Роида Рзаева: «Азербайджан — мировоззренческий синтез культур Востока и Запада»

 

В ходе проходящих в нашей стране международных мероприятий довольно часто можно слышать, как эксперты делятся опытом исследований в вопросах интеграции различных культур, создании целостного взгляда на мир, формировании общечеловеческой культуры.

 

Они очень важны также на фоне широкой миграции в мире, оказывают на людей большое влияние и заставляют тратить много времени на процесс адаптации к культуре и обществу страны проживания. Эксперты говорят также о том, что в современном мире постепенно растет значение национальной идентичности. Движение национального самосознания выступает против дискриминации, враждебности и таким образом играет важную роль в усилении межкультурного диалога. Тем более в период постмодернизма, когда сформировался опыт, позволяющий бережно относиться к своим и чужим культурным ценностям.

 

Но что такое постмодернизм?  Что объединяет философский, социологический и культурологический подходы к таким современным проблемам, как мультикультурализм, культура диалога, философия диалога, толерантность, гендер и др? Исследованию как раз этого вопроса и посвящена книга заместителя директора по научной работе Института философии и права Национальной Академии Наук Азербайджана, доктора философии по философии, доцента Роиды Рзаевой под названием Challenges of contemporaneity: postmodernity and multiculturalism («Вызовы современности: постмодернизм и мультикультурализм»), изданная одним из самых авторитетных международных академических издательств «Шпрингер».

 

Книга написана автором на английском языке и представляет собой обзор постмодернизма и его социальных показателей, состояния постмодерна в сознании как индикатора его трансформации и развития. Автор продолжает идеи о тенденциях современности, теоретических и практических вопросах постмодернистского комплекса, о чем и делится с нашими читателям.

 

— Большое внимание в книге уделено вопросам постмодернизма. Насколько мне удалось понять из вычитанного из разных источников, это понятие, в противовес модернизму, использует различные стили и направления прошлого. Так ли это?

 

— Да, постмодернизм отвергает категоричности модернизма, но в целом вбирает все, в том числе и модернизм. В отличие от модернизма, он не отвергает прошлое, а включает все прошлое и настоящее. Все это связано с тем, что постмодерн — состояние радикального плюрализма. Для постмодернизма характерны повторная интерпретация и использование чего-то в другом контексте.

 

В целом, для постмодерна характерна переоценка всего, в том числе и прошлого. К примеру, ретро в постмодерне чаще всего заключает в себе ироническое отношение к прежним стилям и не является простой преданностью и только подражанием. К примеру, творение известного Леонардо да Винчи «Джоконда» или «Мона Лиза» расценивалось в модерне как бесспорно прекрасное и бесценное, в постмодерне же может подвергаться критической интерпретации. К тому же в постмодерне оно может использоваться в других контекстах и в коллаже. Одно их самых известных в мире произведений живописи в постмодерне может подвергаться критике как культ оригинальности, и это делается во имя оригинальности. То есть сама интерпретация того, что считается оригинальным, расценивается как оригинальность, присущая постмодерну. Интерпретация может быть и ироничной.

 

Следовательно, постмодернизм использует то, что использовалось и раньше, только в другом контексте и в другой интерпретации. Отсюда и различное смешение разных стилей и жанров, эклектика, игра, ирония. Отсюда и использование образов и идей, рожденных в лоне элитарной культуры, в экспериментах с идеями и образами, характерными для массовой культуры. В постмодерне приветствуется поверхностная «неглубокость» культуры, что интерпретируется как потеря уважения к оригинальности (своеобразию), гению творца искусства. Постмодернизм смешивает элитарную и массовую культуры посредством пародии и иронии в новой культуре китча. Таким образом, он критически анализирует традиционные элементы культур, тем самым приветствуя игровой стиль и пародийную интерпретацию традиции. Подобная смесь или гибридность стилей связывается с тем, что постмодерн — это диалог традиции и инновации и культурная полифония.

 

— Постмодернизм содержит элементы хаоса. Можно ли сказать, что мы наблюдаем этот хаос в происходящих в мировой общественно-политической жизни процессах?

 

— Это также связано с логикой постмодернизма. Если модернизм предполагал выбор — «либо то, либо это», то постмодернизм выражается в мотто «все подходит». Безусловно, такая логика подразумевает сосуществование разного, в том числе, казалось бы, несовместимого. Дело в том, что в хаотичности постмодернистами усматривается шанс для нового.

 

То есть многообразие возможностей и альтернатив и многозначность социальных процессов характеризуется как подготовленность какой-либо системы к вариативному будущему, таким образом, как условие и мерило ее жизнеспособности. То есть нестабильность и кажущийся беспорядок обусловлены многовариантностью постмодерна. Все это, безусловно, вызывает спорадические колебания в мировой общественно-политической жизни. Поэтому возникшая ситуация характеризуется как «порядок из хаоса» и/или «революция неопределенности». Мы это наблюдаем сегодня и в социальных, и в культурных реалиях.

 

— Вы исследовали параллели мировой общественной жизни и культуры с Азербай-джаном. Это серьезный научный труд. Можете в доступной читателям форме поделиться, что удалось обнаружить в плане параллелей?

 

— Я изложила в этой книге на английском языке основные идеи многолетних исследований, касающихся различных аспектов постмодернистского комплекса. Можно сказать, что она в то же время в определенной степени продолжает и развивает идеи о тенденциях современности, которые были выражены ранее в монографиях «Постмодерн и мультикультурализм: междисциплинарный дискурс» (на руском, Баку, 2015), «Незападная современность в дискурсе постмодерна и культурной полифонии» (на русском, Баку, 2015) и «Rus ve Azerbaycan Kaynaklarında Türk Modernleşmesi» («Турецкая модернизация в русских и азербайджанских источниках») (на турецком, Анкара, 2012).

 

В книге также анализируются такие вопросы, как современность и диалог, тематизация женщины в постмодерне, женщина в науке, гендерная культура в контексте философии диалога, постмодерн и религия, незападная современность и т.д. Постмодернизм как явление духовной жизни — глобальная тенденция, парадигма. В современную эпоху, в глобализирующемся мире, так называемом «мире без границ» процессы и тенденции стремительно распространяются на все общества. В силу этого, постмодернизм зачастую характеризуется как интеллектуальная мода. Азербайджан в этом контексте не может быть исключением. В то же время эти тенденции преломляются через призму социокультуры каждого общества. Как появление, так и распространение постмодернизма связано с кризисом модернизма. Считается, что модернизм исчерпал свой потенциал, и он не может создать что-то новое. Данная ситуация, то есть ощущение нереализованности потенций модерна прослеживается в целом во всем мире.

 

В некоторой степени, постмодерн исходит из того, что модерн не оправдал надежд. Дело в том, что до некоторого времени модерн считался почти уникальным универсальным культурным ориентиром. А сегодня он таковым не является или, во всяком случае, не считается, или не считается единственным и универсальным. В силу этого стала ощущаться необходимость в парадигме для характеристики новых реалий и умонастроений. И постмодерн выступил одной из таких парадигм. Есть страны, для которых характерна синтезированная структура (организация) культуры, мировоззренчекий синтез. В частности, к ним можно отнести и Азербайджан. Это общества, синтезирующие Восток и Запад, совмещающие различные морально-ценностные установки, традицию и современность.

 

Их почва делает возможным взаимное влияние и взаимопроникновение идей. Постмодерн предполагает сосуществование «прошлого» и «настоящего», «традиционного» и «современного», что непосредственно перекликается с социокультурой синтезированных обществ. Все это обусловливает альтернативные проекты современности, альтернативную современность.

 

— Если в Азербайджане произошла смена одной культурной жизни другой, то когда именно это произошло? А если смены как таковой нет, то когда ее ожидать?

 

— Есть разные определения постмодернизма. В соответствии с одним из них, постмодернизм — это смена одного культурного контекста другим, как вы и отметили, который всегда характеризуется трансформацией культурных кодов и системы ценностей. Эта формулировка постмодернизма определяет постмодернизм, скорее, как историческую эпоху.

 

В то же время, согласно одному из видных его интерпретаторов Ж.-Ф.Лиотару, постмодерн — это часть модерна, и он располагается не «после» (из-за приставки — «пост-») и не «против» него, он уже содержался в модерне, только в скрытой форме. Аналогично определяет его известный писатель и ученый Умберто Эко, автор популярного романа «Имя розы», согласно которому у каждой эпохи есть свой постмодернизм. Хотя постмодернизм, возникнув в 80—90-х годах XX века как феномен духовной жизни Запада, преодолел границы западного общества и стал распространяться, порождая различные незападные формы. Следовательно, вопрос «когда?» снимается, так как сложно определять в данном контексте точную дату социокультурных изменений, так как это процесс, к тому же продолжающийся, или же, можно сказать, что эта дата идентична дате возникновения постмодернизма, но и в этом случае не приходится говорить о точной дате его распространения. Отмеченное обусловливает определение постмодернизма, скорее, как состояния. Конечно, модернизм и постмодернизм не идентичны, но все-таки тесно связаны друг с другом концептуально. Оба неотъемлемые характеристики современности и составляют сегодняшний культурный контекст. В целом сосуществование различных культурных фрагментов, культурных миров и составляет специфику осмысления современности.

 

Роида ханум, ваша книга издана в год, который Президентом Ильхамом Алиевым объявлен Годом мультикультурализма. Это случайное совпадение?

 

— Можно сказать, и да, и нет. После многолетнего процесса написания книги, то есть исследовательской работы в этом направлении, последовал примерно трехлетний процесс ее издания. Как известно, «Шпрингер», являющееся одним из двух самых авторитетных международных академических издательств (наряду с «Эльзевир»), занимает ведущее место в области науки, технологий и медицины (STM) по количеству научных публикаций. Основанный в 1842 году издательский дом более 170 лет занимается издательским делом. Сегодня «Шпрингер» — ведущее глобальное издательство, предлагающее качественное содержание посредством инновационных продукции и услуг, обладающее самой большой коллекцией электронных книг и всесторонним портфелем журналов открытого доступа. Среди авторов книг и журнальных статей «Шпрингера» свыше 200 лауреатов Нобелевской премии.

 

Одно из подразделений компании в 1917 году опубликовало работу А.Эйнштейна по специальной и общей теориям относительности, а  в 1920 году компания стала издавать журнал «Математические анналы» (Mathematische Annalen), одним из редакторов которого также был А.Эйнштейн. В силу отмеченного у издательской компании очень высокие требования к исследованиям и многоэтапный процесс издания вследствие серьезного рецензирования и т.п. процессов. Я долгие годы занимаюсь вопросами постмодернизма. А мультикультурализм — это часть постмодернизма, звено его философской программы. Постмодерн провозглашает культурный плюрализм. Постмодернизм не только отмечает, что современная культура имеет многообразную структуру, но и предлагает расценивать это многообразие и плюрализм как положительное явление. Постмодерн актуализирует мультикультурализм и акцентирует необходимость диалога. Постмодерн расценивает мультикультурализм как форму и необходимое условие сосуществования в поликультурном мире. В целом в книге вопрос мультикультурализма рассматривается в контексте постмодернизма и в ней в основном анализируются теоретические вопросы этих явлений. Мультикультурализм как модель культуры вбирает в себя черты конкретной культуры, отражающие исторические особенности ее развития. Именно этим продиктована мультикультуральность азербайджанского общества, обусловленная многовековыми традициями, географическим расположением, соответственно, культурным опытом, ставшая сегодня важной составной государственной политики.

 

Подготовил Р.Насиров

Бакинский рабочий.-2016.- 15 июня.- С.5-6.