Али-Паша Зейналов: «Нет, наверное,

такой специальности, по которой

не обучались бы за рубежом наши граждане»

 

Интервью 1news.az с заведующим сектором по обучению за рубежом и работе с иностранцами Министерства образования Азербайджанской Республики, кандидатом филологических наук (PhD), доцентом, обладателем государственной награды «Терегги» Али-Пашой Зейналовым.

— Какое количество азербайджанцев на сегодня проходит обучение в зарубежных вузах по государственной линии и государственной программе?

— В современную эпоху начало обучению азербайджанской молодежи за рубежом было положено общенациональным лидером Гейдаром Алиевым. Еще в советскую эпоху тысячи граждан Азербайджана направлялись ежегодно на учебу по государственной линии в лучшие вузы Москвы, Ленинграда, Киева, прибалтийских республик и т.д.

 

Эта практика продолжилась и после второго прихода Г.Алиева к руководству страной в начале 90-х годов. Только изменилась география — теперь наравне с Россией наша молодежь получила возможность обучаться в вузах Турции, Китая, Чехии, Словакии и других  стран. Это стало возможным благодаря заключению двусторонних договоров и соглашений между Министерством образования Азербайджана и соответствующими государственными структурами различных стран. Однако даже такое положение дел не устраивало смотрящего далеко вперед руководителя Азербайджана, который говорил, что необходимо принятие специальной государственной программы, которая регулировала бы вопросы обучения нашей молодежи за рубежом. Ведь для строительства нового Азербайджана потребуется большое число высококвалифицированных кадров во всех областях жизни.

И эту задачу претворил в жизнь Президент Азербайджана Ильхам Алиев, утвердив 16 апреля 2007 года Государственную программу обучения азербайджанской молодежи за рубежом в 2007—2015 гг. Это — поистине революционный шаг в строительстве молодого независимого Азербайджана. Программа, успешно реализуемая Минобразования во главе с Мисиром Мардановым, дает возможность нашей молодежи на безвозмездной основе обучаться в лучших университетах мира, а затем, вернувшись на Родину, применить на практике все приобретенные знания. Принятие программы не отменило практику отправки молодежи на учебу за рубеж по государственной линии, т.е. на основе двусторонних соглашений. Таким образом, в настоящее время около 800 (798) граждан нашей страны обучаются в вузах России, Турции, Китая, Кореии и др., и свыше 800 (853) человек — в рамках Государственной программы в 24-х странах мира.

— Объясните, в чем разница между обучением по государственной программе и по государственной линии?

— Словосочетание «обучение по государственной линии» — принятое нами  условное понятие, чтобы отличать лиц, обучающихся за счет бюджетных средств принимающей страны в соответствии с двусторонними договорами, соглашениями, предусматривающими выделение стипендий, от лиц, обучающихся за рубежом за свой счет, и от лиц — участников Государственной программы обучения азербайджанской молодежи за рубежом в 2007—2015 гг. 

Я  уже отметил, что на протяжении ряда лет Министерство образования Азербайджана отправляло на учебу в Турцию, Россию, Китай и др. страны студентов в рамках  заключенных с соответствующими министерствами стран-партнеров соглашений. Оплата учебы и проживание в общежитиях производятся принимающей стороной, она также обеспечивает студентов ежемесячной стипендией. Азербайджанская сторона, в свою очередь, выдает ежемесячно стипендию и оплачивает ежегодно проезд в оба конца.

— По каким специальностям за рубежом сегодня предпочитают получать образование азербайджанские студенты, и какие специалисты наиболее востребованы сегодня в Азербайджане?

— На этот вопрос однозначно ответить трудно. Нет, наверное, такой специальности, по которой не обучались бы за рубежом наши граждане. Другое дело, какие специальности входят в перечень приоритетных для развития нашей республики. Это в первую очередь фундаментальные науки, медицина, инженерные специальности, информационные технологии, экология, туризм. Востребованы также специальности, связанные с биологией, генетикой, сельским хозяйством, банковским делом, экономикой, в частности, бухгалтерское дело и учет.

— Азербайджанские студенты сегодня могут обучаться в зарубежных вузах около тридцати государств мира. Какие страны пользуются наибольшей популярностью у наших молодых граждан, и пополнится ли данный список новыми странами в ближайшее время?

— Сегодня почему-то студенты предпочитают учиться в основном в Европе, в частности, Великобритании. Медики едут в Германию и Турцию. По инженерным специальностям — в Канаду. Нам бы, конечно, хотелось, чтобы студенты также обращали внимание на имеющие высокий рейтинг вузы Японии, Кореии, Нидерландов, Китая. Конечно, периодически в перечень стран, рекомендуемых для учебы за рубежом, вносятся изменения, список пополняется новыми странами, некоторые государства исключаются.

— Студентов, обучающихся за рубежом за государственный счет, никто не заставляет в обязательном порядке возвращаться в Азербайджан. Насколько мы знаем, Азербайджан в этом плане — единственная страна в мире. Какое количество студентов при этом возвращается на родину? И как скоро они находят работу?

— Да, действительно, студенты, обучающиеся за рубежом по государственной линии, вольны в своем выборе места работы. Что же касается студентов, обучающихся по Государственной программе, то с ними Министерство образования заключает утвержденный Кабинетом Министров республики договор, где один из пунктов обязывает выпускников возвращаться на родину и проработать на благо своего государства не менее пяти лет. Другое дело, что при рекомендации наших граждан для учебы за границей мы не требуем залога, как это делается, например, в Казахстане при реализации аналогичной нашей Программы «Болашак». Факты свидетельствуют, что большинство наших граждан, обучающихся за рубежом как по государственной линии, так и по Государственной программе, возвращаются в Азербайджан и устраиваются на работу, причем как в государственный, так и в частный секторы. Сегодня, можно сказать, во всех областях экономики, науки, образования и т.д. можно встретить наших выпускников. Естественно, какая-то доля их по объективным причинам (семейные обстоятельства, устройство на работу в зарубежные филиалы фирм, функционирующих в Азербайджане, работа в представительствах Азербайджана в зарубежных странах и т.д.) остается за границей, но и это неплохо, ведь они вливаются в состав нашей диаспоры.

— В 1990-е годы вы в течение шести лет были представителем Министерства образования Азербайджана в Турции. Чем, по-вашему, отличались тогдашние азербайджанские студенты, желающие пройти обучение за рубежом, от нынешних?

— Да, так уж получилось, что после десяти лет работы в Нефтяной академии, где я руководил кафедрой русского языка для иностранцев и одновременно был деканом подготовительного факультета для иностранных граждан, меня пригласили на работу начальником отдела обучения за рубежом и по работе с иностранными учащимися Министерства образования Азербайджана. Вскоре я был назначен заместителем начальника Управления внешних связей министерства, а затем командирован в Министерство национального образования Турции в качестве представителя Министерства образования Азербайджана. Это, пожалуй, были самые тяжелые, но, вместе с тем, интересные годы. Это были годы становления и развития отношений между Министерством образования Азербайджана и соответствующими структурами Турции — организация визитов, встреч представителей всех уровней нашего ведомства с турецкими коллегами, разработка и согласование разного рода соглашений, договоров, протоколов, изучение системы образования Турции, подготовка предложений и прогнозов…

И вся эта нелегкая работа должна была сочетаться с работой с нашими студентами, обучающимися в Турции. Ведь, начиная с 1993 года, в соответствии с заключенными межправительственными и межведомственными соглашениями в Турцию на обучение были направлены около двух тысяч граждан Азербайджана, ежегодно эта армия студентов пополнялась новыми. Студенты тех лет мало чем отличались от сегодняшних, разве что тем, что выпускники советской системы образования — в то время, попадая в незнакомую среду, трудно привыкали к условиям жизни в общежитиях на 16—18 человек в каждой комнате, пище, методам преподавания и отношениям между преподавателем и студентом. Но все это компенсировалось той любовью народа по отношению к ним, с которой они встречались на каждом шагу. 

Вообще, в Турции тогда воздух был полон эйфории. Наконец-то, представители двух братских народов смогли запросто пересекать границу, ездить на учебу, просто погостить у друзей, родных, знакомых. Надо отдать должное нашим студентам. Они не только не отставали в учебе от представителей других народов, но часто и превосходили многих. Кроме того, большинство студентов тех лет достойно представляли свою республику, организовывая и участвуя в многочисленных мероприятиях, посвященных знаменательным датам, праздникам, дням скорби и т.д. Тяга к знаниям, присущая нашим гражданам, привела к тому, что после успешного окончания учебы сотни выпускников турецких вузов вернулись на родину и в настоящее время успешно участвуют в развитии нашей страны.

— Сталкивались ли ранее и сталкиваются ли сегодня наши студенты, обучающиеся в тех или иных странах, с каким-либо предвзятым отношением?

— Я не располагаю такими сведениями. Вряд ли. Если студент развит, начитан, подкован, какое может быть к нему предвзятое отношение?..

 

Гамид ГАМИДОВ

(Москва, Россия)

Бакинский рабочий.- 2012.- 1 января.- С.5.