Мугамный марафон близится к завершению

 

Конкурс вступил в решающую и самую трудную фазу

 

Проект Фонда культуры Азербайджана - VIII Республиканский телевизионный конкурс мугама, проводимый при поддержке Фонда Гейдара Алиева и Министерства культуры, приближается к финишу.

Судя по тому огромному количеству кандидатов на участие в конкурсе, который реализуется без малого два десятка лет, и появления в мугамном мире новых прекрасных голосов и оригинальных исполнителей, влившихся в многовековую когорту блестящих азербайджанских ханенде, свою миссию конкурс выполняет блестяще.

Тем временем с каждой неделей ряды участников редеют, отсеиваются слабо подготовленные, остаются сильные, которые пришли на состязание с солидным багажом мугамного репертуара и исполнительского опыта.

Конкурс интересен еще и тем, что в исполнении двух ансамблей народных инструментов, аккомпанирующих двум группам участникам, мы с каждым разом слышим все новые ренги, которые на самом деле являются хорошо забытыми старыми мелодиями. Музыканты находят их в старых нотных сборниках, составленных более ста лет назад корифеями азербайджанской музыки, которые собирали и записывали их, исходив Азербайджан вдоль и поперек. И теперь эти старинные мелодии ласкают слух азербайджанцев XXI века, расширяют и обогащают репертуар ансамблей народных инструментов.

Первое прослушивание этой недели состоялось в бакинском поселке Сураханы. Открывая концерт, ведущие Мумтаз Халилзаде и Нателла Османлы сообщили, что в Сураханском районе во время двух Карабахских войн смертью героев погибли 373 шехида. Самые почетные места в передних рядах Дома культуры в поселке Сураханы были отданы родителям и детям шехидов, а также мужественным ветеранам Карабахских войн, грудь которых украшают ордена и медали за проявленные самоотверженность, патриотизм и отвагу. Зал в знак благодарности за блестящую победу приветствовал их стоя долгими аплодисментами.

Популярность азербайджанского мугама в мире растет день ото дня, и об этом свидетельствуют триумфальные концерты наших ханенде и инструменталистов в самых разных странах и континентах. Мугам покоряет сердца миллионов, не оставляя равнодушным никого, он трогает самые сокровенные струны человеческой души, очищает и просветляет людей, призывает к красоте, миру и самопознанию. Развитие мугамного искусства в нашей стране происходит на самом высоком уровне, под патронажем первых лиц государства, в частности, президента Фонда Гейдара Алиева Мехрибан ханым Алиевой, и настоящий мугамный конкурс является ярким тому подтверждением.

Самым юным участникам - победителям и лауреатам конкурса создаются идеальные условия для дальнейшего развития, реализуются один за другим замечательные проекты, в которых на сцену мугамного исполнительства приходят все новые имена, оригинальные голоса и необычные интерпретации древнего мугама, с каждым разом расширяющие сферу воздействия мугама и увеличивающие силу его влияния на слушателей.

Эта неделя ознаменовалась исполнением мугамов и теснифов на слова выдающегося поэта, просветителя и газельхана Сейида Азима Ширвани, который во все времена сохранял свою актуальность у ханенде прошлого и настоящего.

 

Karvan getdi, könül, 

qafil edirsən nalə,

Dəm-bə-dəm naləvü 

bangi-cərəsim var mənim.

Mövti-cismani ilə sanma 

 mənim ölməyimi,

Seyyida, ölmərəm, 

aləmdə səsim var mənim.

 

 Малолетние участники исполняют мугамы и теснифы на слова Алиага Вахида, как более доступные их пониманию.

Как всегда в этой группе, первый вышел на сцену маленький Аббас Мансимов с Dilkəş təsnifi, который всегда представлял отличное пение, однако на этот раз чувствовалось, что мальчик не совсем здоров, голос не слушался, и, следовательно, не было прежнего энтузиазма и страсти, хотя на верхних регистрах он немного выправил положение, тем не менее, напряженность исполнения была очевидной. В результате он получил 81 балл и напутствия судей беречь свой голос.

Следующий маленький участник Исфандияр Дадашев с Segah напомнил проникновенное и ставшее легендарным исполнение этого мугама на слова А.Вахида неповторимой Рубабы Мурадовой (sənsiz ey şux, mənim xoş güzəranım yoxdur). Исфандияр для своего возраста спел очень хорошо, завоевав максимальную оценку - 90 баллов.

Надо отметить, что оценки участникам выставляются за каждое реальное исполнение, и, если поначалу принимались во внимание потенциальные возможности и красота тембра, диапазон и сила голоса, не последнюю роль в снисходительности судей играл момент волнения участников. Здесь абсолютно не принимается в расчет образование участника или его педагог, поскольку конечная итоговая оценка выводилась исключительно на основании реального выступления.

Особо хочется отметить, какие прекрасные теснифы мугамному искусству и слушателям дарили сами ханенде, мелодии которых заслуженно в советский период назывались народными. Хан Шушинский, Алибаба Мамедов, Ариф Бабаев, Ислам Рзаев, Гулу Аскеров, Габиль Алиев… Сегодня, когда мы знаем авторов этих проникновенных и совершенных теснифов, понимаем, насколько они подпитаны многовековым народным творчеством. Гармоничная связь этих теснифов с мугамной структурой объясняется еще и тем, что они созданы на слова газелей, написанных в арузе.

Один из лидеров конкурса, самобытный и импульсивный Дашгын Кюрчайлы с Çahargah təsnifi представил великолепное исполнение, в котором чувствовалось влияние Алима Гасымова и мотивы суфийских дервишей. Дашгын с его яркой творческой харизмой заслуженно получил максимальные 90 баллов.

Следом за ним с Bayatı-Şiraz выступила очаровательная и утонченная Улькер Абдуллаева - несомненный фаворит мугамного состязания. Своим классически совершенным пением она доставила огромное наслаждение и членам жюри, и публике, вновь заслужив самую высокую оценку в 90 баллов.

Здесь хотелось бы отметить один очень важный нюанс: поскольку мугам без средневековых газелей не поется, становится актуальным понимание их философского смысла и самими исполнителями-ханенде, и, естественно, слушателями. Поэтому организаторы конкурса приняли мудрое решение, включив в состав жюри тонкого знатока газелей, поэта и драматурга Ильгара Фахми. Не секрет, что многие ханенде поют мугам, не вникая в философию газелей, поэтому их толкование и раскрытие скрытых пластов послужит еще более глубокому и осмысленному исполнению мугамов.

Группа участников, выступающая в начале недели, во вторник, с самого начала заявила о себе сразу несколькими яркими исполнителями, среди которых выделился и Фуад Азиззаде с Şikəsteyi-fars. Парень спел мугам с очень большим внутренним подъемом, знанием и любовью, тщательно доводя до конца все мелкие детали, мелизмы и трели, и также получил максимальную оценку в 90 баллов.

Еще более ярким и классически феноменальным явилось исполнение опытного, солидного и вполне сформировавшегося уже ханенде Вугара Абилова с Humayun, который привел в неописуемый трепет весь зал. Судьям не оставалось ничего иного, как молча, дружно, с восхищенными улыбками поднять над головой свои максимальные оценки. Его мастерское владение гавалом и манеры, присущие лучшим мугаматистам, напоминают Хана Шушинского и вызывают искренние симпатии, особенно, у людей старшего поколения, которые видели и слышали ханенде прошлого века.

После концерта газете «Бакинский рабочий» удалось связаться с Вугаром Абиловым и задать ему пару вопросов:

- Вы с самого начала демонстрируете уверенное и грамотное пение, становится понятно, что вы - не новичок в мугамном искусстве. Расскажите, пожалуйста, о своей творческой биографии?

- Я родился в Баку в 1993 году, и после окончания школы сначала поступил в колледж связи, а затем в Музыкальный колледж имени А.Зейналлы, где проучился в классе замечательного ханенде, покойного Агахана Абдуллаева. В этом году я завершаю учебу в Азербайджанском университете культуры и искусств в классе народной артистки Сакины Исмайловой. До нынешнего конкурса я несколько раз подавал заявку на участие, но, видимо, тогда не было суждено участвовать, а повезло на этот раз.

- Ваша сценическая свобода свидетельствует о том, что вы не впервой выходите на профессиональную сцену…

- Должен признаться, что эту относительную свободу я приобрел, участвуя в последние почти десять лет в народных меджлисах, особенно, в бакинском поселке Нардаран, хотя это вовсе не значит, что я познал все секреты мугамного исполнительства. Я не знаю, что такое лень, и живу мугамом, национальной музыкой, готов работать над собой день и ночь, чтобы добиться нужного результата.

- Участие в мугамных меджлисах, тем более в таком поселке, как Нардаран, где чуть ли не каждый второй является тонким знатоком мугама, да еще в сопровождении национального трио, конечно же, неплохая школа для ханенде. Как один из фаворитов мугамного состязания, раскройте свои ожидания от участия в конкурсе?

- Я хотел бы быть представленным обществу и поклонникам мугама на еще более высоком профессионально-исполнительском уровне - как настоящий ханенде. Последние годы я мечтал попасть на этот конкурс и показать свои творческие возможности, и благодарю Всевышнего, что мне это удалось.

Прослушивание в четверг, которое состоялось в поселке Нардаран Сабунчинского района, было не таким ярким и запоминающимся, как во вторник, хотя два малолетних участника Мухаммед Ализаде и Фатима Керимова выступили для своего возраста довольно хорошо, грамотно и аккуратно исполнив и мугам, и тесниф, заслужив максимальные оценки в 90 баллов. Единственное, чего не хватало их пению, - эмоциональности и внутреннего подъема, вызванных красотой музыки и смыслом газелей, но критерии оценки выступления детей не такие строгие и высокие, как у старших участников, и это, конечно же, правильно.

Следующие претенденты Таир Шафиев с Rast təsnifi, Амрах Мамедов с Şur təsnifi, Педрам Ранджбар из Ирана, с Mahur təsnifi, Мафтун Сафарли с Bəstənigar təsnifi, Сабир Гусейнов с Şur-Şahnaz təsnifi показали в целом не особенно впечатляющее пение, хотя судьи выставили им несколько завышенные оценки, руководствуясь отдельными, более удачными фрагментами их выступлений и смелостью выбора сложных композиций. На выступление ребят сказывались многодневные переезды в регионы, усталость с дороги, у некоторых голоса сходили с тональности, другие слишком затягивали тесниф или мугам, и голос уже терял свою энергию и силу, а выступление становилось напряженным и скучным. Соответственно, и баллы были средними.

Лишь в самом конце уверенно лидирующая Айнур Гасанханова своим невероятно утонченно-лирическим пением поставила в этот вечер яркий восклицательный знак, самозабвенно и с большим чувством исполнив Segah. И члены жюри, без слов и с радостными улыбками, выставили высшие оценки, а зал не поскупился на аплодисменты, наградив юную Айнур ханым благодарной, горячей овацией.

В самом начале прослушивания куратор конкурса Ильгар Фахми сообщил, что малолетние участники будут покидать конкурс раз в две недели, а старшие, как и прежде, - раз в неделю.

По итогам недели с минимальными баллами из состязания выбыл маленький Аббас Мансимов с 72 баллами, а, поскольку обладателей минимальных оценок среди старшей группы было двое, - Сабир Гусейнов и Амрах Мамедов, набравшие 79 баллов, также покинули конкурс.

Мы попросили члена судейской коллегии, директора Дома-музея Узеира Гаджибейли, композитора, народного артиста Азербайджана Сардара Фараджева поделиться с нашей газетой своими мыслями и прокомментировать слабое выступление некоторых ребят на этой неделе:

- Хотел бы привести слова Наполеона о том, что «у победы одна мать, а у поражения - несколько». Поэтому, отвечая на ваш вопрос, замечу, что тому есть несколько причин. Мы вступили в третий месяц конкурсных выступлений, и этот серьезный марафон подошел к своей решающей и самой трудной фазе. Те, кто сначала выложил все свои силы, не имея за плечами солидного багажа, заметно утомились, другие просто не выдерживают физической, голосовой и творческой нагрузки, и это, естественно, сказывается на их выступлениях. Мы видим, как несколько участников постепенно приближаются к цейтноту, представляя неинтересное, монотонное и лишенное творческой жилки пение, хотя участие в столь глобальном конкурсе должно было дать им мощный стимул к развитию и упорной работе над собой. Но этого не произошло, и вчера состязание покинули два взрослых участника, хотя у них и голос прекрасный, и музыкальное дарование есть, но, видимо, не хватило сил и терпения держать планку. Это конкурс, слабые покидают состязание, а массовость нам ни к чему. Удивительно, участники как бы разделились на две группы, - очень сильные и очень слабые, середины нет, и все участники должны сделать для себя соответствующие выводы из всего, что происходит. Мы приближаемся к завершающей стадии конкурса, и постепенно, когда относительно слабые отсеются, борьба развернется между сильнейшими, приобретя еще больший накал и неожиданные повороты.

 

Афет ИСЛАМ

 

     Бакинский рабочий.-2022.- 2 июля- С. 8.