Гейдар Мирза: «Ожидать существенного

усиления влияния Евросоюза в вопросах,

определяющих геополитику Южного Кавказа, не стоит»

 

Научный сотрудник Центра стратегических исследований при Президенте АР, политический эксперт Гейдар Мирза прокомментировал основные итоги года.

Говоря о важных событиях в Азербайджане, произошедших в 2011 году, Г.Мирза отметил, что важнейшим успехом можно считать избрание страны  непостоянным членом Совета Безопасности ООН. 

«Усилия, предпринятые азербайджанской дипломатией в данном направлении, можно объяснить желанием поднять престиж страны на международной арене. На процесс мирного урегулирования в Нагорном Карабахе непостоянное членство в СБ ООН не окажет прямого влияния. Однако неизбежно косвенное влияние, связанное с общим усилением переговорной силы Азербайджана и укреплением международного авторитета.

 

В этом свете непостоянное членство Азербайджана в СБ ООН в качестве достижения должно рассматриваться не как победа сама по себе, а в комплексе всего арсенала инструментов нашей внешнеполитической доктрины», — подчеркнул эксперт.

«Вместе с тем данный статус также налагает новый уровень ответственности, подразумевает новые потенциальные сложности. Не исключено, что очень скоро азербайджанская дипломатия будет вынуждена выражать четко озвученную позицию при голосовании по ряду острых вопросов, определяющих текущую повестку геополитики Ближнего Востока. Следует учесть, что  нынешний ход событий в Сирии и вокруг иранской ядерной программы все более и более влияет на Южный Кавказ. И при определенном раскладе степень влияния данных вопросов на политический контекст в Азербайджанской Республике может стать настолько серьезной, что позицию надо будет выражать четко, однозначно и озвученно. Аргументы о том, что всегда можно воздержаться при голосовании, в данном  случае оказываются не самыми действенными», — добавил он.        

Во внутриполитической жизни страны важным событием Г.Мирза назвал принятие Милли Меджлисом Конституционного закона «Об обеспечении экс-президентов Азербайджанской Республики и членов их семей».

«Окончательное процедурное утверждение Закона состоится в 2012 году. Наше государство и общество созрели до степени, при которой позволительно выносить на широкое обсуждение и принимать такие системные решения. Это — важный шаг, символичный в качестве показателя еще одной пройденной вехи государственного строительства в Азербайджане, на первый взгляд, весьма технический, но, вместе с тем, серьезный шаг в деле консолидации азербайджанского общества», — отметил Г.Мирза.       

Комментируя вопрос о том, стал ли уходящий год очередной упущенной возможностью для карабахского урегулирования, учитывая безуспешность встреч в верхах, включая Казань, или все же какой-то прогресс был, представитель ЦСИ отметил, что называть 2011 год годом упущенных возможностей в деле мирного урегулирования в Нагорном Карабахе нельзя.

«Реальные возможности должны присутствовать, чтобы их упускать. В 2011 году таких возможностей не было. Что же касается усилий, предпринимаемых нынешним главой Российского государства Д.Медведевым, они скорее были направлены в русло, которое в терминах МГ ОБСЕ называется «недопущением эскалации и сохранения позитивной динамики переговоров». Конечно же, учитывая повторяющиеся провокации армянской стороны на линии соприкосновения (в этом году заметным стало возросшее количество убитых и раненых гражданских лиц, в том числе и детей), а также отсутствие видимого давления международного сообщества на Армению, такое положение дел по итогам года азербайджанскую сторону удовлетворять не может. Политика — искусство возможного, и в любом случае встречи глав Азербайджана и Армении, инициированные российским Президентом в 2011 году, оказались важными, показав, что именно является на данный момент невозможным. Это тоже результат.  

Важным итогом 2011 года, имеющим ощутимое отношение к вопросу мирного урегулирования в Нагорном Карабахе, стали эволюция «армянского вопроса» во Франции и принятие Национальной ассамблеей страны закона, предусматривающего криминализацию отрицания т.н. «геноцида армян». Причем исключение не было сделано даже для исследователей и историков. Учитывая то, что Франция является сопредседателем МГ ОБСЕ, а также ту роль, которую сыграла французская дипломатия в играх в «армяно-турецкое сближение», не исключено, что в 2012 году в азербайджанских СМИ и экспертном сообществе активизируются дискуссии о целесообразности сопредседательства Франции в МГ ОБСЕ и степени беспристрастности данного государства в вопросе мирного урегулирования в Нагорном Карабахе. В местных СМИ уже наблюдаются комментарии, сигнализирующие о резком падении доверия азербайджанской общественности к Франции как к государству-миротворцу», — считает представитель Центра стратегических исследований. 

Говоря о том, как может отразиться на азербайджано-американских отношениях факт блокирования кандидатуры М.Брайзы на пост посла США в Азербайджане проармянскими сенаторами в Конгрессе, эксперт отметил, что азербайджанской дипломатии было удобно работать с этим человеком, прекрасно знакомым с историей, культурой, социально-политической и экономической наполняющей жизни страны, обладающим солидным опытом работы в регионе.

«Но не думаю, что завершение миссии посла Мэтью Брайзы скажется в какой-либо мере на отношениях между Азербайджаном и США. Вопросы геополитики в таком сложном регионе, как Южный Кавказ, зависят от гораздо более серьезных факторов, чем просто харизма посла. Вместе с тем, в Баку не может не вызывать озабоченности тот факт, что американская дипломатия на Южном Кавказе пожертвовала уже зарекомендовавшим себя в регионе с положительной стороны Брайзой в угоду конъюнктурной лоббистской выгоде проводников «армянского вопроса» в США, подобных Филиппу Гордону. Это, несомненно, оставляет определенный осадок в отношениях между Азербайджаном и США по итогам 2011 года», — считает Г.Мирза.    

Эксперт также коснулся вопроса возможности активизации в нашем регионе деятельности Евросоюза, в частности, в свете обещания Брюсселя играть более активную роль в нагорно-карабахском урегулировании.

«Таких предпосылок в данный момент не наблюдается. Более того, существуют явные и серьезные причины считать, что в ближайший год Евросоюз, а именно Париж и Берлин, как основные двигатели и спонсоры ЕС, будут более заняты вопросами финансовой стабилизации в Европе. 2011 год и дискуссии как в официальных, так и экспертных кругах вокруг перспективных газовых проектов по оси «Каспий — Южная Европа» показали, что ведущие страны ЕС так и не смогли выработать единого подхода по целому ряду сравнительно более простых вопросов, нежели мирное урегулирование в Нагорном Карабахе. Конечно же, как и в предыдущие годы, будет и далее развиваться сотрудничество Азербайджана с европейскими структурами в рамках проектов, подобных «Восточному партнерству», вопросы, имеющие отношение к развитию демократии и институтов гражданского общества в странах Южного Кавказа, и в 2012 году будут занимать место в дискуссиях той же ПАСЕ. Однако ожидать существенного усиления влияния Евросоюза в вопросах, определяющих геополитику Южного Кавказа, не стоит», — резюмировал Г.Мирза.

Бакинский рабочий.- 2012.- 1 января.- С.4.