Взмах крыльев

 

Блистательная Кармен очаровала бакинскую публику

 

«Они делают вид, что я непонятен, сложен, утомителен, больше скован техническим мастерством, чем освещен вдохновением. Что ж, на этот раз я написал произведение, полное ясности красок и живости мелодий».

 

                                                                 Жорж Бизе

 

На сцене Азербайджанского академического театра оперы и балета состоялся показ знаменитой оперы, которая является наивысшей точкой творчества французского композитора Жоржа Бизе. Блистательная «Кармен» вновь предстала перед зрителями в непреступном пленяющем облике, ставшем явным примером трагического величия и достоинства.

 

Мастерски свои партии в постановке исполнили: народная артистка Фидан Гаджиева (партия Кармен), заслуженный артист, солист Академии Ла-Скала Азер Заде (партия Хозе), заслуженные артисты республики Афаг Аббасова (партия Микаэллы), Алиахмед Ибрагимов (партия Ремендадо), Турал Агасиев (партия Данкайро), народные артисты Али Аскеров (партия Цуниги), Гюльназ Исмайлова (партия Фраскиты), солисты Талех Яхъяев (партия Эскамилио), Нина Макарова (партия Мерседес), Махир Тагизаде  (партия Моралеса).

 

Массу эмоций публике доставило безупречное оркестровое исполнение под дирижированием известного маэстро - народного артиста Республики Беларусь, профессора, главного дирижера Одесского Театра оперы и балета Вячеслава Волича.

 

Композиторы используют исключительную силу музыки, чтобы создать особую атмосферу, которую не могут создать ни слова, ни постановка. Некоторые авторы используют повторяющиеся музыкальные мотивы для представления персонажа, эмоции или концепции. 

 

Сочетание драматического повествования, сценического мастерства, музыки и красоты человеческого голоса делает оперу формой искусства, глубоко раскрывающей внутренний мир человека. 

 

Порой герои в смятении мучутся между чувствами и долгом, сталкиваются с неординарными ситуациями и увлекаются запретными чувствами. Любовь с первого взгляда, жертвенность, очарование, отвага, самоубийство или убийство -  возможны любые крайности. Одни персонажи наказаны за свои преступления, другие находят искупление или терзаются угрызениями совести... 

 

В основе сюжета каждого творения лежит любовь во всех ее проявлениях.

 

Кармен стала одним из самых знаковых оперных персонажей в истории. Композитор был уверен, что создал нечто, что превосходило все его творчество по масштабам и чувственности. В письме к другу он написал: «Я абсолютно уверен в том, что нашел свой путь».

 

Бизе так и не узнал, что его скандальная опера о неуемной молодой испанской девушке станет одним из самых известных и любимых музыкальных произведений всех времен.

 

После волшебного спектакля Азер Заде любезно согласился ответить на ряд волнующих нас вопросов: 

 

- Хотелось бы поговорить о партии Хозе «Кармен». Образ, который меняется и становится агрессивнее с каждым актом. Можно ли назвать этот персонаж положительным?

 

- Хозе - единственный образ в опере, который претерпевает смысловую эволюцию, у этого образа присутствует драматургическая динамика. Поначалу он показан простым бесхитростным крестьянским парнем, который постепенно, охваченный сильным всепоглощающим чувством, ломает привычный и понятный ход своей жизни. Музыка Жоржа Бизе подчеркивает, как опускается Хозе на протяжении спектакля - от честного сержанта до убийцы. А положительный ли этот герой, каждый решает сам.

 

- В «Кармен» вы играете не впервые. Какая постановка для вас самая  запоминающаяся?

 

- В Театре Реджо в Парме я исполнял эту оперу совместно с безупречной меццо-сопрано Рамоной Захарией. Происходило невероятное столкновение эмоций и нужный контраст. Публика была в неописуемом восторге.

 

- Было ли в вашей практике необдуманное согласие на исполнение роли?

 

- Я не совершаю подобных ошибок. Такие решения требуют времени для раздумий и верных выводов. В связи с этим я изначально требую немного времени и абсолютно трезво оцениваю ситуацию. Если люди, которые предлагают, не могут ждать, то мы прекращаем сотрудничество. Ярким примером этого является моя давняя мечта исполнить «Отелло». Однако порой приходится ждать исполнения мечты для получения грандиозных результатов.

 

- Вы готовы исполнить роль своей мечты?

 

- Я хочу, чтобы это было интересно и поэтому выжидаю подходящий момент. Например, я пою «Любовный напиток», а в Европе мне давно эту оперу не предлагают, т. к. считают, что моему голосу подходят более драматические партии.

 

Мне не нравится поочередно делать множество разных дебютов и премьер. Почему «Тоска» одна из моих любимых опер? Потому, что исполнял ее множество раз и максимально вжился в роль. Я даже исполнял ее в день своего рождения в Сицилии.

 

Одной из главных целей на сегодняшний день является желание довести до наивысшего уровня все арии, которые имеются в моем репертуаре. А позже переходить на другой репертуар, который эмоционально будет отличаться от прежнего. Инструмент - не только связки, но и жизнь, которая протекает особым образом и отражается в звучании. Вокально исполнить Отелло очень легко, а эмоционально... 

 

-  Вы выступали в самых престижных театрах мира. Где, на ваш взгляд, таланты могут достичь наивысшего мастерства и достаточного опыта?

 

- Каждый выход на сцену зависит от певца. Если он человек ответственный, то это всегда опыт вне зависимости от места нахождения театра. Я недавно был в школе у Фидан Гаджиевой и встретил там множество молодых ребят, которым очень нужна мотивация. Мы всеми силами стараемся продемонстрировать им уровень, к которому нужно стремиться и который вполне реально достичь.

 

- А от чего зависит уровень вовлеченности и заинтересованности публики?

 

- Воодушевленность зала зависит не только от исполнителя, но и от оркестра. Каждый, кто является частью оперного искусства, должен пройти колоссальный путь, а самое главное - вложить в него свой опыт и душу. С момента возникновения театра существуют скучающие зрители. И я ни в коем случае не осуждаю их. Ведь интерес и трепет должны создавать профессионалы.

 

- Скажите, а какое значение имеет внешность в опере?

 

- Несомненно, этот фактор имеет место быть, в частности, в Европе режиссеры очень ревностно к этому относятся. В связи с нарастанием важности внешнего вида, к сожалению, теряется качество. Сегодня, к сожалению, зачастую акцент делается на внешнюю оболочку, которой обычно недостаточно. Но нельзя перечеркивать фактор харизмы, который во все времена имел необычайною силу воздействия на окружающих. 

 

- Все познается в сравнении. Менталитет влияет на постановку оперы?

 

- Да, конечно. Есть некие особенности нашего менталитета, которые не позволяют полностью раскрыться артистам на сцене. Мастерство требует того, чтобы все исполнители вкладывались в общее дело без влияния каких-либо стереотипов. Общая картина происходящего меняется и теряет должный шарм, если один из персонажей не раскрывается в полной мере. Ведь публика приходит за настоящим шоу.

 

Эта тема очень актуальна, т.к. люди на сегодняшний день повидали многое и им намного интереснее, когда кипят страсти. Зритель не вернется, если увидит скучное представление, не удовлетворяющее его представлениям об опере. Сегодня, в 2022 году, все уже не так, как было 50 лет назад, когда необычайные таланты выходили на сцену и просто исполняли свою партию. Поэтому я считаю, что нужно все делать на высоком уровне, средний уже не удовлетворяет публику и не доставляет ей нужных эмоций. Хорошее качество было востребовано и актуально во все времена.

 

- Бывали случаи, когда вы абсолютно неожиданно оказывались в гуще событий, а именно, на сцене?

 

- Да, было такое. Однажды мне внезапно сообщили, что тенору очень плохо, и максимально оперативно нужно его заменить. Я за три часа прибыл в город, меня быстро переодели. Это была очень критическая ситуация, т.к. без репетиций нужно было иметь очень хороший рисунок. Несмотря на всю необычность ситуации, я уверен, что все было исполнено должным образом. 

 

Это была опера Пуччини «Тоска», в тот вечер я впервые увидел коллег, исполнявших главные партии.

 

- Говорят, если не переживать, а изображать эмоции, то сложно добиться нужного отклика у публики. Бывают дни, когда больше нет сил проживать историю персонажа?

 

- Я против «изображения» эмоций, в опере важны неподдельные чувства и искренность. Не только текст и сюжет помогают зрителю понять суть. Публика должна проникнуться чувствами, которые передает ей герой. В процессе происходит магия и ты превращаешься в персонажа. Человек с комплексами не сможет воплотить в реальность какого-либо героя. Он должен работать, чтобы раскрыться. И дело вовсе не в вокальных способностях. Могу с уверенностью сказать, что я - персонаж. Безусловно у каждого бывает потеря сил и моменты слабости, но я всегда делал свое дело основательно. Это те самые ситуации, которые проверяют человека на прочность. Особо остро чувствуется это на самых ответственных сольных концертах. 

 

- Есть ли определенная эмоциональная грань, которая переполняется после исполнения трагических опер?

 

- Это неминуемый исход событий. Я восстанавливался два дня после исполнения «Кармен». После спектакля чувствуется опустошенность, которую нужно заполнить посредством прогулок на чистом воздухе и душевного спокойствия. Ведь вкладывая в исполнение душу, мы отдаем частичку себя.

 

- Планируете ли вы сольный концерт?

 

- Есть такая вероятность через пару лет. Хотелось бы пригласить хорошего пианиста и сделать качественную концертную программу.

 

- Благодарю за интересную беседу. 

 

Фарида АББАСОВА

 

Бакинский рабочий.-2022.- 28 апреля.- С.8.