Патриотизм и мультикультурализм как нравственные ценности политического курса Президента Азербайджана Ильхама Алиева

 

Патриотический дух и гордое осознание национального достоинства стали доминантой не только сегодняшней политической жизни нашей страны, но и органично вплелись в обыденную жизнь каждой семьи, каждого гражданина Азербайджана. Наш народ чествует своих доблестных защитников, скорбит и оплакивает павших героев. Такой общегражданский, общегосударственный патриотизм немыслим без общей солидарности всех тех, кто осознает себя наследниками общего для них достояния.

 

Патриотизм – одно из тех великих понятий, которому каждый народ, да и каждый человек волен искать свои определения. Но само слово «patria» отсылает к понятию того, что унаследовано от отцов и относится ко всей стране - любить можно малую Родину, историческую Родину, большую Родину, т.е. страну, гражданином которой является тот или иной человек. Конечно, и то, и другое, и третье – патриотизм. Однако надо отдавать себе отчет в том, что патриотизм, прежде всего, гражданское чувство, т.е. патриотизм – это, прежде всего, любовь и преданность стране, гражданином которой является человек. В соответствии с этим, патриотом можно считать того человека, который не только испытывает чувство любви к своей Родине, но отдает все силы, а иногда и жизнь во имя ее процветания. Четырехдневная война в Карабахе показала подлинное единство народа, сцементированное национальными ценностями.

 

Самые масштабные бои за 22 года с момента подписания соглашения о прекращении огня показали военную мощь Азербайджана, помноженную на силу патриотического духа наших солдат и офицеров. Азербайджанскими силами была прорвана первая линия обороны ВС Армении и установлен контроль над рядом стратегических высот и населенных пунктов. Не мы начали эту войну, хотя, как показали боевые действия, были к ней полностью готовы.

 

Азербайджан самостоятельно одержал победу, опираясь только на свой мощный политический и военный потенциал. Не могу не добавить - Отечественный потенциал! Наша победа продемонстрировала стратегическую точность и аналитическую выверенность целей и приоритетов политического курса Президента Азербайджана Ильхама Алиева. Военный бюджет, который вызывал столько кривотолков и злопыхательств, оказался продуманным с высочайшей точностью. Хотя наши войска применили лишь незначительную часть вооружения, имеющегося в арсенале национальных Вооруженных Сил, армяне в панике завопили на весь мир по поводу суперсовременного оружия Азербайджанской армии. Не хотели армянские оккупанты верить словам Президента Азербайджана, Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами Ильхама Алиева: «Во всех наших воинских частях, в особенности в воинских частях, расположенных на передовой, есть душевный подъем, чувство патриотизма у азербайджанских солдат очень высокое и сильное. Мы и впредь будем наращивать свой боевой потенциал. В настоящее время материально-техническое снабжение Азербайджанской армии находится на самом высоком уровне. Приобретенные нами в последнее время вооружения, техника дают основание сказать, что мы можем выполнить любую задачу». Допустим, слова не доходили, так помимо вербального есть и визуальное восприятие. Получается, что наши учения и военные парады не вразумляли армян!? А собственно, чего нам удивляться на реакции армянских политиков и военных, аплодирующих на своих военных парадах крашенным деревянным муляжам вроде бы «новейшего военного оборудования».

 

Господство патриотических настроений в обществе возможно только в одном случае, если идентичность его большинства совпадает с гражданской идентичностью. Патриотизм в азербайджанской модели мультикультурализма выполняет роль конструктивного каркаса, препятствующего дроблению социокультурного пространства на отдельные фрагменты. Истинный патриотизм не только не разъединяет, но и, наоборот, объединяет народы. За мультикультурализмом стоит единое, цельное, патриотическое общество, а не конгломерат общин с общим гражданством. Весь опыт человеческой истории свидетельствует, что общество без общих ценностей существовать не может. Их отсутствие просто нивелирует данное общество, превращая либо в стадо, либо в случайное соседство. Азербайджан в очередной раз продемонстрировал позитивный потенциал мультикультурализма как практику социальной и политической организации общежития в условиях культурного многообразия.

 

Мало кто из европейских политиков задумался над тем фактом, что Азербайджан в эти дни дал ответ на главный вопрос, который стоит перед общественным мнением на Западе и в России: мультикультурализм действительно способствует интеграции или лишь укрепляет межгрупповые барьеры. Азербайджанская модель мультикультурализма базируется на политико-нравственной концепции политической власти как общей силы, являющейся результатом желания жить вместе. Эта сила мультикультурализма существует потому что действует данное желание. Сегодня в мировом масштабе мы можем наблюдать ужасающий опыт разрушения, при котором социальные и культурные связи разрываются.

 

Причины провала мультикультурального эксперимента в Европе следует искать в недостатках самой идеологии, в ее, попросту говоря, ошибках. Гражданский патриотизм основан на ценностях. Если есть общие ценности, значит, есть патриотизм и общая культура.

 

Политическая практика современного Азербайджана позволяет дифференцировать три категории нравственных ценностей, оказывающих влияние на политику мультикультурализма. Первая ценность выступает как общественный идеал, как содержащееся в нем абстрактное представление о должных атрибутах в различных сферах общественной жизни. Такими ценностями выступают национальные интересы, которые обусловливаются конкретно-историческими условиями. Вторая ценность предстает в виде реальных политических действий, а третья – когда политические ценности данного социума входят в структуру личности как мотиватор её поведения.

 

Система ценностей функционирует на национальном или государственном уровне, т.е. те ценности, которые принимаются практически всем населением страны. Такой ценностью в нашей стране выступает идеологема азербайджанства.

 

К “фоновым” факторам политики можно отнести ценности, существующие в данном обществе в целом и у конкретных групп населения, определяемые историей, культурой общества, конкретной социально-политической и экономической ситуацией, национальными особенностями и т.д. Единство политики и морали в мультикультурализме сводит воедино три временных пласта, каждый из которых определяет возможности государства и его роль в политической структуре мира.

 

Пласт прошлого сформировал политические традиции и своеобразную ментальность азербайджанского народа. Настоящее конструирует целевые установки в политике и нормы поведения людей, адаптирующихся к современным социо-политическим и культурным реалиям. Однако в начале нового тысячелетия реальная мотивация субъектов политики характеризуется не только верностью прошлому, с его традициями и ценностями, сколько законным стремлением занять место в мировом сообществе. В современных условиях недостаточно просто воспроизводить переработанный веками опыт, необходимо адаптировать его к вызовам взаимосвязанного и взаимозависимого мира. Мультикультурализм придает государственной власти абсолютную перспективу длительности и стабильности и, если говорить обобщенно, открывает горизонт общественного мира, понимаемого как спокойствие и порядок.

 

В формировании нового гуманитарного контекста политического пространства глобализирующегося мира огромная роль принадлежит азербайджанской модели мультикультурализма. «Азербайджан расположен на стыке цивилизаций, культур и религий, - сказал Президент Азербайджана Ильхам Алиев. - Мы находимся между Европой и Азией. Конечно, такое географическое положение сыграло свою роль в культурном разнообразии Азербайджана. Представители всех культур, религий и этнических групп веками жили в Азербайджане в мире и достойных условиях, как одна семья. Мы гордимся тем, что в годы независимости эти позитивные тенденции еще более усилились».

 

Мультикультурализм соответствует оптимальным алгоритмам взаимодействия между субъектами международных отношений, государственными институтами и различными группами населения. Объявление Президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым 2016 года «Годом мультикультурализма» имеет не только государственное, но и международное значение.

 

Осмысление мультикультуральной реальности в Азербайджане позволяет предположить, что обеспечение мирного проживания представителей различных культур и вероисповеданий может быть достигнуто на основе общих, универсальных принципов взаимной толерантности и конкретной эффективной государственной политики. «Мультикультурализм, - отметил Президент Ильхам Алиев, – это образ жизни в Азербайджане. Правда, это относительно новый термин. Но на протяжении столетий в Азербайджане существовали мультикультуральные общества».

 

Азербайджанская модель государственной власти, сформированная на основе собственных национальных традиций с учетом конституционного опыта и политического развития зарубежных стран, развивает гуманитарную технологию, связанную с этнокультурным единством и толерантностью. Только в условиях ценностно- ориентированного единства азербайджанского общества возможно развитие мультикультурализма. Политический курс Азербайджана можно охарактеризовать с помощью ценностных установок, диктующих сферу его реализации и ориентирующихся на идею национальной независимости. Это понятие национального пространства включает гражданственность всех, принимающих и разделяющих национальную идею азербайджанства.

 

Процессы глобализации в сферах экономики, политики, культуры, социальной жизни, технологической модернизации производства и средств массовой коммуникации постепенно стирают границы между континентами, цивилизациями, обществами, национальными государствами. В этих условиях для стран, избравших путь независимого самостоятельного развития, прежние формы межкультурного, межэтнического взаимодействия нуждаются в серьезной трансформации. Мультикультурализм отвечает стремлению суверенного государства создать либерально-демократический режим и широкие возможности для национального государственного строительства. Мультикультурализм противостоит провоцированию со стороны деструктивных сил националистических конфликтов, так как чаще всего этническая мобилизация, этнокультурные противоречия используются для завоевания политической власти. Данные факторы способны, как признавал один из идеологов realpolitic З. Бжезинский, «спровоцировать дезинтеграции даже достаточно устойчивых общественно-идеологических систем»..

 

Дезинтеграцию национального государства как вызов времени, приобретающий особое социальное и политико-идеологическое значение, достойно принял общенациональный лидер Гейдар Алиев. Гениальный политик и тонкий психолог, Гейдар Алиев разработал новые подходы к трактовке национального общества как образования полиэтнического, поликультурного. Государственная идеологема азербайджанства способствовала реализации в конкретной политике принципов недискриминации, свободы индивидуального выбора, социального согласия, межэтнической и межкультурной толерантности.

 

Общенациональный лидер Гейдар Алиев, разработав идеологему азербайджанства, заложил практические основы государственного строительства мультикультурализма как идеологии и политики социальной стабильности, межэтнического согласия и нравственного развития. Определяя политический курс молодого независимого государства, общенациональный лидер высоко оценивал созидательную силу нравственности в реальном обретении суверенитета: ”Менталитет нашего азербайджанского народа – это его большое достояние. Мы во всех направлениях должны защищать, сохранять наши национально-духовные ценности, обычаи, традиции, нравственные ценности и воспитывать молодое поколение в духе этих духовных, нравственных ценностей прошедших испытание временем” .

 

В свою очередь, идея азербайджанства характеризует желание жить вместе, присущее той или иной этнической общности. Именно этому желанию жить вместе политические институты придают необходимую направленность. Идеология азербайджанства и ценности национальной идентичности становятся важнейшими факторами, определяющими развитие Азербайджанского государства. Именно ценности национального развития, политического, социального и научно-культурного, рационализируют мультикультуральное развитие нашей страны.

 

Президент Ильхам Алиев очень четко выделил факторы, способствующие развитию мультикультурализма: «Первое, испокон веков Азербайджан, располагаясь на пространстве, где сливаются различные культуры, играл ведущую роль в межрелигиозном и межцивилизационном взаимопонимании, сформировал глубокую историческую базу. В нашей стране никогда не было противостояния на религиозной и национальной почве, и этот процесс успешно продолжается до сих пор. Второе, терпимость в азербайджанском обществе создала в стране уникальную толерантную атмосферу, которая сейчас привлекает внимание международной общественности как образец. Третье, в Азербайджане имеются необходимые политические и экономические условия для развития и укрепления традиций мультикультурализма».

 

Накопленный Азербайджаном опыт практической реализации мультикультурализма иллюстрирует культурно-политическую закономерность, подразумевающую, что корни основ азербайджанской суверенной государственности уходят как в национальное историческое прошлое, так и детерминируются политико-институциональным дизайном политической системы.

 

Процессы глобализации в сферах экономики, политики, культуры, социальной жизни, технологической модернизации производства и средств массовой коммуникации постепенно стирают границы между континентами, цивилизациями, обществами, национальными государствами, которые еще несколько десятилетий назад представлялись относительно обособленными и не столь активно подвергающимися взаимным влияниям. В современном мире гуманитарное сотрудничество играет огромную стабилизирующую роль и способствует устойчивому развитию, позитивно влияет на отношения между странами, пронизывая собой практически все сферы человеческой деятельности: от экономики, науки, культуры до правовой политики и вопросов национальной безопасности.

 

Проблема социальной стабильности полиэтнических, культурно плюралистических обществ, обсуждаемая в рамках концепций мультикультурализма, уже более трех десятилетий находится в центре внимания политического и научного истеблишмента индустриально развитых стран мира. Однако было бы преждевременным утверждение о том, что мультикультурализм, как система политических взглядов и принципов, достиг определенной зрелой стадии развития. Именно в направлении политической реализации и пропаганды мультикультурализма Азербайджан выступает лидером.

 

Азербайджан территориально, культурно и духовно отличается вовлеченностью в мировой цивилизационный процесс, что во многом определило историческое развитие нашего государства. Опыт Азербайджана в развитии мультикультурализма свидетельствует о политической воли и возможности государственной власти вырабатывать и реализовывать важнейшие принципы социального, этнического, культурного сосуществования различных групп населения в полиэтническом обществе.

 

Азербайджан является частью единого, развернутого в социокультурном пространстве, мира и имеет свой исторический характер, свою систему традиций, свое становление и развитие, судьбу и назначение. Азербайджан имеет уникальный опыт не просто мирного сосуществования народов с разными религиозно-культурными основами, но и конструктивного сотрудничества в общем историческом проекте. Президент Ильхам Алиев стремится донести до всего мира правду о ценностях Азербайджана, спектр которых простирается от политических основ суверенитета и демократии до сохранения культурного наследия и развития современного спорта.

 

В этой статье мы остановились только на двух идеологических ценностях - патриотизме и мультикультурализме, торжество которых мы увидели в дни Карабахской войны. «Что можно советовать и рекомендовать вассальной стране, проигравшей войну, а теперь пытающейся проиграть свое место в международной политике? Проиграли не только армянские «политики», но и армянские «генералы», которые привели Армению к заведомо проигрышной ситуации». Это слова известного армянского политолога. В древности на это бы ответили известной фразой: «Ты сказал - не я!». Но в современной политической практике есть не менее точное определение: «No comments!».

 

Агия Нахчыванлы,

доктор политических наук, профессор,

депутат Милли Меджлиса

Бакинский рабочий.-2016.- 22 апреля.- С.4.