Кровавый январь – никогда не заживающая рана азербайджанского народа

 

В интернет-портале Версии.com размещена статья доктора юридических наук, академика Арифа Гулиева под заголовком «Кровавый январь – никогда не заживающая рана азербайджанского народа».

В статье говорится о том, что ежегодно 20 января все азербайджанцы мира чтут память жертв трагических Январских событий 1990 года, вошедших в историю Азербайджана, как «черный» или «кровавый» январь. В этот день в Баку в результате ввода частей советских войск погибли 147 мирных жителей, 744 были ранены и 841 человек незаконно арестованы. В числе жертв молодежь, старики, женщины и дети. Следует подчеркнуть, что в истории Азербайджана это событие стало национально-освободительным восстанием против коммунистического тоталитарного режима СССР за свою свободу и государственную независимость, пишет автор.

Описывая трагические Январские события А.Гулиев пишет, что им предшествовали многочисленные волнения в Баку и других городах страны, вызванные ситуацией в Нагорном Карабахе. Многие жители столицы вышли на мирные митинги, чтобы выразить протест против длившегося уже два года нагорно-карабахского конфликта. Советское правительство, встревоженное ростом недовольства среди местного населения, а также всплеском политической активности, на специальном заседании Президиума Верховного Совета СССР от 19 января 1990 года приняло решение о вводе войск и введении чрезвычайного положения в Баку.

По указанию руководства СССР во главе с Михаилом Горбачевым в столицу Азербайджана был введен 40-тысячный армейский корпус, пишет далее автор. О вводе войск и чрезвычайного положения по всем законодательным нормам и в соответствии с п. 1 ст. 4 Международного пакта о гражданских и политических правах правительство было обязано заблаговременно информировать население Баку. Однако ни по советскому, ни по национальному телевидению по этому поводу не было сделано даже короткого информационного сообщения. Таким образом советское руководство стремилось сохранить коммунистический режим в Азербайджане и подавить национально-освободительное движение в стране.

Карательная операция против азербайджанцев была разработана и осуществлена Министерством обороны, МВД и КГБ Советского Союза. Она носила кодовое название «Удар». Основная роль в этой операции отводилась группе специального назначения «Альфа» и диверсионным группам КГБ. Центр оправдывал свои действия тем, что в Баку 13-17 января происходили армянские погромы, которые сам же и организовал. «Партийные руководители Азербайджана и прибывшие из Москвы представители советского руководства Язов, Бакатин и Крючков в своих выступлениях по местному телевидению убеждали население в том, что чрезвычайное положение и войска вводиться в Баку не будут. Однако своих обещаний они не выполнили», - констатирует академик А.Гулиев.

Ввод войск и объявление чрезвычайного положения в Баку было грубейшим нарушением статьи 119 Конституции СССР и статьи 71 Конституции Азербайджанской ССР, а также Международного пакта «О гражданских и политических правах», таким образом, были попраны суверенные права Азербайджанской Республики. В то время миллионы советских граждан испытали психологический шок и пришли к четко осознанному нежеланию продолжать жить в СССР.

В ту злосчастную ночь солдаты расстреляли веру в государство под названием СССР.

 «Советские солдаты с особой жестокостью расстреливали людей в упор, осуществляли умышленные наезды танками на легковые автомобили, в которых находились люди, обстреливали больницы, мешали медико-санитарному персоналу оказывать помощь раненым. Стреляли по прохожим, по окнам домов, больницам. Жестокость, с которой советские военные расправлялись с мирными азербайджанцами, можно было сравнить только с жестокостью нацистов в Великую Отечественную войну. Печально то, что жертвами агрессии Советской армии стали собственные граждане Советского Союза. Для азербайджанцев «черный январь» был концом мифа о едином СССР и дружной семье советских народов», - пишет автор.

Преступление коммунистического режима против азербайджанского народа квалифицируется юридическим правом как геноцид и государственный терроризм. Руководством Советского Союза были нарушены основные положения Пакта о правах человека 1966 года, Хельсинкского заключительного акта 1975 года, Гаагских конференций 1899 и 1907 годов, Женевской конвенции 1949 года и, наконец, Конвенции 1948 года о запрещении геноцида и наказании за него, которые предусматривают запреты на использование вооруженных сил против мирных жителей с применением карательных мер.

Как отмечает далее Ариф Гулиев, первым оценку Январским событиям дал находившийся в те дни в Москве в опальном положении Гейдар Алиев, выступив в представительстве Азербайджана и осудив карательную операцию центра в отношении собственных граждан. Отстраненный Кремлем от государственного управления Гейдар Алиев не остался в стороне от трагедии своего народа. Его выступление в представительстве Азербайджана в Москве по тем временам было невиданным вызовом власти и могло обернуться большими неприятностями лично для него и членов его семьи. Придя в 1993 году к власти в Азербайджане, Г. Алиев много сил отдал на восстановление стабильности и демократии в республике, добившись в 1994 году прекращения боевых действий в зоне армяно-азербайджанского нагорно-карабахского конфликта. Это дало повод азербайджанскому народу назвать его своим спасителем, а 15 июня 1993 года, когда он по воле народа прибыл в Баку и возглавил Милли Меджлис, отмечается как День национального спасения.

События января 1990 года показали, что каждый народ должен бороться за свою свободу и независимость и уметь защищать то, что завоевано кровью, резюмирует академик Ариф Гулиев.

 

Бакинский рабочий.-2016.- 19 января.- С.6.