Прощай, оружие!

 

Фархад Бадалбейли: Война закончилась, надо думать о мире, о том, как жить дальше

 

Как уже сообщалось, 24 декабря в Москве прошла первая после урегулирования нагорно-карабахского конфликта встреча представителей интеллигенции Азербайджана и Армении.

 

Азербайджан на встрече представили ректор Бакинской музыкальной академии Фархад Бадалбейли, ректор Азербайджанского университета языков Кямал Абдулла, кинорежиссер Аяз Салаев и ректор Азербайджанского архитектурно-строительного университета Гюльчохра Мамедова; Армению - ректор Ереванского государственного медицинского института Армен Мурадян, художественный руководитель Государственного театра кукол Рубен Бабаян, директор театра Станиславского Марианна Мхитарян и режиссер театра Арутюн Хачатрян.

 

Встреча проходила при посредничестве спецпредставителя Президента России по международному культурному сотрудничеству Михаила Швыдкого.

 

В интервью «Москва-Баку» один из самых известных представителей азербайджанской интеллигенции, ректор Бакинской музыкальной академии Фархад Бадалбейли поделился подробностями встречи.

 

- Фархад муаллим, можно сказать, что по крови вы шушинец, у вас очень известная семья, корни которой уходят в Карабах, в Шушу. Вы состоите в правлении азербайджанской общины Карабаха (теперь - после деоккупации азербайджанских территорий переименована в общественное объединение «Возвращение в Карабах - прим. ред.) Поэтому неудивительно, что предложение о встрече в Москве с представителями армянской интеллигенции поступило именно вам, тем более что в таких встречах вы участвовали и ранее. Скажите, инициатива о проведении такой встречи поступила из Москвы?

 

- Безусловно, инициатором выступила Москва, и особую роль в организации такой встречи сыграл спецпредставитель Президента России Михаил Ефимович Швыдкой, замечательный дипломат, очень порядочный человек, который с большим уважением относится к своим друзьям как в Азербайджане, так и в Армении. И так же относятся к нему. Поэтому, можно сказать, что на встрече он был абсолютно объективен. Швыдкой сумел создать очень демократичную, раскованную обстановку. Конечно, вначале было достаточно напряженно. Все-таки первая встреча, прошла война, стороны не знают, может быть у кого-то из присутствовавших на встрече погибли родственники. Представьте, вы, например, приходите к чужим людям и ощущаете напряжение. А здесь война была, это не шутка.

 

Действительно, сообщили, что вот, есть такая идея встретиться. У нас и раньше, до урегулирования нагорно-карабахского конфликта, были подобные встречи. В частности, предыдущая встреча представителей азербайджанской и армянской интеллигенции прошла в 2008 году. Тогда посол Азербайджана в России Полад Бюльбюльоглу и посол Армении в РФ Смбатян проявили такую инициативу. Ее поддержали правительства обоих государств. Сначала мы поехали в Шушу, затем в Ереван. А из Еревана вместе с армянскими коллегами приехали в Баку. Причем все это было сделано за один день. График был довольно напряженный.

 

Тогда ситуация была совсем другая. Нам было тяжело видеть разрушенную Шушу, разрушенный дом Бюльбюля. Сейчас все по-иному - Шуша восстанавливается, реставрируется. Полад прекрасно отреставрировал дом своего отца. Теперь это Музей Бюльбюля.

 

Однако война закончилась, и надо думать о будущем. Мы видим, что в Армении и у армянских сепаратистов есть реваншистские мысли. И мы понимаем, что на этом фоне правительству Пашиняна достаточно тяжело продвигать мирные идеи. Мы это видим.

 

Но, конечно, есть и «здоровая» часть армянского общества. В частности, представители со стороны Армении, с которыми мы встречались в Москве, - интеллигентнейшие люди. И они переживают из-за происходящих событий. На встрече с нами они поднимали вопрос о пленных. А мы - о передаче армянской стороной не фальшивых, а настоящих карт минных полей. Я отметил, что в любом случае армянские пленные возвращаются. А вот на минных полях уже погибло около 200 человек.

 

- Помимо темы карт минных полей, была ли у азербайджанской стороны заранее заготовленная повестка? Что обсуждали еще?

 

- Обсуждали, как азербайджанцам и армянам жить дальше. Я высказал мысль, что нам должны помочь сблизиться совместные экономические проекты, должен помочь бизнес. Потому что, на мой взгляд, когда люди, которые сейчас живут в Карабахе, станут торговать с Азербайджаном, они поймут, что бизнес, экономическая выгода выше, полезнее, конструктивнее каких-то мифических идей, которые они пропагандировали на протяжении 30 лет оккупации азербайджанских территорий, но так и не смогли воплотить в жизнь. Почему? Да потому что это невозможно, это азербайджанские территории, весь мир это признал. И теперь надо создать условия для людей, которые там живут, чтобы они почувствовали себя нужными - в экономике, в бизнесе. Но, к сожалению, у сепаратистов продолжают действовать мифические «президенты», мифические «министры иностранных дел». Это все, конечно, несерьезно, но эти лица влияют на живущих там и в Армении людей, эти люди провоцируют жуткую конфронтацию. И пока это дает пессимистический взгляд на будущее. Но есть люди, которые хотят спокойно, мирно жить. Ну правда, сколько можно жить под угрозой войны?

 

- Вы сказали, что ваши армянские коллеги, с которыми встречались в Москве, интеллигентнейшие люди. То есть они понимают, что надо двигаться к миру, хотят этого и никаких реваншистских настроений с их стороны не высказывалось?

 

- Они понимают, что надо двигаться к миру. Надо открывать дороги. Надо сотрудничать в сфере культуры, в частности, в качестве примера - возобновить деятельность симфонического оркестра Южного Кавказа, в котором когда-то вместе играли азербайджанцы, армяне, грузины. Нужно сближать молодежь. Надо дать шанс молодым людям, чтобы они эту стену ненависти разрушили. Что было после 1945 года между советским народом и немцами? Катастрофическая ненависть. А сейчас что? Мир, сотрудничество… Идеология, политическая ненависть, неважно, у каких народов или между какими народами, - очень мешает людям. Они тормозят контакты, порождают мифы, совершенно сказочные планы. И опытные политиканы этим пользуются. Как они пользовались все 30 лет оккупации Арменией азербайджанских территорий, набивали себе карманы за счет перевода огромных сумм на так называемую «борьбу». Что в итоге? Люди продолжают жить бедно. А политиканы набрали денег и прекрасно себя чувствуют.

 

С сожалением надо признать, что представители армянской интеллигенции - это не большая часть общества. В Армении есть реваншистские силы, так называемая «партия войны», которую возглавляют Роберт Кочарян и Серж Саргсян, столько натворившие кровавых бед в Карабахе. Надеюсь, что голос армянской интеллигенции все же услышат. Потому что и ненависть имеет какие-то пределы. Все, война закончилась, надо думать о мире, о том, как жить дальше. Как говорил Хемингуэй: «Прощай, оружие!»

 

Надеюсь, что здоровая часть армянского общества, которая поддержит начинания к миру, открытие транспортных коридоров, будет услышана. Другого выхода у азербайджанцев и армян нет, мы же не улетим на Луну. В любом случае останемся соседями, и сейчас нам нужно найти формы нормального общения, сосуществования. Об этом мы говорили на встрече в Москве, и наши армянские коллеги с этим соглашались. Тон разговора между нами был очень спокойный и миролюбивый.

 

- Азербайджан сегодня протягивает руку мира Армении… И на вашем примере встречаются представители интеллигенции двух стран. Но как сближение перенести на простых людей? Есть ли инструмент?

 

- Безусловно, инструмент есть. Я думаю, когда начнется работа по открытию коммуникаций, когда появятся новые рабочие места, мы будем вынуждены вместе взаимодействовать, думаю, тогда здравый смысл между нашими народами все-таки возобладает. Потому что когда мы отделены друг от друга, мы живем в каких-то сказках, мифах. Мы, к примеру, объективно иногда преувеличиваем агрессивность армян, они - то же самое, думают, что азербайджанцы, турки бегают с кинжалами и хотят кого-то убить. Эти мифы на протяжение последних 30 лет конфликта между нами насаждались. Поэтому, я считаю, между нами должны быть взаимные визиты в Ереван и Баку, в Ханкенди. В Ханкенди люди должны увидеть, что мы не хотим их выселить, поработить. Наоборот, мы хотим нормально вместе жить, как жили до 1988 года. Националистические идеи заставили два соседских народа быть врагами, стравили два народа. Я надеюсь, что практическая жизнь может нас сблизить. И азербайджанцы, и армяне - замечательные бизнесмены, а у бизнесменов хорошо получается договариваться, ну пускай занимаются этим.

 

В Азербайджане есть желание идти к мирному договору с Арменией. И мне кажется, у Пашиняна тоже, он понимает необходимость этого.

 

- Поднимался ли на встрече в Москве армянской стороной вопрос статуса Карабаха?

 

- Нет, об этом и речи не было. Они знают, что мы этот вопрос обсуждать не будем. Наш Президент заявил, что такого вопроса для нас в принципе не существует. Есть вопрос безопасности армянского населения, его интеграции в азербайджанское общество. И это также решится.

 

- Какие-то конкретные решения были приняты по итогам встречи?

 

- Планируются новые встречи с привлечением других представителей интеллигенции. Мы решили, что так должно быть.

 

- Но Москва не будет постоянно площадкой… Как вы сказали, можно будет поехать и в Баку, и в Ереван…

 

- Конечно, это надо делать. Представители армянской стороны приедут в Баку, увидят, как мы развиваемся, как развивается экономика.

 

- Как вы оцениваете роль России в урегулировании ситуации между Азербайджаном и Арменией?

 

- Россия сыграла огромную роль в прекращении кровопролития, за это должны быть благодарны и армяне, и азербайджанцы. Ведь еще большее количество молодых жизней могло быть потеряно и с той, и с другой стороны, не будь остановлена эта война. Президент России Владимир Путин остановил дальнейшее кровопролитие. Россия - идеальный посредник для Азербайджана и Армении. Как только начинает вмешиваться Франция, Америка, у них проявляется комплекс - почему Россия может, а мы не можем. Ответ очевиден: потому что Россию с Азербайджаном и Арменией связывают 250 лет истории. А Запад почему-то думает, что он может оттуда руководить процессом. Нет. И я уверен, что такие люди, как Михаил Швыдкой, уважаемые как в Азербайджане, так и в Армении, могут помочь продолжению таких встреч, нашему сближению.

 

Бакинский рабочий.-2021.- 30 декабря.- С.5.