Экс-глава Минюста Франции:

«Французский парламент не вправе

считать себя универсальным судьей»

 

Французский парламент не вправе провозглашать себя универсальным судьей и утверждать факты исторических преступлений, так как это ни в коей мере не входит в сферу его компетенции, считает бывший министр юстиции и бывший сенатор Франции Роберт Бадинтер.

«Турки — великий народ, играющий большую роль, особенно на Ближнем Востоке. Они гордятся своей историей, даже если на ней и есть пятна преступлений, как и на истории всех (древних) народов-завоевателей», — говорится в статье Бадинтера, опубликованной на сайте информационного онлайн-ресурса The Huffington Post.

По мнению бывшего министра и сенатора, «такое высокомерие со стороны французского парламента» не перестанет вызывать в мире антифранцузские настроения.

 

Напомним, что Верхняя палата французского парламента на заседании в понедельник одобрила законопроект по введению административного и юридического наказания за отрицание т.н. «геноцида армян». Вызвавший волну возмущения, законопроект предусматривает тюремное заключение сроком до года и/или штраф в размере 45 тысяч евро за отрицание «геноцида армян», якобы имевшего место в Османской империи в 1915 году.

«Парламент не обладает компетенцией диктовать историю, — пишет Бадинтер. — Французские законодатели не вправе ставить себя на место историков и судей, провозглашая во французском праве факт свершения геноцида на территории нынешней турецкой Анатолии сто лет назад. Судебная власть является единственной компетентной структурой, которая может утвердить факт совершения преступления и его виновников», — утверждает автор в своей статье под названием «Армянский геноцид: опасная жалость».

«Таким образом, факт геноцида еврейского народа нацистами был утвержден Международным военным трибуналом в Нюрнберге. То же самое относится и к преступлениям против человечности, которые произошли в бывшей Югославии и Руанде, и были признаны международным уголовным судом», — пишет он. В связи с «геноцидом армян» 1915 года подобной процедуры не было, говорится в статье. Однако это входит в обязанность международных судебных органов, в первую очередь, Международного уголовного суда, (а не парламента отдельных стран).

«Мы можем призывать турецкие власти обратиться к своей истории, — пишет Бадинтер. — Но осуждение предков нынешних турок (периода Османской империи), являющихся нашими друзьями, прописывание подобного осуждения в наших законах — это мера, которая успокоит боль одного народа, но неизбежно оскорбит чувства другого».

Отметим, что реакцией Турции еще на первом этапе обсуждения нового закона в декабре прошлого года стало то, что Анкара заморозила все дипломатические контакты с Парижем, отозвала своего посла, запретила использование морским флотом Франции своих территориальных вод, а также использование турецкого воздушного пространства для полетов французской военной авиации. Сейчас турецкое правительство грозит Франции экономическими санкциями.

Бадинтер считает, что вслед за законом, криминализирующим отрицание «геноцида армян» во Франции, может последовать ответный закон в Турции.  «Если турецкая Конституция дает парламенту полномочия голосовать по законам, касающимся истории, в том числе истории иностранных государств, то можно ожидать ответного закона в Турции, обвиняющего Францию в преступлениях против человечности, совершенных в ее бывших колониях», — пишет экс-сенатор в своей статье.   В особенности, по его словам, это касается Алжира во время войны за независимость. «Трагическая история самой Франции должна поставить нас сегодня на сторону международного правосудия, — считает Бадинтер. — Она не дает нам права считать себя судьями всеобщей истории и совестью мира...»

Бакинский рабочий.- 2012.- 28 января.- С. 3.