В течение 25 лет Армения многократно применяла химическое оружие против Азербайджана

 

Более 20 лет нарушены признанные международным сообществом границы Азербайджана, страна подвергается агрессии со стороны Армении, оккупировавшей около 20% азербайджанских территорий.

 

В результате развязанного Арменией нагорно-карабахского конфликта свыше 1 млн азербайджанцев стали беженцами и вынужденными переселенцами, изгнанию подверглось все азербайджанское население Армении, а также азербайджанских территорий: Нагорного Карабаха и семи прилегающих районов.

 

Изгнание азербайджанцев сопровождалось немыслимыми зверствами, преступлениями против человечности, актами геноцида и вандализма, учиненными армянскими националистами при непосредственной поддержке властей Армении.

 

Даже в наши дни преступный режим Армении и марионеточной «НКР» продолжают политику изощренного террора против Азербайджана. Показателем того, насколько политические круги Армении потеряли чувство реальности, стало недавнее выступление в парламенте экс-премьера Армении Гранта Багратяна, заявившего о необходимости применения против Азербайджана атомного оружия. При этом он имел в виду, что для создания атомной бомбы надо использовать потенциал Мецаморской АЭС,  и так используемой Арменией как оружие против Азербайджана. В течение многих лет идет методическое умышленное загрязнение химикатами, сточными и отработанными водами Мецаморской АЭС реки Араз и др. водных ресурсов, текущих из Армении в Азербайджан.

 

Другим примером экологического террора можно назвать постоянные угрозы армянской стороны взорвать на азербай­джанских оккупированных территориях Сарсангское водохранилище с целью залить низменные районы Азербайджана и поставить под угрозу жизнь сотен тысяч людей. К тому же армянская сторона не ограничивается только угрозами, но и претворяет их, в год несколько раз открывая пороги Сарсангского водохранилища и заливая обширные территории прифронтовых районов Азербайджана. Летом же полностью закрывает сток из водохранилища, обрекая на засуху и безводье азербайджанские села и пашни. Еще одним преступлением армянских властей на оккупированных землях Азербайджана является захоронение здесь химических, отравляющих и даже ядерных отходов.

 

Все вышеперечисленное является результатом безнаказанности властей Армении и молчания мирового сообщества. Стоит вспомнить, что в Ирак были введены коалиционные войска НАТО только при подозрении наличия химического оружия у иракских властей. Что широкомасштабные войсковые операции в Сирии в том числе были начаты по причине применения сирийскими властями химического оружия. Однако подобные действия властей Армении против соседнего Азербайджана многие годы сходят им с рук, и молчание мирового сообщества только вдохновляет фашистский режим в Ереване использовать методы ядерного шантажа, химического и экологического террора против Азербайджана.

 

Президент Азербайджанской Республики Ильхам Алиев обвинил армянскую сторону в применении химического оружия в зоне нагорно-карабахского конфликта. 23 мая сего года Ильхам Алиев, выступая на первом международном гуманитарном саммите ООН в Стамбуле, заявил, что вооруженные силы Армении неоднократно в апреле—мае применяли против Азербайджана запрещенные виды оружия — фосфорные бомбы, которые относятся к разряду химического, запрещенного оружия.

 

Президент Азербайджана отметил: «…В результате апрельских атак Армении погибли азербайджанские солдаты и офицеры, а также шесть мирных жителей, около 30 жителей были ранены. В то время армянские войска применили запрещенные фосфорные бомбы. ВС Азербай­джана с целью защиты мирного населения дали достойный ответ армянам, и после этого атаки прекратились. Армения держит под оккупацией Нагорный Карабах и 7 прилегающих к нему районов. Эта страна не выполняет соответствующие резолюции Совета Безопасности ООН».

 

Армянские ВС использовали фосфорные бомбы в жилых районах, азербайджанских населенных пунктах, где до сих пор остаются признаки и доказательства применения этого вида вооружений. Эти виды запрещенного оружия были применены армянскими ВС как в начале апреля — в период четырехдневных боевых операций, так и в мае, во время обстрелов мирных азербайджанских сел. В частности, в мае Национальное агентство по разминированию территорий Азербайджана (ANAMA) обнаружило на территории села Аскипара в Тертерском районе неразорвавшийся фосфорный снаряд. МИД Азербайджана выступило по этому поводу с соответствующим заявлением. Затем МИД и Минобороны АР организовали поездку военных атташе зарубежных посольств, аккредитованных в Азербайджане, к месту событий, чтобы те могли воочию ознакомиться с фактом применения ВС Армении запрещенного оружия.

 

Однако мало кто знает, что это далеко не первый случай применения армянскими ВС против азербайджанской стороны фосфорного, химического и других видов запрещенных вооружений.

 

В период первой карабахской войны в начале 1990-х гг. армянские ВС многократно применяли запрещенные виды оружия, в результате чего погибли и пострадали большое число азербайджанцев. Имеются многочисленные документы: результаты анализов, медицинские справки, эпикризы и другие факты, подтверждающие смерть и отравление азербайджанского гражданского населения и военных химическим оружием, многократно примененным против них армянскими ВС. Данные доказательства собраны литовским журналистов Ричардасом Лапайтисом, который в период  карабахской войны объездил линию фронта и смог сохранить большое количество документов об этих преступлениях.

 

Многочисленные выводы и запротоколированные анализы медиков доказывают поименно и пофактно многочисленные акты применения запрещенного оружия в различных населенных пунктах и на направлениях линии фронта. Официальный Ереван должен ответить на вопрос о том, каким образом военные структуры Армении раздобыли и используют химическое оружие в Карабахе. Дошло до того, что в период первой карабахской войны, на фоне многочисленных фактов применения запрещенного оружия армянскими ВС, Азербайджан, пусть и с опозданием, вынужден был вызвать международных наблюдателей. Об этом ничего не писала зарубежная пресса и хранили молчание международные организации. Азербайджанская сторона тогда вынуждена была раздать противогазы, распространить предупреждения гражданскому населению с призывом не пить воду и ничего не трогать. В Министерстве здравоохранения Азербайджана в 1992 году из профессиональных медиков была создана специальная комиссия, проводившая лабораторные исследования. Точно известны фамилии погибших, сохранены результаты судебно-медицинских экспертиз.

 

Приведем лишь несколько фактов применения запрещенных видов оружия со стороны армянских ВС. Впервые армянская сторона применила химическое оружие в 1992 году против азербайджанского населения в Шуше.

 

Азербайджанские отряды самообороны Шуши, состоящие из добровольцев-непрофессионалов, не понимали, как опасно оружие, примененное против них. В результате было много пострадавших. В мае 1992 года организована новая химическая атака на город Садарак (Нахчыванская Автономная Республика), куда были сброшены запрещенные бомбы.

 

Обстрелу химическими снарядами подвергся и город Агдам, только 12 мая 1992 года там взорвалось 15 бомб. 4 упали на территории центральной больницы, по 1 попали на улицы 20-го Января, Физули, Мешади Абаса и Сабира, еще 7 бомб — в частные дома.

 

Пережившие химическую атаку раненые были доставлены в центральную больницу Баку. Судебно-медицинская экспертиза выявила в их телах иприт, фосген и ядовитые вещества группы цианидов. Раненые не выживали, и медики были бессильны. Признаки недомоганий были такие: сильное удушье, почечная недостаточность, водянистые язвы на коже, замедленный пульс и сердечная недостаточность, завершавшаяся летальных исходом.

 

Затем уже началось совершенно открытое применение запрещенного оружия.

 

5 июня 1992 года обстреляна на границе с Арменией азербайджанская деревня Мунджуклу в Товузском районе. Там были обнаружены вещества группы цианидов. Такие снаряды взрывались и в  Джебраиле, один из них упал возле здания школы-интерната. В том же году совершена химическая атака на город Тертер, в результате множество погибших из числа мирных жителей. Химической атаке подверглись и жители города Физули. Там были применены не только химические бомбы, но и патроны, подобными патронами снайперы застрелили пять жителей города.

 

В 1992—1994 гг. армянские ВС, почувствовав свою безнаказанность, на фоне молчания мирового сообщества стали в массовом порядке применять запрещенные виды оружия против азербайджанской стороны. В письме Министерства здравоохранения Азербайджана, адресованном МВД, было описано содержание взорвавшихся бомб. Предупреждено, что военные силы Армении применяют химическое оружие не в единичных случаях, как считалось ранее, а в более широком масштабе. По этой причине погибли множество мирных жителей. В выводах утверждалось, что бомбы начинены мелкими иголками, концы которых заострены, будто сверла. Если хотя бы одна из них попадает в человека, через несколько часов наступает смерть. Было установлено, что применялось, по крайней мере, несколько видов химического оружия, в составе которых были обнаружены особо опасные для здоровья человека вещества: иприт, фосген, дифосген. После взрыва появляются капли, поднимается облако газа или сыплется белый порошок.

 

Литовский журналист Р.Лапайтис смог получить тогда в Минздраве Азербайджана результаты лабораторных исследований, свидетельства о смерти, фамилии погибших и наименования местностей, где были проведены химические атаки. Вернувшись на родину, он встретился и передал эти документы экспертам Министерства здравоохранения Литвы.

 

Ознакомившись и проверив собранные факты, литовские медики ужаснулись. В частности, консультант по вопросам медицины катастроф Й.Джевечка констатировал, что это очень опасные и запрещенные вещества. Люди, попав в зону их действия, начинают задыхаться, капли, попавшие в организм, сжигают внутренние органы. Особо опасны иприт и фосген. До 50 процентов жителей, попавших в зону их действия, умирают, остальные получают такие большие дозы, которые превышают смертельные в 3—50 раз. После взрыва большой бомбы облако может распространиться на 20—30 км. При небольшом взрыве распространяется на площади 200—300 кв.м. Вещества могут скапливаться в низинах, отравлять поверхность почвы и воду.

 

Й.Джевечка удивлялся тому, как такое мощное оружие могло оказаться в руках армянских ВС. По его словам, подобное этому химическое оружие хранится в таких же строгих условиях, как бактериологическое и атомное. Его можно получить только с ведения официальных военных структур. Иначе говоря, только с разрешения высшего руководителя государства. Его невозможно похитить или приобрести каким-либо еще образом.

 

Становится ясно, что армянская сторона всегда применяла запрещенные виды вооружений против азербайджанцев — как в период первой карабахской войны, так и сейчас. А ведь приняты многочисленные международные конвенции, запрещающие оружие этого вида, но мировое сообщество не торопится признавать, что армянская сторона в военных действиях использует химические бомбы, и не применяет санкции против Армении.

 

Международные организации, в том числе ООН, должны высказать свое мнение и осудить преступный режим Армении, в течение 25 лет многократно применяющий запрещенные виды вооружений против мирного населения и военных. Однако мировое сообщество по непонятным причинам предпочитает хранить молчание. Институт права и прав человека НАНА приложит все усилия, чтобы привлечь внимание широкой общественности к фактам преступного применения ВС Армении запрещенных видов вооружений против азербайджанского гражданского населения и военных. Именно равнодушие мирового сообщества и международных структур приводит к использованию армянскими террористами запрещенных видов вооружений, к страшным преступлениям против человечности и фактам геноцида азербайджанского народа.

 

Айтен Мустафазаде,

директор Института права и прав человека НАНА,

доктор юридических наук, депутат Милли Меджлиса

Бакинский рабочий.-2016.- 4 июня.- С.8.