Издан альбом  произведений

Халиды Сафаровой и Махмуда Тагиева

 

Вполне закономерно, что интерес к выдающимся личностям и их творениям, к тем или иным явлениям национальной культуры не бывает равномерным и в хорошем смысле провоцируется конкретными обстоятельствами.

Чаще поводом для всплеска служат юбилейные даты и ассоциации, когда всплывают в памяти имена героев того или иного времени, появляются потребность или возможности отметить достойные внимания события, увековечить память о ком-то, отдать дань чьим-то заслугам.

На сей раз проявлением внимания к творчеству выдающихся художников    Халиды Сафаровой и Махмуда Тагиева стал  с  большим пиететом выпущенный альбом их работ «Живопись и графика» в рамках осуществляемого Халг Банком  масштабного проекта «Халг Аманаты»  («Народное Достояние»).

 

При презентации альбома  в главном  офисе банка  открылась выставка работ художников, которая продлится до конца января. Это мероприятие  неизмеримо увеличило поток желающих поближе познакомиться с творчеством выдающихся азербайджанских художников не только  из числа их поклонников, но и вызвало большой интерес к национальному искусству вообще. И понятно!

Проект «Халг Аманаты», осуществляемый Халг Банком с 2010 года, завоевал признание ценителей азербайджанской культуры. В рамках проекта банк обращается к творчеству ярких представителей азербайджанской культуры, и благодаря высокой художественной ценности и полиграфическому качеству издания серии были восторженно приняты любителями национального искусства и поэзии.

Целью проекта «Халг Аманаты» является сохранение, передача будущим поколениям культурного наследия и духовных ценностей азербайджанского народа, а также ретрансляция их в общемировое культурное пространство. В том числе и выпуском названного выше роскошного альбома репродукций с сопроводительным текстом на трех языках. 

Издание  бесплатно выделяется  высшим и средним учебным заведениям, детским домам и библиотекам, фондам,  государственным учреждениям, зарубежным представительствам, посольствам и консульствам Азербайджана за рубежом, распространяется среди ценителей культуры Азербайджана.

Выдающиеся мастера кисти Халида Сафарова и Махмуд Тагиев никогда не оставались в тени всеобщего интереса и почитания. С самого начала  творческой жизни им сопутствовали  знаки внимания, а признание позволяло тратить душевные силы  разве что на муки, связанные с поисками.

Теперь вот перед нами именно они — в своих произведениях. И с пристрастием глядя на каждую красочную репродукцию, думаешь не только о профессиональном мастерстве и даже не о таланте, а именно  о зашифрованном в их картинах  чувстве ответственности перед обществом, более всего характеризующем личность автора.

Да, ретроспективный взгляд позволяет постигнуть многое из того, на что прежде недоставало внимания. И вот теперь понимаю: поставив последнюю точку в череде строк своего сочинения, действующий художник, писатель, композитор, журналист  лишь на мгновение может позволить себе расслабиться, сказав, «кажется,  что-то получилось» — достойный мастер готов что-то менять и доделывать в своих работах чуть ли не всю жизнь. И более всего потому, что движет им чувство ответственности. За то, как поймут его послание те, к кому обращался он — выразитель не только  собственного мироощущения, но и  эпохи, которую ему довелось  представлять… быть может, на века.

 

Аура душевного состояния

 

Как и у всех людей, а у творческих  тем более,  у Халиды Сафаровой и Махмуда Тагиева были житейские проблемы и поводы  для  волнений, но холст, бумага, даже кисти и краски … сколько же они принимали на себя  энергии, помогавшей разрядиться  эмоциям, поделиться сокровенным, выплеснуть множество впечатлений  и связанных с согретыми добрым нравом и изысканным вкусом лучезарных задумок.

Когда-то все это было на виду у общественности, радовало посетителей выставок  в Азербайджане и за рубежом, а потому отрадно и закономерно, что в  широкомасштабный проект, призванный увековечить  лучшие из раритетов, составляющих поистине народное достояние нашей страны, включен рассказ о жизни и творчестве Халиды Сафаровой и Махмуда Тагиева. Мастеров, житейские и творческие  щедроты  которых как  опыт  прежних поколений вселяют нам, сегодняшним, веру в собственные силы, в возможность состояться. Хотя бы  благодаря тому, что  вольно или невольно стали  для всех последующих поколений примером, зримо подтверждающим суть мудрого житейского афоризма — «В жизни есть два неисчерпаемых источника счастья — любовь и творчество».

Рассказывают, что «творческий тандем двух талантливых художников Махмуда Тагиева и Халиды Сафаровой сложился в далеком 1941 году, когда судьба свела их в Художественном училище имени Азима Азимзаде в Баку. Эта удивительная пара на протяжении 56 лет совместной жизни была предана друг другу и искусству. Они были духовно близки, едины в увлечении восточной поэзией, романтической литературой и классической музыкой. Их профессиональный рост шел параллельно, в постоянном взаимодействии и взаимовлиянии друг на друга.

Друзья и родственники художников отмечают, что они разделяли вместе и трудности, выпавшие на их долю, и творческий успех, во всех жизненных ситуациях поддерживая друг друга. О них вспоминают как о людях, которые всегда были вместе. У них была одна жизнь на двоих — одна мастерская, общие друзья, совместные выставки… Это весьма редкое явление трепетной и преданной любви, чуткого и проникновенного отношения друг к другу было одним из главных составляющих в их общем, одном на двоих, портрете.  

Знакомясь с творчеством Махмуда Тагиева и Халиды Сафаровой сейчас, спустя годы после их ухода, открываешь своеобразный, сотканный из тончайших нитей чувств и ощущений удивительный мир, который они создали вокруг себя. Их работам свойственна и романтическая возвышенность, и яркая, жизнеутверждающая  экспрессия цвета, и камерная, негромкая повествовательность.

Интересно, что при всей схожести мотивов и тем, которые затрагивали художники, их работы отличались по своей художественной форме, пластическому решению. И понятно: им была присуща яркая индивидуальность, каждый шел своим путем, решая собственные художественные задачи и притом решая по-своему. Если работам Махмуда Тагиева свойственны монументальный размах, тяготение к эпическому мышлению, то Халида Сафарова, наряду с тонким ощущением красоты природы и мира вещей, тяготела к передаче пульсирующего ритма современности.

 

Одаренные  представители нации

 

Махмуд Тагиев и Халида Сафарова из тех одаренных детей, которые генетически впитали с молоком матери от щедрот национальной культуры самые лучшие впечатления в том виде, в каком способны были это сделать  представители одного поколения,  одного талантливого народа.

Уникальные богатства рождавшей музыкальные ассоциации природы, традиции бередившей душу восточной поэзии  с ее восторженным отношением ко всему ласкающему душу, прекрасному… Все одаривало неравнодушных, открытых навстречу красоте юношу и девушку, в семьях которых знали цену знаниям, труду, литературе, искусствам.

Маленький Махмуд, принимая участие в домашних импровизированных концертах, организуемых мамой, проявлял свой музыкальный дар. Халида Сафарова, чьи родители были репрессированы, вспоминая  свое детство, всегда подчеркивала, что рисовать очень любила, но больше хотела заниматься музыкой.

В бакинское художественное училище имени Азима Азимзаде Халида Сафарова попала  в 1941 году,  когда Махмуд Тагиев его уже заканчивал. В свои 19 лет он мыслил масштабно и ставил целью запечатлеть вековую национальную память народа по сказаниям, которые передаются из поколения в поколение. Возможно, поэтому  скоро он стал активным участником выставок, чьи работы привлекли к нему внимание как к талантливому живописцу.

Они встретились в суровые годы Великой Отечественной войны и с тех пор уже никогда не расставались. Вместе ездили на этюды, экспериментировали в технике живописного мастерства, выбирали дорогу в будущее. Старший по возрасту и уже дипломированный художник Махмуд Тагиев оказывал большое влияние на становление Халиды Сафаровой. В 1946 году они поженились, пообещав друг другу быть рядом и в горе, и в радости. И свое обещание сдержали.

Начало семейной жизни стало для молодых художников и началом яркой творческой деятельности: уже первая поездка по Азербайджану завершилась совместной выставкой  1947 года. На ней  было представлено свыше 150 этюдов, пейзажей и натюрмортов. Выполненные в реалистической манере произведения, запечатлевшие красоту природы и эмоций, позволили заговорить о таланте молодых художников.

Тогда уже профессионалы отметили их тонкий лиризм  в ощущении красот и совершенства природы, в выстраивании  композиции и т.д.  А такие полотна, как «Агдам», «Чинары» и «Бакинский акрополь» назвали работами, позволяющими говорить о том, что ранний  этап творчества М.Тагиева достоин высокой оценки. В работах Халиды Сафаровой мэтры искусства отмечали собственный  творческий подход и неординарное художественное решение.

Вот таким было начало активно «мужавшего» с годами творчества  Х.Сафаровой и М.Тагиева.

Достаточно скоро  уже будут писать и говорить, что пейзажи и натюрморты Х.Сафаровой — яркие и жизнеутверждающие, звучные по цвету произведения рассказывают нам о характере и сущности их создателя. Не будут вызывать сомнений утверждения о том, что Халида Сафарова отличается оптимизмом. Что ей свойственно выхватывать из увиденного главное, что представленные ею на выставке 1947 года наиболее знаковые «Три дуба», «Перед дождем», «Натюрморт в саду» и «Натюрморт с виноградником» «создают ощущение праздника жизни, ликования молодости и полифонию живописного восприятия мира».

Надо ли удивляться, что после такой успешной выставки по инициативе Союза художников Азербайджанской ССР было принято решение отправить Халиду Сафарову и Махмуда Тагиева в Москву, и в 1949 году, с первой попытки выдержав экзамены, талантливые художники поступили на художественный факультет Всесоюзного государственного института кинематографии, который  успешно окончила Халида. Махмуд Тагиев получил диплом  Ленинградского государственного института живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е.Репина, в который перевелся после четвертого курса ВГИКа.

Надо ли говорить о том, как изменилась творческая жизнь четы художников по возвращении на родину…

 

Годы расцвета творческого потенциала

 

Вернувшись в Азербайджан, Сафарова и Тагиев, обогащенные грузом знаний и собственных зрелых раздумий, с головой уходят в новые темы. В 1960-е годы Халида Сафарова разрабатывает спортивную тематику, поставив целью воплотить на холсте такие качества, как воля к победе и упорство, красота натренированного тела и здоровый дух соперничества, стремительное движение и преодоление сложностей, что требует от художника умения показать динамику пространства, чувствовать композицию и много другого. Как пишет искусствовед, к примеру, в работе «Яхтклуб» она без  нарочитости удивительно точно передает ощущение знойного полдня на залитой солнцем деревянной пристани и прохладу моря, в котором отражаются парусники.

Прекрасна по своей композиции работа «Эстафета». Мы видим узкий, развернутый в длину холст, на котором художница компонует две группы спортсменов-бегунов, которые должны добежать до велосипедистов и передать эстафету соревнования. Этот формат выбран не случайно. Он максимально приближает к зрителю спортсменов, вызывая ощущение сопричастности к происходящему.

Характерна для этой серии четкая по композиции работа «Велосипедист» 1969 года, которая решена в кинематографическом ключе. Он словно врывается на скорости в кадр, преодолевая расстояние и двигаясь против ветра, что подчеркивается направлением густого черного дыма факела, обрамляющего верхнюю часть композиции. Фигура спортсмена, его вздутые от скорости движения скулы, мускулистые руки, вцепившиеся в руль, ноги, крутящие педали — все наполнено динамикой и напряжением.

В рамках спортивной тематики Халида Сафарова писала многофигурные композиции с изображением футбольных матчей, велогонок, спортивной гребли. Эти работы объединяет всегда неожиданное композиционное решение, эффектное использование диагоналей или отдельно выхваченных фрагментов.

В те же годы Халида Сафарова обращается к жанру портрета. Привлекает внимание изысканный по цветовой гамме портрет балерины Л.Векиловой. Интересен подход в раскрытии образа художницы М.Рахманзаде. Пишет Х.Сафарова и портрет супруга,  достигая в нем, по мнению искушенных,  выразительности в  передаче не только внешнего образа, но и внутреннего состояния некоторой отрешенности.

Лейтмотивом в творчестве Халиды Сафаровой звучат произведения в жанре пейзажа и натюрморта, олицетворяющие ее романтическую и возвышенную натуру — яркое сочетание цветов и оттенков, нежность, прозрачность и недолговечная красота цветов, собранных в изысканные букеты, отражающие гармонию цветущего мира природы.

Знаковым произведением Халиды ханум является созданный в 1970-х годах собирательный образ своей земли — триптих «Мой край», где, прибегая к символике образов, художник показывает могучие деревья, цепкими корнями уходящие глубоко в землю, величественные, устремленные к небу горы…

Махмуд Тагиев в 1960-е годы обращается  к теме сельского и индустриального труда, используя появившуюся   возможность сочетать «реалистическое направление советского академического толка» с разработками пленэрного письма. Из творческих поездок на промыслы, стройки, в села, на освоение целинных земель художники привозили обширный материал — живой,  полный непосредственных впечатлений от размаха перемен, происходивших на всей территории необъятной страны. Итогом подобных творческих поездок Махмуда Тагиева стали множество эскизов и больших полотен, запечатлевших строительство ГЭС в Мингячевире и алюминиевого завода в Сумгайыте, промысел на дашкесанских рудниках. В масштабных жанровых композициях М.Тагиев рассказывал о трудовых буднях сельчан на пастбище и птицеферме. Работы этой серии экспонировались на персональной выставке художника в 1967 году.

В эти годы М.Тагиев продолжает свои эксперименты в портретном жанре.

Сквозь все творчество Махмуда Тагиева проходит тема исторического портрета. Портрет жены Халиды Сафаровой Махмуд Тагиев в 1969 году написал в традициях русского передвижничества.

Одним из лучших портретов, по мнению профессионалов, стал монументальный по своим размерам портрет Самеда Вургуна. Это получившийся в результате поисков наиболее выразительный образ, демонстрирующий не только внешнее сходство, но главное, отображающий духовный мир, энергетику и, даже, витающую вокруг персонажа, уникальную ауру.

В 1990-е годы Махмуд муаллим обратился к образу Низами Гянджеви. Сохранилось множество набросков, этюдов и живописных полотен, в которых можно проследить ход мысли художника, то, как он выстраивал  образ Низами, прорабатывал композицию будущего произведения. «Мир Низами» — монументальное полотно, в котором М.Тагиеву удалось создать не стереотипный типаж средневекового поэта, а сотворить образ великого азербайджанского поэта.

 

Народное достояние

 

Есть в творческой биографии Халиды Сафаровой период, который принес ей особое чувство удовлетворения, — возможность поработать на родине   импрессионизма — во Франции, и полотна, которые она написала  уже в Азербайджане, но под впечатлением той поездки. Это невероятное буйство красок и любование чудесными уголками Франции. Это наполненный  ярким солнечным светом и благоуханием «Цветочный киоск» в Париже, зарисовка «Кафе в Арле», композиция «Квартал в Париже», «Виноградники в Арле»,  «Дом Поля Сезанна», «Мистраль», «Осень в Провансе»… 

То, что  по своему пластическому решению и эмоциональному настрою представляет «собой внутренний диалог Халиды Сафаровой с великими художниками, когда-то жившими и творившими на этой земле, через столетие сохранившей свою уникальную ауру».

Их очень много — натюрмортов, на холстах выражающих гармонию и красоты нерукотворного мира, мастерски и проникновенно выполненных портретов, с которых на нас смотрят красивые и мудрые лица  поэтов, людей труда и вырабатывающих силу воли спортсменов. И все это — наследие наших соотечественников — азербайджанских художников   Халиды Сафаровой и Махмуда Тагиева.

Они на протяжении  своей творческой жизни  смогли  показать эстетику обыденного, отразить темп и  динамику своего и нашего времени и оставить мощные свидетельства величия человеческого духа. И потому репродукции с их картин по праву внесены в число раритетов, составляющих народное достояние своего народа и мира.

Спасибо им за талант, за подвижнический труд во имя истории нашей  родины.

 

Галина МИКЕЛАДЗЕ

Бакинский рабочий.- 2012.- 10 января.- С.6.