Анкара дает шанс Еревану

 

Почему Станислава Тарасова беспокоит возможность установления мира в регионе

 

На днях премьер-министр Армении Никол Пашинян сообщил, что Ереван получил «положительные сигналы от Турции по установлению мира в регионе». И, мол, официальный Ереван оценит эти сигналы и ответит «на положительные сигналы также положительными сигналами».

 

Дело в том, что Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган в беседе с иностранными послами заявил, что «в регионе Южного Кавказа сформировались условия для долгосрочного мира». И что «эти условия возникли после завершения оккупации Нагорного Карабаха», и «если Армения воспользуется этим шансом, то и мы предпримем необходимые шаги».

 

Эти первые ростки в направлении установления долгосрочного мира в регионе почему-то не устроили кормящегося из рук армянских медиамагнатов шеф-редактора Восточной редакции пресловутого армянского «Регнума» с российской пропиской Станислава Тарасова, который в своей статье под названием «Зачем Пашиняну нужен Эрдоган?» попытался отыскать подвохи в заявлениях турецкого и армянского лидеров.

 

Новый тренд в армянской политике

 

Понятное дело, сближение позиций двух вышеупомянутых лидеров, о котором по определению и говорить-то еще рано, вызывает априори  болезненную ревность у Тарасова и ему подобных. Еще бы, ведь им придется в корне менять тактику и тональность своих высказываний: не писать же в самом деле о тех перспективах, которые могут открыться перед всеми странами региона, в том числе и Арменией, сумей она подняться над веками пестуемыми иллюзорными амбициями и начать настоящее, свободное от псевдоисторической мишуры, строительство собственного государства...

 

«Если быть хронологически последовательными, то первым соответствующий сигнал послал Анкаре Пашинян, когда тезис о необходимости нормализации отношений с Турцией был обозначен в программе нового армянского правительства, сформированного по итогам досрочных парламентских выборов», - настойчиво напоминает Тарасов, приводя слова секретаря Совета безопасности Армении Армена Григоряна о том, что «Еревану необходимо провести корректировку подходов в отношении Турции».

 

Помнится, тогда МИД Армении опровергал наличие каких-либо переговоров с Турцией. Но все течет, все меняется, и, возможно, сегодня пришло наконец время «для практической корректировки отношений с Анкарой».

 

И вот тут Тарасов в тревоге задается вопросом: «О каких конкретных шагах стороны ведут речь?», и сам же отвечает: «по всем признакам они готовятся прежде всего восстановить дипломатические отношения».

 

Не надо быть семи пядей во лбу, чтобы прийти к выводу, что Анкара желает реализации пунктов трехстороннего Заявления от 9 ноября 2020 года, подписанного лидерами России, Азербайджана и Армении,  предусматривающего разблокировку коммуникационных коридоров в регионе и, в частности, Зангезурского коридора, который соединит западный Азербайджан с Нахчываном и Турцией. При этом Турция объективно укрепляет свое влияние в Закавказье.

 

Не учитывает господин Тарасов и тот факт, что Турция выступает за региональное сотрудничество в рамках «Платформы шести», в число участников и бенефициаров которой входит и Россия. А это уже открывает неисчерпаемые возможности не только для развития отдельно взятых стран региона, но и комплексного его развития в интересах всех народов и стран, входящих в эту платформу.

 

Через Турцию к США  и Западу?

 

Ни для кого не секрет, что Пашинян и его прозападное правительство желают вырваться из региональной изоляции и начать свободный дрейф в сторону Ближнего Востока. Так вот Станислава Тарасова, который ссылается на мнение «многих экспертов», стремление Пашиняна разыграть «турецкую карту» обусловлено намерениями ввести армяно-турецкие отношения в контекст отношения Турции с США и с Западом, где «сильно влияние армянской диаспоры». Ведь, двигаясь к американской оси, Ереван может в ближайшее время озвучить предложения о членстве в ЕС и НАТО. Именно этот фактор и пугает регнумовского оракула, напоминающего о том, что с региональной точки зрения Ереван позиционирует себя «как стратегический союзник России, член ОДКБ и Евразийского экономического союза».

 

Ближайшее будущее покажет, что стоит за словами Эрдогана и Пашиняна. Будут ли это конкретные дела с последующим появлением механизмов взаимодействия «для формирования атмосферы взаимного доверия с целью установления нормальных отношений между двумя странами» или это лишь очередная информация о намерениях в стиле обмена любезностями.

 

Что касается азербайджано-армянских отношений, то у нас на памяти немало декларируемых «благих намерений», звучащих с армянской стороны, на деле оказавшихся лишь пустым звоном, приведшим к кровопролитию. Достаточно вспомнить недавнее интервью российским СМИ облачившегося в овечью шкуру Арарата Мирзояна, в котором вновь неприкрыто звучали претензии на азербайджанские земли и реваншистская риторика. Причем это интервью он давал уже в роли главы внешнеполитического ведомства Армении.

 

В этом контексте вряд ли Турция пойдет на одностороннее налаживание отношений с Арменией, как о том глаголет с претензией на истину в последней инстанции Тарасов.

 

Так что время покажет, в каком формате Армения намеревается вести переговоры с Турцией и Азербайджаном, как будут проходить переговоры, в какой последовательности и вокруг каких вопросов. В этом смысле доверять заверениям Никола Пашиняна особо не приходится.

 

Нурия ФАХРИ

 

Бакинский рабочий.-2021.- 8 сентября.- С.2.