Единство как фактор Победы

 

В час серьезного экзамена разноязыкая азербайджанская нация предстала перед сообществом монолитом

 

Если имеется конфликт интересов и стороны в попытке преодоления кризиса двигаются в разных направлениях, удаляясь друг от друга, прорыву не быть. Нынешнее поствоенное состояние в регионе еще раз подтверждает истину, согласно которой консенсус становится следствием согласованных подходов и действий.

 

Очевидной и не вызывающей сомнений даже у самых взыскательных наблюдателей данностью является настрой Азербайджана использовать имеющиеся возможности для отказа от силовых решений. Размах восстановительных работ в освобожденном Карабахе и масштабная подготовка в рамках реализации проекта Зангезурского коридора не оставляют сомнений, что страна-победительница готова подвести черту под военный сценарий.

 

Но беда в том, что еще не остыл реваншистский пыл у проигравшей Армении. Политики страны, которая сама и является виновницей войны между двумя странами, направляют свою энергию в ошибочное русло. Вместо того, чтобы искать пути для преодоления комплекса неполноценности, они ищут реванша. В том, что комплекс имеет место быть, видно невооруженным глазом.

 

Парадокс же в том, что политики Армении напрочь не желают проверить пульс народа, который очень устал от многолетней тяжбы и вынужден расстаться с мечтой о самодостаточной и сытой жизни. Апатия граждан к политическим процессам и обещаниям премьер-министра Никола Пашиняна о скором наступлении хороших времен как раз и говорит о доминирующих умонастроениях в армянском обществе.

 

Нет нужды осуществлять замеры общественного мнения о насущном - проблеме войны и мира. Никакой премудрости в этой плоскости нет. Если политика вражды с Азербайджаном не дала ни одного положительного результата, подорвала имидж страны, не принесла никаких дивидендов, значит, от нее необходимо как можно быстро отказаться. Но Ереван не торопится делать шаги навстречу собственной судьбе, словно у него много времени и большой запас прочности для решения острых социально-экономических программ.

 

Это, как говорится, дело хозяйское, самим армянам решать, как жить дальше, выстраивать отношения с соседями, с чего начать долгожданный процесс оздоровления национального организма. Но странно, что политики, навязывая согражданам ложные идеи и приоритеты, утверждают, будто бы положение внутри их страны не так уж и отличается от того, что царит в азербайджанском обществе. Определенные категории идут на поводу фальшивых вбросов и верят, что-де в Азербайджане остро стоит вопрос с обеспечением прав нетитульных общин, есть неурядицы на почве межнациональных и межрелигиозных отношений.

 

В том, что в Армении такого рода проблем нет и не предвидится, сомнений быть не может. Ереван еще с советских времен проводил в жизнь политику массированной арменизации. Из республики выдавливали русских, евреев, старообрядцев, молокан, украинцев, айсоров и других представителей национальных меньшинств. И делалось все это с ведома центральных властей, то есть Москвы, которую армянские идеологи убеждали в необходимости расширения границ программы репатриации соплеменников.

 

В результате поток покинувших республику представителей нетитульной нации значительно превысил численность прибывших из-за рубежа армян. Им пришлось не сладко, поскольку внутри общества всегда царила атмосфера нетерпимости к чужакам. Хоть они и были одной крови с местными, неродное отношение к репатриантам давало о себе знать во многом.

 

Неизвестно, по какому принципу власть предержащие и считавшие себя цензорами истинного армянства заправилы делили нацию на «своих» и «чужих». Но одно всегда замалчивалось - армянское общество всегда боролось с эпидемией сегрегации, которая была и остается рельефным показателем незавершенности процесса формирования нации. Он и порождает недуг безнравственности, на основе которой процветают пещерный национализм, ложное ощущение о собственной исключительности и прочие нравственные пороки. Для подавления синдромов необходимо погасить национализм внутри общества, перестать делить нацию на категории.

 

По всему видно, что путь к избавлению от нравственных болезней лежит через покаяние, и в этом свою роль должна сыграть церковь. Но сперва религиозный институт армян сам обязан пройти обряд очищения, перестать заниматься политикой, откреститься от террора.

Церковь десятилетиями воодушевляла епархию на подлые убийства турок из-за угла, занималась контрабандой оружия, обкладывала людей данью во имя популяризации идеологии цехакронизма, автором которой был фашистский ублюдок Гарегин Нжде.

 

Не верится, что это может произойти в Армении. Но все же имеет смысл поучиться полезному у Азербайджана, который в новой истории зарекомендовал себя в амплуа государства, успешно реализовавшего идею национального возрождения. Защита суверенитета стала для азербайджанцев делом жизни.

 

Общенациональный лидер азербайджанского народа Гейдар Алиев говорил: «Наш суверенитет будет вечным, потому что народ выстрадал эту мечту, и будем беречь его, как святую реликвию». Залогом неприкосновенности национального суверенитета всегда выступает единство, когда политическая и интеллектуальная элиты оказываются в одном ряду и сообща воссоздают гармоничную атмосферу сосуществования.

 

Много лет пропагандистские круги Армении старались придать армяно-азербайджанскому территориальному конфликту видимость неурядицы, возникшей на почве межконфессиональных трений. Однако Азербайджан перечеркнул попытки фальсифицирования недружественных центров, проставив все точки над i и продемонстрировав сообществу всю правду о положении дел в регионе в контексте этнорелигиозных процессов.

 

В отличие от Армении, где давно установилась атмосфера абсолютного доминирования титульной нации, в Азербайджане политико-интеллектуальный авангард многоязычен и поликонфессионален. Он по своему этно-религиозному составу зеркально представляет собой концентрированное состояние общества, его зеркально повторяет.

 

Собственно, традиционно толерантное азербайджанское общество всегда выделялось трепетным отношением ко всем культурам, которые издревле представлены в стране. Этно-религиозное многообразие было и останется отличительным знаком единой азербайджанской идентичности.

 

Убедительная Победа Азербайджана в 44-дневной Отечественной войне с Арменией, обнажив причудливый букет социальных, этнических, религиозных и иных пороков проигравшей стороны, продемонстрировала очевидные достоинства победителя. Он доказал, что за ним не только сильная армия во главе с победоносным Верховным Главнокомандующим, лидером нации Ильхамом Алиевым, но и зрелое гражданское общество.

 

Война сплотила всех в железный кулак, наглядно показала, что в азербайджанской семье нет деления на «своих» и «чужих», титульных и нетитульных. Представители всех национальных и религиозных общин, как один, поддержали курс Президента Азербайджана на принуждение зарвавшегося агрессора к миру. Закономерно, что освободительная война, которая останется в истории как Отечественная, как нельзя точно отображает дух единой, неделимой и разноязыкой азербайджанской нации, которая в час серьезного экзамена предстала перед сообществом монолитом.

 

Надо ли после этого удивляться тому, что среди шехидов и героев войны десятки лезгин и талышей, русских и евреев, украинцев и удинов?! Единство сыграло одну из ключевых ролей в достижении Победы, и своей зрелостью азербайджанцы обязаны политике национального единения, которую успешно осуществляет Президент Ильхам Алиев.

 

Попытки мирового армянства вызвать раскол внутри азербайджанского общества, заразить его бациллами национализма никогда не увенчаются успехом, потому что национальное строительство в стране выстроено по лекалам не показного, а исторически выстраданного совершенства. Устойчивые традиции не умирают, и закономерно, что в трудные моменты истории они играют роль определяющего фактора.

 

Деловая и духовная энергетика направлены в прагматичное русло, и это дает свои плоды. Вместо того чтобы разрушать чужой дом, армянам следует присмотреться к позитивному опыту Азербайджана в создании подлинно здорового многонационального общества, где все скрепы воплощают надежную и законченную конфигурацию национального достоинства и взаимного доверия.

 

Аббас ИСМАЙЛОВ

заведующий Отделом проектов БМЦМ

 

Бакинский рабочий.-2021.- 2 октября.- С.4.