Звезда, погасшая на пике своего сияния

 

 «Лебединый крик» Джейхуна Мирзоева

 

Люди старшего поколения наверняка помнят, каким огромным успехом и популярностью пользовался фильм «Мачеха», снятый в далеком 1958 году с неподражаемым Джейхуном Мирзоевым в главной роли. В то время все газеты бывшего Союза наперебой писали о феноменальной актерской игре маленького азербайджанского мальчика, который затмил своим талантом даже взрослых, достаточно известных и опытных актеров.

 

К сожалению, о Джейхуне Мирзоеве мало пишут и мало говорят, тем не менее это никоим образом не умаляет ценности его актерского дарования и масштаба личности.

 

Родился Джейхун 9 апреля 1946 года в прекрасном уголке Азербайджана, селе Абдалгюлаблы Агдамского района, которое впоследствии было оккупировано армянами. В 1969-м окончил режиссерский факультет Азербайджанского государственного института искусств курса легендарного Рза Тахмасиба.

 

Творческая биография Джейхуна Мирзоева началась рано: уже в 1955 году, 9 лет от роду, он сыграл эпизодическую роль в фильме Görüş («Встреча») режиссера Тофика Тагизаде. Фильмы с его актерским участием - «Двое с одного квартала» 

 

(1957 г. в возрасте 11 лет), «Мачеха» (1958), «Маттео Фальконе» (1960, «Черная чайка»), «Сила притяжения» (1964), «Непокоренный батальон» (1965), «Во имя закона» (1968), «Кура неукротимая» (1969), «Дорожное происшествие» (1981), «Снайперы» (1985), «Анекдот» (1989), «Крик» (1993) и три фильма, в которых он выступил в качестве режиссера - «Украли жениха» (1985), «Сигнал с моря» (1986) и «Крик» (1993).

 

На свет таланта  и личности

 

75-летию талантливого актера и режиссера, лауреата премий имаджи Зейналабдина Тагиева и премии «Хумай» (посмертно) Джейхуна Мирзоева было посвящено мероприятие в Центре культуры поселка Шаган.

 

На свет редкостного таланта и личности незабываемого актера собрались представители общественности поселка, деятели театра и кино, журналисты.

 

Вначале был показан фрагмент из любимого миллионами зрителей кинофильма «Мачеха», на котором выросло не одно поколение азербайджанцев. Маленький артист так выразительно и мастерски показал боль, неприятие и после долгих страданий любовь к приемной матери, что у зрителя не остается никаких сомнений в отношении того, что он - невольный свидетель не простых, но реальных событий, происходящих на экране. Озорной Исмаил, рано лишившийся матери, сердце которого так нуждалось в материнской любви и теплоте любящего человека, на протяжении фильма проходит долгий путь познания и осмысления подлинных человеческих отношений. Пройдя через противоречивые метания, он обретает веру в искренность и неподдельность чувств своей приемной матери, которую великолепно сыграла неподражаемая Наджиба Меликова. События, разворачивающиеся на экране, сложные отношения людей, связанные узами тесного родства, на всем протяжении фильма держат зрителя в неослабевающем напряжении в состоянии искреннего сопереживания с нелегкой судьбой маленького Исмаила.

 

Приветствуя зрителей, ведущий мероприятие директор Дома культуры бакинского поселка Зых Нурлан Гасанзаде отметил, что мероприятие, посвященное юбилею актера и кинорежиссера, организовано при поддержке Главного управления культуры города Баку и Центра культуры поселка Шаган.

 

Говоря о фильме «Мачеха», ведущий подчеркнул, что потерявший отца в 3-летнем возрасте Джейхун в этом фильме фактически сыграл самого себя. Может, по этой причине его образ получился столь живым, волнующим и убедительным, а фильм - успешным и смотрибельным. «Мы видим не просто мальчика, а настоящую личность со сложным характером и добрым сердцем. Природный актерский талант, несмотря на детский возраст, пробивался уверенно, ярко и сильно, формируя для юного актера плодотворную фильмографию и яркую творческую биографию», - подчеркнул Нурлан Гасанзаде.

 

Еще в детские годы Джейхун начал сниматься в детских телепередачах АzТV, и однажды режиссер Габиб Исмайлов, увидев его в эфире, пригласил на роль Исмаила в фильме «Мачеха».

 

Вспоминая коллегу и его незабываемые роли, заслуженный артист Мирза Агабейли отметил, что Джейхун во всем проявлял себя по максимуму - и в актерской игре, и режиссуре, и как деятель искусства и творческий человек.

 

- Еще с детства яркий актерский талант принес ему всенародную любовь и уважение не только зрителей, но и старших коллег. Это был выдающийся актер и талантливый режиссер. Стать звездой в 12 лет удается не каждому талантливому актеру, а одна только роль Исмаила в фильме «Мачеха» - каждый его взгляд, искры в глазах, жесты, движения, выражение лица и голоса поставили его в один ряд со старшими по возрасту популярными актерами. Образ Исмаила невозможно было не запомнить, не понять и не проникнуться им. К сожалению, за свою недолгую жизнь Джейхун не удостоился внимания официальных структур, его творчество не было оценено по достоинству.

 

Эпизодические роли Джейхуна содержательные и яркие, их можно поставить на одну ступень с главными, - рассказывал убеленный сединами исполнитель характерных ролей в кино. - Его актерский почерк узнаваем и пользуется неоспоримым восхищением зрителей. А сатирический журнал «Мозалан», которому он отдал столько сил? Когда я вспоминаю Джейхуна и его роли, в моем сердце поднимается непонятная тоска от ощущения несправедливой трагичности его судьбы и незаслуженного к нему отношения.

 

Мирза Агабейли с грустью заметил, что юбилей такого актера и режиссера должен был быть отмечен на государственном уровне со всеми полагающимися этой личности почестями, потому что Джейхун Мирзоев в полном смысле слова был истинно народным артистом.

 

- Художественное творчество, так ослепительно начавшееся в «Мачехе», трагично погасло в «Крике». И если Джейхуна сегодня нет с нами, зато остались фильмы, в которых он снимался и которые снимал сам. Его фильмы и есть лучший памятник Джейхуну, который он воздвиг самому себе, - подчеркнул актер, выразив искреннюю признательность организатору  мероприятия, директору Центра культуры бакинского поселка Шаган Тарлану Меликзаде за внимание к творчеству Джейхуна Мирзоева и уважение к его памяти. Актер, не выдержав нахлынувших воспоминаний, растрогался и, не закончив своего выступления, покинул сцену.

 

Драматизм судьбы Джейхуна Мирзоева пронзил и впечатлил каждого присутствовавшего в зале, однако его роли - яркие, жизнеутверждающие и оптимистичные, сильные характеры и большое сердце навсегда останутся в благодарной памяти зрителей, ибо искусство вечно и будет жить в веках.

 

Актер Национального академического драматического театра народный артист Али Нур, который учился в одно время с Джейхуном Мирзоевым, начал свое выступление с выражения благодарности руководству Центра культуры Шагана за прекрасную инициативу проведения мероприятия, посвященного актеру.

 

- Джейхуна уже в 12 лет можно было назвать народным артистом, его слава не знала границ, всенародная любовь возносила его до самых вершин популярности, - подчеркнул Али Нур. - Искусство перевоплощения было отточено в нем до совершенства, он не просто играл, он жил и горел образом, который воплощал на экране. Взрослые актеры, снимавшиеся с ним в фильме «Мачеха», поражались его мастерству актерской игры, острым и выразительным взглядам, мгновенной реакции, силе темперамента, эмоциональности и вхождению без остатка в образ.

 

Безвременная смерть потрясла всех, кто знал его и любил. Смерть вынесла на поверхность и обнажила несправедливое отношение руководства киностудии и сферы культуры к заслугам и таланту Джейхуна Мирзоева. Это не тот актер, которого можно было позабыть или проигнорировать его талант и роли. Роль в фильме «Крик», режиссером которого он был, стала последней в жизни Джейхуна. Сердце не выдержало физической и психологической нагрузки, внутреннего напряжения, которые создавала роль Исмаила, - того самого повзрослевшего Исмаила, ставшего защитником Родины и освобождающим родное село от армянских оккупантов.

 

Почтить память незабвенного актера и режиссера пришел также солист АzТV, победитель Телевизионного мугамного конкурса, ханенде Мамед Наджафов. Под всеобщие аплодисменты певец исполнил патриотическую песню «Азербайджан».

 

Творчество,  вышедшее за пределы земной жизни

 

Многие свои образы Джейхун Мирзоев создал еще во время учебы на режиссерском факультете Азербайджанского государственного института искусств. После прохождения практики в Москве он вернулся в  родной Баку и возглавил журнал «Мозалан».

 

Вскоре ответственное и вдумчивое отношение к киноискусству привело Джейхуна Мирзоева к режиссуре. После окончания института он начал работать на киностудии «Азербайджанфильм» ассистентом режиссера. С 1971 года в сатирическом киножурнале «Мозалан» он создал около 100 (!) игровых и документальных сюжетов. Первой же режиссерской работой Джейхуна на большом экране стал фильм Bəyin oğurlanması («Украли жениха»), поставленный им совместно с Вагифом Мустафаевым в 1985 году. Этот фильм - о самоценности человеческого счастья и о борьбе за него. В отличие от В.Мустафаева, фильм «Сигнал с моря» Джирзоев снимал самостоятельно. И посвящен он первому наркому по военно-морским делам Азербайджанской ССР Чингизу Ильдрыму.

 

Фильм «Крик», в котором Джирзоев выступил и режиссером, и актером, повествует о судьбе азербайджанского офицера в годы первой Карабахской войны. В нем показаны сцены боев и жертвы Ходжалинской трагедии, использовались истории, рассказанные беженцами, военнопленными и воевавшими солдатами. В фильме сняты сами очевидцы тех событий, а также бежавшие из Ходжалы жители этого городка. Фильм считается огромным вкладом в историю азербайджанского кинематографа по карабахской военной тематике. На съемках фильма Джирзоев просил своих коллег побить его, чтобы синяки на теле выглядели естественно.

 

Наверное, не случайно можно провести зримую параллель между ролью маленького Исмаила в «Мачехе» и ролью того же Исмаила в фильме «Крик».

 

Сначала озорной мальчишка, избалованный любящей бабушкой после смерти матери, и в конце - офицер Азербайджанской армии, защищавший родные земли от посягательств кровожадных армянских оккупантов во время первой Карабахской войны. Все эти образы отличают сильные характеры героев, сыгранные Джейхуном искренно, с неподдельной эмоциональностью и высоким мастерством.

 

Джейхун Мирзоев снимался не только в Азербайджане. В 1961 году на киностудии «Ленфильм» режиссер Г.Колтунов снял художественный фильм «Черная чайка» на тему национально-освободительной борьбы кубинского народа, где Джейхун сыграл юного патриота Маноло. Эта работа вместе с русскими актерами стала для него хорошей творческой школой.

 

Другой фильм «Компаньерос» был снят на Одесской киностудии режиссером Т.Терещенко на тему интернационализма советских школьников, и здесь Джейхун сыграл кубинского студента, приехавшего на учебу в СССР.

 

В одном из интервью Джирзоев выразил свое отношение к теме успешности или неудачи ролей, которые играют актеры: «Нельзя ставить крест на фильмах прошлого за допущенные в них ошибки. Во-первых, это все история. Во-вторых, если мы в то время снимали такие фильмы, это показывает уровень наших возможностей. Все должны знать, что когда мы находились в составе Союза, Москва не позволяла нам плодотворно использовать наши возможности в области кино, как не позволяла этого и в других сферах. Большинство наших фильмов вследствие запретов, налагавшихся действовавшим в Москве худсоветом, либо целиком лишались права выпуска в прокат, либо выходили на экран изрезанными, искромсанными».

 

Вот как вспоминает рабочие будни съемок оператор- постановщик фильма «Крик» Кенан Мамедов:

 

- Фильм снимался сугубо в стиле хроники, поэтому в нем не так много красок. Хотя, безусловно, фильм цветной, мы не сумели этого избежать, решив, что обязательно нужно найти реальную натуру, и остановили выбор на Геранбойском районе. В начале фильма нужно было снять сцену, изображающую геноцид в Ходжалы. Я до этого много раз видел кадры, снятые нашим героем, бесстрашным журналистом и настоящим гражданином Чингизом Мустафаевым. Мы поставили цель - восстановить документальные кадры в художественном кино. Перед съемками этой сцены поехали в Нафталан и встретились с размещенными здесь беженцами из Ходжалы, изложили им суть дела. К нам присоединилось человек 100-150, среди них старые и молодые женщины, дети.

 

На склонах Муровдага только что выпал снег, я наказал детям не ходить вокруг, чтобы не наследить. Мы установили камеры, объяснили людям, как следует лежать. Получились кадры точь в точь как те, что снял Чингиз. Был конец января, десятки людей, легшие на снег, коченели от холода. В этот момент я услышал позади чей-то плач. Это был мужской плач, обернулся - Джейхун… Он плакал, загнав слезы внутрь. Я спросил: «Джейхун, что с тобой?» «Посмотри, как лежат. Вот так же армяне застрелили тех ходжалинцев». Очень подействовала та сцена на Джейхуна. Джейхун взрастил маленького Исмаила, послал его на фронт защищать Родину, сделал командиром батальона, провел через самые суровые испытания, но сам не выдержал бед и страданий, постигших его народ и страну. Фильм был снят, вышел на экраны, но… без Джейхуна. Он пришел в кино в образе Исмаила, он создал на экране своего Исмаила, чтобы оставить его нам на память. За художественный фильм «Крик» Джейхун Мирзоев был посмертно удостоен премии Humay общества Bakılı («Бакинец»), диплома и приза 3-го фестиваля-конкурса азербайджанского фильма за самоотверженность и творческие поиски в экранном решении темы героизма. Сегодня «Крик» Джейхуна звучит еще громче. Он зовет азербайджанский народ, его доблестных сынов, подобных Исмаилу, освободить родную землю от захватчиков. Этот «Крик» - зов нашего замечательного актера и режиссера Джейхуна Мирзоева.

 

Призыв и крик Джейхуна Мирзоева был услышан и поднял на ноги всю страну, которая ценой многотысячных потерь освободила древний Карабах и его духовную столицу город Шуша от армянской нечисти. Его бьющая через край энергия заражала всех вокруг, она была настолько сильной и эмоциональной, что не могла не оказывать воздействия на всех окружающих его людей. 35 лет из его 48-летней земной жизни были связаны с кинематографом, а в целом он имел отношение к созданию 84 азербайджанских фильмов, в которых снимался, снимал и озвучивал.

 

Несправедливое отношение к себе и своему творчеству Джейхун переживал молча, загнав внутрь свою боль. Вот как вспоминала об этом супруга актера, старший советник юстиции Лидия Мирзоева: «В какой-то период в его творческой жизни произошел застой. В киностудии ему работу не давали, сценарии не принимали, а причиной были напряженные отношения между директором киностудии того времени Адылем Искендеровым и дядей Джейхуна - Сеймуром Мирзоевым, который ранее был исполнительным директором театра «Ромен» в Москве, а затем в театрах имени Маяковского и Ермоловой. Между ними существовала непонятная вражда, жертвой которой стал Джейхун, но такого мягкого и ранимого человека нельзя было заставлять страдать. Еще одной причиной было то, что актера, который с малых лет был на экране и создал такие яркие и запоминающиеся роли, официальные структуры обделяли вниманием, он не имел никакого почетного звания, хотя был истинно народным артистом. Джейхуна никогда не интересовал гонорар, он не знал о суммах, которые получал за съемки, а думал только о том, чтобы представить фильм своему народу. Его внутренняя чистота и бескорыстие не знали границ, над своими фильмами он работал с полной отдачей. Последняя работа Джейхуна - фильм «Крик» стал последним криком против несправедливости и зла, это была его лебединая песня».

 

Детали работы над фильмом «Крик» в 1993 году оператор Кянан Мамедов вспоминает с болью и горечью:

 

- Тогда бои только закончились, и, несмотря на суровые погодные условия, в течение 15 дней мы завершили натуральные съемки. Но у нас были и организационные проблемы, мы нуждались в патронах, автоматах и прочем вооружении, которые приобретали с большим трудом. Наше моральное состояние было куда хуже, в душе все мы страдали, особенно Джейхун, переживавший оккупацию земель особенно тяжело. В фильме есть сцена, когда Исмаил услышал об изнасиловании девочки и понял, кто виновник преступления. Он быстро добрался бегом через окопы до вражеской позиции и убил армянина, совершившего это гнусное преступление. Эта сцена снималась камерой, установленной в машине. В тот момент, когда Джейхун бежал между деревьями, внезапно он сделал странное движение и упал. Дело в том, что на том месте, где бежал Джейхун, деревья были соединены стальным проводом. Чьих рук это было дело, неизвестно, но было ясно, что это было сделано заранее. Джейхун заметил провод в последний момент и увернулся, оттолкнувшись рукой, избежав таким образом глубокого пореза шеи стальной струной. Мы были глубоко потрясены, но рука все-таки была порезана.

 

Вообще этот фильм оказал на него глубокое моральное воздействие, он торопился закончить фильм. Словно чувствовал, что не выдержит. Когда закончился монтаж чернового варианта фильма, Джейхуна не стало. Мы работали на монтаже вместе, но он не смог ни озвучить свой фильм, ни увидеть его.

 

Супруга актера Лидия ханым в своих воспоминаниях о последних часах жизни актера рассказывает, что муж после возвращения со съемок, не находил себе места: «Много курил, размышлял, говорил сам с собой. Этим фильмом он словно хотел искупить вину за все совершенное армянами зло. С нетерпением ожидал выхода фильма на экраны и в конце работы над фильмом перенес микроинсульт. Один за другим оккупировали районы, ситуация была напряженной. За месяц до своего 47-летия Джейхун приехал на телестудию. Внезапно ему стало плохо, и диктор Хиджран Гусейнов отправил его на машине домой. Джейхун был без сознания, только рука лежала на сердце. Приехала «скорая», он на минуту открыл глаза, позвал дочь Джамилю, посмотрел на нее и… закрыл глаза, навечно. Скорая констатировала смерть».

 

Джейхун Мирзоев ушел в мир иной в самом расцвете своих творческих сил и таланта, преисполненный самых смелых режиссерских замыслов, планов и идей. Он гармонично сочетал в себе две ипостаси - актерскую и режиссерскую, ибо видел экран с обеих сторон, хорошо знал все нюансы, сложности и тонкости как актерской профессии, так и режиссерской работы. Даже трагические по характеру роли оставляли у зрителей светлые ощущения, потому что их воплощал настоящий Мастер и Гражданин, горевший за судьбу своей Родины и ее свободу.

 

Афет МАМЕДОВА

 

Бакинский рабочий.-2021.- 4 декабря.- С.6.