О некоторых аспектах процесса демократизации и формирования гражданского общества в странах постсоветского пространства и Азербайджане

 

 

 В наступившем ХХI веке современное мировое сообщество при всем своем многообразии и цивилизационных различиях целенаправленно движется к формированию инновационной  модели гражданского общества,  основанной на либеральных ценностях, приоритетности прав и свобод человека. Это касается также и стран постсоветского пространства, переживающих сложный транзитный период от  тоталитарного советского прошлого к построению принципиально нового по своей сущности общества, базирующегося на принципах демократии и рыночной экономики, что призвано, в свою очередь, способствовать  обеспечению их более стабильного настоящего и прогнозированного будущего.

 

 Демократия, будучи одной из разновидностей государственного устройства,  в отличие от его тоталитарной модели, является той формой государственного устройства, при которой большинство народа через прозрачный выборный механизм  заявляет о своем согласии передать власть определенным представителям народа,  оговаривая при этом за собой право контроля.   В демократических странах именно народ обладает суверенной властью над законодателем и правительством. В то же время в демократических государствах имеются различные нюансы, определенные принципы и практические подходы, которые отличают демократическое правление от других форм государственной власти.

 

 Чрезвычайно важным является и то, что демократически устроенные общества привержены таким принципам, как проявление терпимости, налаживание сотрудничества и достижение компромисса. Демократические государства признают, что достижение консенсуса требует компромиссных решений, а также что это не всегда может быть претворенo в жизнь. Говоря словами Махатмы Ганди, «нетерпимость сама по себе является одной из форм насилия и препятствием на пути роста истинного демократического духа».1

 

 Как показывает практика последних двух десятилетий, именно проявление  нетерпимости и бескомпромиссности по отношению к политическим оппонентам является одной из характерных черт политической жизни большинства государств постсоветского пространства. Практически любое современное государство может при определенных условиях обрести демократическую форму правления. Вопрос заключается скорее в том, чтобы сохранить демократию, сделать эту форму правления устойчивой и перспективной.

 

 Важнейшей предпосылкой и одновременно фактором формирования политической системы демократического типа является наличие гражданского общества. Будучи негосударственной частью общественно-политической жизни оно включает в себя совокупность общественных отношений, формальных и неформальных структур, обеспечивающих условия политической деятельности человека, удовлетворение и реализацию разнообразных потребностей и интересов личности, социальных групп и объединений. Гражданское общество подразумевает добровольную передачу личностью государству своих прав, с одной стороны, а с другой — ограничение государственной власти в интересах реализации гражданами своих свобод. Главным же условием действенности гражданского общества  являются добровольность и взаимность подобного «общественного договора»  между гражданами и государством.

 

 В современной политологии общество рассматривается как «совокупность гражданского общества и государства как основного института политической власти».2   При этом гражданское общество выступает связующим звеном между гражданином и государством. Гражданское общество характеризует всю совокупность разнообразных форм социальной активности населения, не обусловленную деятельностью государственных органов и воплощающую реальный уровень самоорганизации социума. Оно является качественным показателем гражданской самодеятельности жителей той или иной страны, основным критерием разделения функций государства и общества в социальной сфере. Реальная свобода личности становится возможной в обществе подлинной демократии, где не государство, а политическая власть господствует над обществом и его членами, а общество имеет безусловное первенство по отношению к государству. Переход к такому обществу — исторически длительный процесс, и он связан с формированием гражданского общества.3

 

 Одним из необходимых условий  демократизации является взаимосвязь государства и гражданского общества. Демократизацию нельзя определять как упразднение государства и достижение стихийно складывающегося соглашения между гражданами. Государство и гражданское общество являются двумя сторонами одной медали. В институтах государственной власти имеются соответствующие инструменты, с помощью которых проводятся в жизнь законы,  удерживаются в четко определенных правовых границах зачастую неизбежные конфликты между интересами отдельных социальных групп и предотвращается принесение гражданского общества в жертву новым формам неравенства. Без зрелого гражданского общества невозможно эффективное решение насущных проблем людей. Причем, качество их повседневной  жизни прямо зависит от качества общественно-политической системы, господствующей в данной конкретной стране, а также наличия соответствующей социально-экономической базы.

 

 В целом же демократия — это форма цивилизационного политического соперничества, где оппонентами выступают наиболее подготовленные в организационно-политическом отношении представители политических элит общества. Это ни в коей мере не ставит под сомнение то, что она является наиболее оптимальной формой народовластия, ибо более совершенной человечество, по мнению выдающегося политического деятеля ХХ века У.Черчилля, еще не придумало. В то же время, еще в ХVIII веке французский энциклопедист Д.Дидро предупреждал, что «настоящая демократия легко переходит в анархию».4

 

 В то же время демократия в каждой отдельно взятой стране не может искусственно и насильственно насаждаться извне. К чему это может привести показывают современные международные конфликты, в частности вмешательство западных держав во внутренние дела ряда государств, стремящихся вооруженным путем навязать демократические ценности ряду государств мира, явно не подготовленных к  этому процессу. Наглядным тому примером могут послужить события в Ираке и Афганистане.

 

 Это связано с тем  фактором, что невозможно в одно мгновение разрушить веками сложившиеся национальные традиции, неразумно игнорировать особенности историко-цивилизационного развития данного конкретного государства и региона в целом. Непреложной истиной является тот фактор, что суверенитет демократии в государстве обусловлен суверенитетом страны.

 

 В то же время, в современную эпоху, когда в условиях ускорения темпов глобализации — этого стержневого направления мирового развития в XXI веке —  абсолютизация суверенности государства может в значительной степени затормозить, а то и приостановить его интеграцию  в мировое сообщество.

 

 Между тем пути и темпы  достижения демократии в каждой отдельно взятой стране объективно являются различными. Для подготовки, достижения и укрепления подлинной  демократии в странах постсоветского пространства требуются использование накопленного столетиями международного опыта, определенное время и, самое главное, изменения в общественном сознании, смена нескольких поколений, выросших в условиях демократических традиций. К тому же следует учитывать тот немаловажный фактор, что универсальными являются элементы, составные части демократии, но не сам процесс демократизации общества как общественно-политическое и социально-экономическое явление. Как показывает мировой опыт, демократическое развитие каждого отдельно взятого государства соотносится с особенностями культурно-исторического развития каждой страны. Это в полной мере можно отнести и к современным политическим процессам в странах постсоветского пространства. Если в странах Балтии — Латвии, Литве и Эстонии, являющихся членами Европейского Союза и НАТО и сравнительно  непродолжительный период входивших в состав СССР,   процесс демократизации прошел весьма успешно, то в ряде других стран постсоветского пространства, в особенности в странах Центральной Азии, он все еще продолжает сопровождаться внутриполитическими коллизиями, порой приобретающими черты достаточно острого гражданского противостояния, грозя перерасти в гражданскую войну. Наглядным тому примером являются события последнего десятилетия  в Кыргызстане, Таджикистане и Узбекистане. Из южнокавказских стран вопиющие нарушения избирательных прав населения наблюдаются в Армении, что наглядно продемонстрировали прошедшие в этой стране последние президентские и парламентские выборы.

 

 Касаясь проблемы развития демократии в самой крупной  центрально-азиатской стране — в Казахстане, то, по мнению  Президента Казахстана Н.Назарбаева, перед страной  стоит главный выбор: либо модернизация политической системы и приведение ее в соответствие с достигнутым в экономике прогрессом, либо  нарастание конфликта между набирающими силу общественными процессами. Причем, в Казахстан были импортированы и запущены политические институты гораздо раньше, чем сформировалось национальная идентичность. Главная проблема для Казахстана  — формирование национального единства. И вот это национальное единство должно стать предварительным условием демократизации.»5

 

 Весьма своеобразное видение демократии озвучил Президент Республики Беларусь А.Лукашенко, заявив на заседании парламента Республики Беларусь в апреле 2011г. о том, что «полностью человек может ощущать прелести демократии только дома в отсутствие жены и детей, а на рабочем месте должна быть диктатура». «Назначая новых руководителей, я сказал: диктатура, диктатура и еще раз диктатура там, где есть производство. Потому что мы, к сожалению, маленькие винтики этой технологической цепочки. Если этот винтик где-то не сработает, то нам «труба». Вот и вся демократия»6 ,  — утверждал белорусский Президент. Как видно из вышеизложенного, у каждого из  глав стран постсоветского пространства имеются свое видение и практика  проведения демократических реформ.

 

 Совершенно очевидно, что фундаментальные ценности демократии носят универсальный характер, однако реализуются они в каждой стране постсоветского пространства по-своему, с учетом традиций, культуры и национальных особенностей. Демократия призвана быть суверенной и именно в ее суверенитете заложен успех стратегии национального развития. Будучи суверенной, она должна, наряду с универсальными ценностями демократии, отражать внутренний контекст национального развития.

 

 Эти факторы и предопределяют перспективу стратегии национального развития, которая создает возможность представить Азербайджан в ближайшем будущем развитым государством, с устоявшимися демократическими ценностями, традициями и сформировавшимся гражданским обществом.

 

 Следует учитывать тот немаловажный фактор, что особенностью азербайджанского общества является то, что оно  в начале прошлого века, в период существования Азербайджанской Демократической Республики в 1918—1920 гг., находилось и в наступившем столетии продолжает находиться под воздействием не только восточных, но и западных демократических ценностей.

 

 Находясь на рубеже Востока и Запада, постоянно являясь ареной столкновения геополитических и геоэкономических интересов ведущих держав Запада и Востока, Азербайджан выполняет роль своеобразного моста между различными цивилизациями.  В свою очередь, именно социокультурная и географическая близость Азербайджана к Европе и предопределила вектор становления внутренней составляющей политического пространства, где в конвергенции сосуществуют неоконсерватизм и либерализм. В этой связи следует отметить тот факт, что, по мнению академика Р.Э.Мехтиева,  в азербайджанском обществе  происходит «синтез опыта либерализма, дающего образцы эффективной деятельности свободной личности во всех сферах жизни, с социокультурным наследием азербайджанского народа.7 В то же время, стремление сохранить традиционную цивилизацию обусловливает в определенной мере усиление консервативных тенденций в национальном развитии.

 

 В Азербайджане консервативно-либеральная система оказалась вполне сбалансированной, поддерживающей, с одной стороны, сильную государственную власть и правопорядок, а с другой — свободу слова и свободу экономической деятельности.

 

 Современный Азербайджан за последние годы  интенсивно повышает свой экономический потенциал, превратившись в регионального лидера на Южном Кавказе и, осознавая свои возможности, а также конкурентные преимущества, стремится перейти на качественно новый уровень своего динамичного развития. Причем,  только опираясь на морально-нравственные ценности и используя все самые современные достижения, можно продолжить дальнейшее совершенствование демократических институтов, в том числе и конструирование гражданского общества в стране. Азербайджан в сотрудничестве с Европейским Советом, членом которого он является с 2001 года, предпринимает меры в направлении соответствия своего национального законодательства высоким международным демократическим стандартам. Для достижения этой цели Азербайджан установил тесные связи с Венецианской комиссией Совета Европы, которая оказывает помощь в демократизации национальных законодательств стран постсоветского пространства, также Азербайджан подписал 25 января 2001 г. и ратифицировал  15 апреля 2002 г. Конвенцию по правам человека и защите основных свобод и ее Протоколы.

 

 Создание и укрепление гражданского общества, укрепление процесса демократизации являются главным условием для всестороннего развития Азербайджана на современном этапе. «Наш опыт свидетельствует, — отмечает Президент Азербайджанской Республики Ильхам Алиев, — что путь, избранный Азербайджаном, — правильный путь. Параллельное проведение экономических, политических и социальных реформ всесторонне развивает Азербайджан, укрепляет  необходимую нашей стране стабильность, оказывает позитивное влияние и на общественно-политическую ситуацию».8

 

 Следует отметить и тот немаловажный фактор, что процесс развития демократических институтов  в Азербайджане тесно связан с вопросами обеспечения прав и свобод всех национальностей и религиозных конфессий, проживающих и действующих в стране. Выступая  4 мая 2012 г. в Нью-Йорке  на заседании  высокого уровня Совета Безопасности ООН, председательствующий Президент Азербайджанской Республики Ильхам Алиев особо отмечал, что «Азербайджан стремится внести вклад в диалог цивилизаций. Наша страна проводит многочисленные мероприятия, служащие созданию лучшего взаимопонимания между представителями различных религий. Азербайджан — многонациональная и многоконфессиональная страна. Представители всех наций и религий живут в нашей стране в условиях мира и взаимопонимания. Ведущийся в нашей стране мультикультурный диалог может быть использован в качестве хорошего примера мирного сосуществования людей разных религий и различного происхождения. Азербайджан — страна толерантности, и мы высоко ценим это наследие прошлого. А сегодня мы стремимся наращивать наши усилия в целях создания духа партнерства и братства между представителями всех народов и религий».9

 

 В целом, в процессе строительства  демократического государства с  развитым гражданским обществом объективно возникает задача достраивания, обогащения общемировых фундаментальных теорий и концепций плюралистической демократии со специфическими ценностями национально-ментального характера, порожденными историческими особенностями и накопленным в течение  ХХ — начала ХХI вв. опытом государственного строительства в Азербайджане. За последнее десятилетие в Азербайджане успешно преодолен политический и экономический хаос, властвовавший в начале 90-х годов прошлого столетия, установлена общественно-политическая стабильность, заложен базис демократических институтов и  гражданского общества. В настоящее время одной из приоритетных задач политической элиты Азербайджана является трансформация социально-экономических достижений в фактор формирования нового демократического сознания, создания  и обеспечения эффективного функционирования новых демократических институтов. По мере изменения политических приоритетов, социально-экономических условий и улучшения благосостояния населения демократизация вносит новые сегменты в общественно-политическую и социально-культурную жизнь азербайджанского общества, максимально приближая страну к общемировым демократическим стандартам.

 

 Использованная литература

 

 1. Материалы  Бюро международных информационных программ Государственного департамента США

 http://www  //infousa.ru/government/principle

 2. Коэн Д.Л., Арато Э. Гражданское общество и политическая теория.- М.: Весь мир, 2003, с.39-48.

 3. Теория политики

 http://www  politics.ellib.org.ua/pages-158.html

 4. Цитаты о демократии

 http://www . democracy.ru/quotes.php

 5. Политические реформы на постсоветском пространстве: проблемы обеспечения стабильности и демократии, опыт Казахстана//iimp.kz/default.aspx?article_id...

 6. Президент Беларуси: демократия человека ограничена одним квадратным метром http://www.interfax.by/news/belarus/91340

 7. Мехтиев Р.Э. Демократия в Азербайджане: теория и практика // Dirçяliş-XXI яsr, 2007, № 112-113, c.61.

 8. Алиев Ильхам. Из выступления на открытии сессии Милли Меджлиса третьего созыва. Баку, 2 октября 2006 г.//Бакинский рабочий, 2006, 3 октября.

 9. Президент Ильхам Алиев: «Армения совершила десятки террористических актов против гражданского населения и инфраструктуры Азербайджана»

Мамедова Нигяр

Бакинский рабочий.- 2012.- 17 октября.- С.5.