Зангезур - цель или средство?

 

Коридор для воссоединения тюркского мира

 

День Великой Победы во второй Карабахской войне относится к праздникам, символизирующим славную историю азербайджанского народа. Народа, прошедшего сложный путь восстановления своей независимости через лишения, потери, горечь поражения и несправедливости. Народа несломленного, не предавшего, несмотря на происшедшее. Народа, которому присущи толерантность, доброжелательность, гостеприимство, доброта. 

 

Наряду с этими качествами азербайджанского народа, которые хорошо известны в мире, мировое сообщество было немало удивлено еще одним, проявленным при освобождении своих территорий, качеством нашего народа - снисхождением к врагу. Это качество присуще только великим народам с открытой душой, горячим сердцем и искренней любовью к жизни. Будущее у таких народов гарантировано.

 

Двухсотлетняя история раздела тюркского мира, сделавшая Иран и Армению стратегическими союзниками, если не сказать больше, подходит к концу. Все больше становятся известными исторические подробности того, как это делалось, что пришлось испытать терпеливому азербайджанскому народу только за эту пару столетий.

 

По иронии судьбы, ровно за 100 лет до подписания трехстороннего Заявления от 9/10 ноября 2020 года, 4 и 9 ноября 1920 года, накануне установления советской власти в Армении, Иосиф Сталин сделал в Баку ряд громких заявлений о дальнейшей судьбе Зангезура и Нахчывана. Как пишет известный историк Ильгар Нифталиев, суть их выражалась в намерении передать эти исконно  азербайджанские территории советской Армении. Подобный жест большевиков был вызван прежде всего стратегическими задачами, а именно - стремлением, вклинившись между Азербайджаном и Турцией, лишить их в будущем непосредственных границ путем создания армянского буфера за счет передачи Армении территорий Нахчывана и Зангезура.

 

3 июня 1921 года под председательством Серго Орджоникидзе состоялось вечернее заседание Кавбюро ЦК РКП (б), оформленное протоколом №6. Однако мало кому известно, что к этому протоколу имелось приложение под грифом «Совершенно секретно», которое содержало постановление ЦК РКП (б) по так называемому «Зангезурскому вопросу». Состояло это приложение из 7 пунктов, 6 из которых были посвящены Зангезуру, а один - Нагорному Карабаху. Не будем вдаваться в подробности остальных, приведем лишь электронную версию самого документа.

 

12 июня 1921 года Совет народных комиссаров Армянской ССР издал декрет о присоединении нагорной части Карабаха. В конце июня Реввоенсовет Кавказского фронта принял решение начать в четырех направлениях наступление на Зангезур с целью окончательного уничтожения отрядов Нжде. В сообщении штаба Кавказского фронта от 16 июля 1921 года говорится о полном освобождении Зангезура. Тем самым завершился процесс присоединения Западного, или Верхнего, Зангезура к Армении. 

 

Здесь нужно обратить внимание на тот факт, что если по решению Политбюро и Оргбюро ЦК АКП(б) от 30 ноября и декларации Баксовета от 1 декабря 1920 г. весь Зангезурский уезд подлежал передаче советской Армении, то в конечном итоге в июле 1921 года к ней была присоединена лишь западная часть уезда, где в основном и жили армяне, т.е. уезд был разделен по этническому признаку.

 

Совсем недавно Президент Азербайджана объявил о создании на освобожденных азербайджанских территориях Восточно-Зангезурской экономической зоны, восстановив историческое название региона.

 

Исторический шанс воссоединения Турана и дифференциации Великого шелкового пути открывают прежде всего прозрачные экономические возможности для стран Востока и Запада и региона в частности. Сегодня американские санкции в отношении Ирана, обладающего вторыми в мире запасами природного газа (относительно дешевого - авт.), так необходимого Европе, играют на руку России. Она поставляет Европе две трети получаемого газа при одной трети совокупных поставок из США и Алжира. Возможности увеличения заморских поставок в Европу призрачны из-за относительной дороговизны сжиженного американского газа, а также небольшой пропускной способности двух алжирских трубопроводов. Если учесть, что в России имеется понимание экономической нецелесообразности строительства Азербайджаном нового (второго) газопровода через Зангезур, то высокий интерес (помимо, конечно, других экономических преференций) Кремля к открытию азербайджанских транспортных коммуникаций через Зангезур вполне объясним.

 

Понятны и последние провальные пассажи Ирана, огорченного договоренностями Турции и России по Сирии, Победой Азербайджана в 44 дневной Отечественной войне и освобождением оккупированных территорий, перспективой открытия Зангезурского коридора, лишающего его многомиллиардной  прибыли от нефтегазового сектора и наркотрафика. 

 

Стали очевидными ускользающие призрачные надежды предавшей Россию Армении на маловероятные транспортные проекты «Иран - Армения - Грузия - Черное море».

 

Тридцать лет оккупации азербайджанских территорий, двести лет территориальной разделенности тюрков, «клин», вбитый в ХIХ веке в Зангезур, разделил тюркский мир. В свое время он мог быть больше, если бы не принципиальная позиция Турции, сохранившая Азербайджану Нахчыван. Решение Политбюро и Оргбюро ЦК АКП(б) от 30 ноября, а также декларации Баксовета от 1 декабря 1920 г. о передаче Зангезура и Нахчывана советской Армении было закреплено также в 3-м пункте договора между РСФСР в лице полпреда Леграна и представителей дашнакского правительства от 2 декабря 1920 г. об установлении советской власти в Армении, согласно которому за Арменией признавались все территории Иреванской губернии, в т.ч. Нахчыван, а также Зангезурский уезд. Заключенный через несколько часов, в ночь со 2 на 3 декабря 1920 года мирный договор между Турцией и Арменией (Александропольский договор),  завершивший армяно-турецкую войну 1920 года, был подписан кемалистским правительством Турции и правительством Первой Республики Армении в Александрополе (современный Гюмри). Согласно документу, районы Нахчывана, Шарура и Шахтахты Иреванской губернии были оставлены за Азербайджаном. Эти положения в дальнейшем были закреплены Московским договором советской России с Турцией и Карсским договором.

 

По итогам Московского договора 1921 года Турция передала только что провозглашенной Грузинской ССР Батуми, Армянской ССР - Александрополь (нынешний Гюмри), а Азербайджанской ССР вернула Нахчыван. Карсскую область Турция оставила за собой, так как это было закреплено Александропольским договором между Турцией и Арменией.

 

Сопровождаемый информационной блокадой и железным занавесом образовавшийся вышеобозначенный «клин» пытался изменить временем нашу генетическую память, заставить забыть, что мы тюрки, что азербайджанцы не одни в этом мире и у нас есть братья. К счастью, не успели!

 

Обретение Азербайджаном независимости актуализировало вопрос соединения Нахчывана с западными районами Азербайджанской Республики (не Азербайджана). Мы помним «план Гобла», переживший несколько вариантов. Помним договоренности Президента Азербайджана Гейдара Алиева с Кочаряном в 2001 году, встреченные в штыки как в Республике Армения, так и в Азербайджанской Республике. Однако идея кратчайшего пути вывода экономической продукции, товаров на европейский рынок способствовала увеличению понимания в мире необходимости прорыва блокады тюркского мира.

 

Пункт 9 трехстороннего соглашения от 9/10 ноября 2020 года заслуживает того, чтобы его напомнить тем, кто отрицает обязательства Республики Армения по открытию коридора: «Республика Армения обеспечивает транспортное сообщение между западными районами Азербайджанской Республики и Нахчыванской Автономной Республикой с целью организации беспрепятственного движения граждан, транспортных средств и грузов в обоих направлениях. Контроль за транспортным сообщением осуществляют органы Пограничной службы ФСБ России».

 

В настоящее время идет подготовка к его открытию. Азербайджан невероятно быстрыми темпами восстанавливает и строит новые коммуникации на территории Восточного Зангезура и Нахчывана, а российские военные строители, не теряя драгоценного времени, занимаются установкой соответствующих инженерных сооружений и прилегающих объектов военной инфраструктуры в Западном Зангезуре.

 

Никакие попытки переиграть ситуацию посредством обещания гигантских кредитов Армении и угроз Азербайджану и т.п. уже не возымеют действия. Коридор будет открыт.

 

Зангезур, будучи сегодня близлежашей целью, является, помимо иных целеназначений, прежде всего, средством воссоединения тюркского мира.

 

 Намик АЛИЕВ,

доктор юридических наук, профессор, 

руководитель кафедры международных отношений

и внешней политики Академии госуправления

при Президенте Азербайджанской  Республики

 

Бакинский рабочий.-2021.- 3 ноября.- С.4.