднят вопрос о предоставлении жителям острова статуса автономии для защиты их языка, традиций и обычаев, культуры. В настоящее время Аландские острова имеют избирательный орган - местный парламент, который регулирует бюджет, вопросы внутренней политики, определяет структуры власти. Автономия может проводить независимую политику в области здравоохранения, образования, экономики, хозяйства, связи, защиты общественного порядка и других сферах. Население страны имеет двойное гражданство, губернатор автономии назначается Президентом Финляндии и др

Южный Тироль имеет несколько другие особенности. Как географическая территория Тироль разделен на две части. Одна его часть находится в Австрии, другая - в Италии. Согласно Сен-Жерменскому мирному договору 1919 года, Южный Тироль был отделен от Австрии и присоединен к Италии. Это на долгое время стало причиной проблем в отношениях между двумя государствами. Вместе с тем, в 1948 году Южному Тиролю был дан статус автономии, а в 1969 году с целью устранения противоречий между Италией и Австрией был принят документ в связи с автономией. В 1992 году же Австрия официально заявила, что отказывается от территориальных притязаний к Италии. Южный Тироль имеет законодательную власть и широкие права управления. Однако внешняя политика и вопросы обороны непосредственно находятся под компетенцией центра - правительства Италии. Согласно договоренности о статусе, принятый в Южном Тироле какой-либо закон не должен противоречить итальянским законам. 10 процентов доходов Южного Тироля, имеющего развитое сельское хозяйство и широкие туристические возможности, перечисляются в бюджет Италии. Другие средства остаются в распоряжении местных властей. Здесь культурные права итальяноязычных и германоязычных жителей защищаются и развиваются в рамках закона.

Вместе с тем, каждый из этнотерриториальных конфликтов, возникших между Финляндией и Швецией, Италией и Австрией, имеют специфические особенности, отличительный историко-географический характер. Конечно, какая-либо модель автономии, используемая в решении этнополитических противостояний в Европе, не может быть в неизменной форме применена в условиях Азербайджана. Эти варианты могут в основном служить примером международного опыта в устранении этнотерриториальных противостояний, носить функцию модели правовой базы. Вариант, считающийся приемлемым для урегулирования армяно-азербайджанского, нагорно-карабахского конфликта, должен быть усовершенствован, адаптирован к местным условиям и национальному законодательству.

 

Бакинский рабочий.  - 2012. – 21 июня. – С. 3,4.