Позитивная тенденция

 

Ильхам АЛИЕВ: После официальных заявлений с обеих сторон  мы должны доказать серьезность наших намерений за столом переговоров

 

Проблема осуществления общей внешней политики и политики безопасности Европейского Союза уже давно является предметом обсуждения политических и экспертных сообществ. Как ни странно, но порой ее практическая реализация часто противоречит с тактическими и стратегическими установками государств - членов ЕС. 

 

Подписание Лиссабонского договора (1992 г.) придало определенную положительную динамику выработке единых стратегий внешней и энергетической политики ЕС. Одним из таких примеров является эволюция политики ЕС на Южном Кавказе.

 

После распада Советского Союза регион Южного Кавказа стал ареной пересечения интересов всех крупнейших региональных (Россия, Иран, Турция) и внерегиональных акторов (США, ЕС, НАТО, Китай, страны Центральной Азии, арабские государства). В первую очередь это определяется борьбой за контроль над акваторией и ресурсами Черного и Каспийского морей. Кроме того, Южный Кавказ - это потенциально важнейший путь транзита энергоресурсов из Центральной Азии и Среднего Востока в Европу.

 

Внешняя политика ЕС на Южном Кавказе осуществляется преимущественно через региональные рамки Восточного партнерства (ВП), где Азербайджан занимает особое место. Эта инициатива была основана в 2009 году как часть более широкой Политики добрососедства ЕС. Его главная заявленная цель состоит в том, чтобы «укрепить политическую ассоциацию и экономическую интеграцию», в частности, стран Южного Кавказа с ЕС. 

 

Предоставляя экономические и политические стимулы, в том числе в некоторых случаях будущую перспективу членства в ЕС, Европейский Союз стал, в той или иной степени, эффективным промоутером демократических норм и принципов в этих странах. Хотя благодаря двусторонним диалогам удалось добиться большего прогресса, Восточное партнерство сохраняет высокую степень символической ценности, поскольку некоторые видят в нем трамплин, отдаляющий их от коррупции, отсталости и российского влияния.

 

До недавнего времени отношения ЕС с Азербайджаном носили преимущественно экономический, нежели политический характер. Азербайджан является крупным поставщиком нефти и природного газа в Европейский Союз, и между нами существует множество совместных энергетических инициатив, в том числе Южный газовый коридор. 

 

Внешняя политика Азербайджанской Республики ориентирована на независимость, балансирование между региональными державами и укрепление азербайджанской государственности. Огромные богатства Азербайджана в виде природных ресурсов, а именно ископаемого топлива, позволяют нашей стране проводить независимую внешнюю политику под чутким руководством Президента Ильхама Алиева. 

 

Таким образом, Азербайджан не желая подписывать соглашения об ассоциации с ЕС, стремится к другому с ней соглашению, которое более точно отражало бы отношения между нашей страной и этой международной организацией.

 

В настоящее время ЕС и Азербайджан торгуют на основе Соглашения о партнерстве и сотрудничестве (СПС), подписанного в 1999 году, что позволяет осуществлять преференциальную торговлю между двумя сторонами, также между сторонами существует соглашение о либерализации визового режима. ЕС является крупнейшим торговым партнером Азербайджана и крупнейшим экспортным рынком для азербайджанской нефти и газа. Несмотря на это, Азербайджан проявляет осторожность в отношении дальнейшей интеграции и не желает политической или экономической интеграции с ЕС или любым другим крупным региональным актором, который может поставить под угрозу его независимость. Как полагают эксперты, пока ЕС готов покупать азербайджанскую нефть и газ, отношения будут оставаться теплыми.

 

Тем не менее на протяжении многих лет ЕС и Азербайджан не соглашались по ключевым пунктам разногласий, а именно по продвижению демократии и прав человека и канувшему в Лету нагорно-карабахскому конфликту. Двойные стандарты ЕС в отношении Азербайджана искусственно выпячивали якобы существующие в стране проблемы с правами человека. Азербайджан в таком случае использовал ряд ответных стратегий, чтобы дать отпор политике ЕС, в том числе подчеркивая свой национальный суверенитет, независимую политику, выражая на это свою аргументированную контркритику.

 

Что касается другого ключевого вопроса - Карабаха и армяно-азербайджанского конфликта, Азербайджан на протяжении всего периода сотрудничества активно стремился к более активному участию ЕС в регионе. Потому, что была некая уверенность в том, что ЕС может оказать поддержку территориальной целостности Азербайджана и склонить чашу весов в свою сторону. 

 

Более того, поскольку в канувшей уже в Лету Минской группе ОБСЕ председательствовали Франция, Россия и США, в которых имелось очень сильное армянское лобби, Азербайджан счел этот фактор в пользу Армении и пытался лоббировать поддержку ЕС. 

 

И Армения, и Азербайджан являются участниками программы ВП, и, поскольку ЕС решительно поддерживает как принцип самоопределения, так и территориальной целостности, то он, по-прежнему маневрируя, очень неохотно вступал в диалог в пользу какой-либо из сторон.

 

Бесконечный цикл упреждающих и оборонительных стратегий, используемых ЕС и Азербайджаном для продвижения своих собственных планов и одновременного противодействия интересам другой стороны должен был иметь какой-то логический конец.

 

И 44-дневная Отечественная война как раз стала этим логическим концом политики колебаний ЕС в отношении Азербайджана. Справедливая Победа Азербайджана в Отечественной войне по освобождению от армянской оккупации Карабаха и Восточного Зангезура, открытый и решительный отказ от предыдущих посреднических платформ, а именно Минской группы ОБСЕ, позволили ЕС переосмыслить свою политику на Южном Кавказе и сделать ставку на посредническую миссию. Победа во второй Карабахской войне справедливо сместила баланс сил на Южном Кавказе в сторону Азербайджана, создав новые реалии и новую геополитическую архитектуру. 

 

После того, как были использованы все политические и дипломатические возможности для урегулирования конфликта, Азербайджан освободив свои земли от армянской оккупации силой, тем самым обеспечил свою территориальную целостность без помощи извне и тем более ЕС. Военная мощь Азербайджана, прочный союз с Турцией и экономическая независимость гарантировали Азербайджану возможность продолжить свою стратегию балансирования в регионе.

 

После Брюссельского триумфа Президента Ильхама Алиева в декабре прошлого года ЕС активизировал свое участие в урегулировании постконфликтных армяно-азербайджанских отношений. В данном случае Европа демонстрирует и политическую волю, и конструктивизм, а также намерение избавиться от лишних угроз, нацеленных на европейскую безопасность.

 

Примечательно, что 6 апреля в Брюсселе состоялась очередная встреча находящегося с рабочим визитом в Королевстве Бельгия Президента Азербайджанской Республики Ильхама Алиева с Президентом Совета Европейского Союза Шарлем Мишелем один на один. На встрече глава государства высоко оценил вклад президента Совета Европейского Союза Шарля Мишеля в процесс нормализации отношений между Арменией и Азербайджаном в постконфликтный период и подчеркнул значение брюссельской мирной повестки дня, определенной на трехсторонней встрече в декабре прошлого года. Президент Ильхам Алиев выразил надежду на то, что предстоящая встреча в трехстороннем формате с участием армянской стороны, как продолжение брюссельской мирной повестки дня, будет результативной. К счастью, так и произошло.

 

В результате, прошедшую в тот же день трехстороннюю встречу можно считать исторической, так как ее итоги обнадеживают нас на скорейшее воцарение долгосрочного мира и стабильности в нашем регионе. 

 

После трехсторонней встречи с Президентом Азербайджанской Республики Ильхамом Алиевым и премьер-министром Республики Армения Николом Пашиняном президент Совета Европейского Союза Шарль Мишель в интервью журналистам заявил: «Только что мы провели замечательную и очень плодотворную встречу с Президентом Ильхамом Алиевым и премьер-министром Николом Пашиняном. Стабильность, безопасность и развитие на Южном Кавказе чрезвычайно важны для Европейского Союза. Поэтому мы занимаемся поддержкой всех позитивных усилий, мер установления доверия, и этой ночью добились большого прогресса. А это означает, что мы вместе приняли решение начать конкретный процесс для мирных переговоров, подготовить возможное мирное соглашение и решить все необходимые элементы для этого соглашения. Мы также пришли к договоренности в связи с рабочей группой, совместной комиссией по делимитации, являющейся чувствительным вопросом. Уверен, что между нами будут налажены сильная коммуникация и координация для рассмотрения прогресса, который будет достигнут в предстоящие недели».

 

В качестве успешного продолжения политики ЕС в отношении Азербайджана можно также назвать визит в нашу страну делегации во главе со специальным представителем Европейского Союза по Южному Кавказу Тойво Клааром, которую 19 апреля принял Президент Азербайджанской Республики Ильхам Алиев.

 

На встрече глава государства отметил важную роль, которая принадлежит президенту Совета ЕС Шарлю Мишелю в создании атмосферы, позволившей обсудить очень важные вопросы и прийти к договоренности в связи с началом процесса нормализации отношений между Азербайджаном и Арменией. 

 

«Считаю, что это стало начальной точкой, потому что мы пришли к договоренности о создании комиссий по вопросу границы и рабочих групп по мирному соглашению. Мы и раньше говорили об этом, и, как вам известно, после окончания Второй Карабахской войны позиция Азербайджана всегда заключалась в том, что мы должны начать переговоры по мирному соглашению. Считаю, что официальное начало было положено 6 апреля в Брюсселе. С того времени мы работали, работало Министерство иностранных дел, моя администрация находилась в контакте с вашей командой, и, как мы договорились, мы готовы к началу. Считаю, что продолжение нами этих подвижек и соблюдение обеими сторонами договоренностей имеют важное значение», - подчеркнул глава государства. 

 

Президент Ильхам Алиев сообщил, что одним из вопросов, которые необходимо прояснить с армянской стороной, является вопрос коммуникаций с Азербайджаном и Нахчыванской Автономной Республикой: «Я имею в виду и железную, и автомобильную дорогу, потому что в связи с железной дорогой я проинформировал президента Мишеля о том, что на территории Азербайджана из 100 километров мы уже построили участок протяженностью 60 километров и в следующем году завершим строительство. Но, к сожалению, в Армении они даже не приступили к технико-экономическому обоснованию этой работы, а это говорит о возможной задержке процесса».

 

Глава государства проинформировал спецпредставителя о том, что с азербайджанской стороны также идут активные строительные работы автомобильной дороги, и значительная часть дороги уже построена. «Мы также надеемся, что до конца следующего года, наверное, доведем автомагистраль до границы с Арменией. Но, к сожалению, во время Брюссельской встречи премьер-министр Армении не обозначил географические координаты. На встрече, состоявшейся 4 февраля посредством видеоконференции, я поднял этот вопрос, но ответа не последовало. 6 апреля я вновь отметил необходимость представления географических координат дороги, но ответа не последовало. Надеемся, что в скором времени мы получим его».

 

Наряду с этим Президент Ильхам Алиев положительно оценил итоги последней встречи в Брюсселе. 12 апреля глава государства заявил об этом общественности, а на следующий день премьер-министр Армении также открыто сказал о процессе нормализации и принятии Арменией выдвинутых Азербайджаном 5 принципов. «Это - действительно еще одна поворотная точка в процессе. Думаю, что это позитивные комментарии. Сегодня после официальных заявлений с обеих сторон мы должны доказать серьезность наших намерений за столом переговоров. Здесь мы возлагаем большие надежды на усилия Европейского Союза, в частности, уже глубоко вовлеченного в процесс президента Шарля Мишеля». 

 

В свою очередь на встрече спецпредставитель Европейского Союза по Южному Кавказу Тойво Клаар поблагодарил главу государства за всеобъемлющую информацию и заявил, что цель его визита заключается в определении последующих шагов со стороны Азербайджана и средств, с помощью которых Европейский Союз, сможет оказать поддержку процессу нормализации и работы в направлении всеобъемлющего урегулирования.

 

Таким образом, начавшаяся с декабря прошлого года Брюссельская мирная повестка только набирает обороты и консолидирует все больше сил, которые, мы уверены, в тандеме с продуманной политикой и победоносной дипломатией Президента Ильхама Алиева сыграют решающую роль в установлении долгосрочного мира и стабильности в нашем регионе.

 

 

 

Абульфаз БАБАЗАДЕ

 

Бакинский рабочий.-2022.- 21 апреля.- С.6.