Успех перевоплощения

 

 Режиссерский дебют актера  Хикмета Рагимова

 

Весь мир - театр, мы все - актеры поневоле, Всесильная Судьба распределяет роли, и небеса следят за нашею игрой!

 

                                                                                  Пьер де Ронсар

 

 Для любителей театра и кино не в новинку, когда актер является и сценаристом, и режиссером. Вот еще один пример такого симбиоза, когда многоплановый актер решился на этот шаг.

Всеобщую любовь Хикмет Рагимов завоевал, будучи актером театра, а впоследствии и кино. Влившись в киноиндустрию, он не раз покорял публику умением вжиться в образы героев в различных амплуа. Однако, как бы это не было банально, зрителей особо привлекают его роли положительных героев, воплощающих благородство, мужество и силу. 

Он работал с Васифом Мамедзаде в фильме Fədakar, Бабеком Ширинсифет (Иран) в многосерийном фильме Çaqqal nəfəsi, Üçüncü günün adamı и другими видными кинорежиссерами.

На сей раз актер удивил своих поклонников, выступив в роли не только одного из героев, но и сценариста, и режиссера своего фильма. Эксперимент удался - фильм Çılpaq удостоен четырех международных призов во Франции и Турции. Картина признана победителем в номинации «Лучший полнометражный фильм», а сам Хикмет Рагимов - «Лучшим режиссером полнометражного фильма» международных кинофестивалей Silk Road Film Awards - Cannes и Best Istanbul Film Festival.

Сценарий основан на реальных событиях с использованием интересных художественных элементов и оригинальным взглядом режиссера на происходящее. Привлекает необычное название кинокартины - Çılpaq, которое отражает глубину мысли, заложенной в сюжет. 

В фильме задействованы: заслуженный артист Айшад Мамедов, Эльшан Рустамов, актеры Азер Айдемир, Эльшан Аскеров, Мамед Мамедли и др. Режиссер фильма - член Европейской киноакадемии Руфат Гасанов, оператор-постановщик - Иман Иманов, композитор - Турал Мамедли, звукорежиссер - Мортеза Наджаф, гример - Севиндж Зейналова и Ниджат Мухтаров - второй режиссер.

Фильм является проектом Общественного телевидения Азербайджана (ITV).

Сегодня Хикмет Рагимов - гость нашей редакции.

- Хикмет муаллим, название фильма Çılpaq - это каким пришел в этот мир таким и ушел из него? Почему именно «çılpaq»?

- Дело в том, что я никак не мог определиться с названием фильма. Оно было придумано уже после завершения съемок. Считаю, что название более чем подходит к сути проблем, отраженных в фильме. Каждый зритель вынесет из фильма что-то определенное свое. Вы правы, в названии фильма нечто двойственное, однако название должно соответствовать сюжету фильма.

- Почему образ Рустама (сына), которого сыграли лично вы, нем, лишен возможности говорить? 

- Мой герой Рустам - сын покинувшего этот мир человека - действительно глух. Однако мы не делаем акцент на нем, ведь суть фильма состоит в совершенно ином. Мне самому как актеру было очень интересно вжиться в этот образ. Проблема заключалась в сложности совмещения роли режиссера, сценариста и актера. Что касается текста, каждый актер хочет, чтобы его герой обладал достаточным количеством диалогов и монологов, которые бы в полной мере раскрыли характер героя, т.к. сыграть роль неговорящего, безмолвного человека достаточно сложно. Не мне судить о том, насколько хорошо удалось воплотить этот образ, но очень надеюсь, когда фильм будет представлен широкой аудитории, зритель его объективно оценит.

- Скажите, как зародилась идея создания столь необычной сюжетной линии?

- Смысл фильма опирается на необычные факты, запечатленные лично мной. Идея зародилась в 2014 году на кладбище, когда я стал свидетелем нелицеприятной ситуации, в которой оказался мужчина, потерявший родного человека. Это врезалось в мою память и отразилось в сюжете, наброски которого я сделал практически сразу. Естественно, в историю, основанную на реальных событиях мне как создателю фильма пришлось добавить ряд художественных элементов, дабы оказать более глубокое воздействие на зрителя. Так я придумал образ безмолвного Рустама, тем самым пропуская события через призму обделенного Всевышним человека.

- Порой молчание красноречивее, чем самый громкий крик. Хикмет муаллим, признайтесь, вы верили в успех  фильма? 

- Я понимал, что этот фильм не для широкой аудитории, поскольку затронутые в нем темы могут вызвать интерес у немногих. Следовательно, фильм изначально был предназначен не для фестивалей. Самое главное в том, что каждый должен верить в дело, которым занимается, - в этом гарантия успеха. Сомнения могут привести к неудаче.

- Как происходил кастинг актеров и по каким критериям роль Сабира досталась заслуженному артисту Расиму Джафару?

- Расим Джафар был со мной с самого начала реализации проекта. Он поддержал меня в этом непростом деле, также согласившись на предложение воплотить образ Сабира, за что я ему очень благодарен. Все актеры, которые лично мною были приглашены сниматься в фильме, несмотря на мою молодость и отсутствие громкого имени, поверили в меня и согласились принять в нем участие. Я очень рад, что заслуженные артисты Айшад Мамедов, Вагиф Керимов, Эльшан Рустамов, актеры Абдульгани Алиев, Азер Айдемир, Эльшан Аскеров, Мамед Шахмамедли, Надир Мамедли, Джаваншир Магеррамов сыграли в моем фильме.

- Скажите, на режиссерскую стезю вас привело прекращение актерской деятельности?

- Не думаю, ведь я покинул Азербайджанский государственный академический национальный драматический и Театр «Йуг» в 2016 году, после чего занялся активной актерской деятельностью в кино. Сказать, что и дальше я буду заниматься только режиссерской деятельностью, пока затрудняюсь. Я все еще актер и мечтаю воплотить новые образы, причем как можно больше. 

- Вы сыграли одну из главных ролей в фильме режиссера Бабека Ширинсифята Üçüncü günün adamı, который долго обсуждался критиками. Хотелось бы узнать ваше собственное мнение о фильме? 

- Бабек Ширинсифят внес огромный вклад в мое становление как актера кино. Он первый, кто пригласил меня на главную роль, ведь до этого я работал лишь в театрах. А актерское мастерство в кино и в театре отличаются друг от друга огромным количеством нюансов, которые должен учитывать актер, оказавшийся в объективе. Бабек Ширинсифят, утвердив меня на главную роль, поверил в меня, и я ему за это благодарен. В целом, все мои познания в области кино были привиты им. Помню, как за месяц до начала съемок, мы встречались каждый день и проводили тренинги по освоению специфических особенностей этого искусства. 

- Сюжет фильма очень трагичен, т.к. связан с трагической историей оккупированных на тот период территорий Азербайджана. Расскажите о настроениях, которые преобладали в процессе работы?

- Заключительные эпизоды фильма являются самыми трогательными. Когда у подножия реки я прощался с Расимом Джафаром, оставшись на оккупированной и разрушенной, но родной земле, у всего коллектива на съемочной площадке навернулись слезы на глаза. Тогда мы еще не знали о грядущих событиях, которые повлекли за собой великую Победу. В военный период все телеканалы показывали этот фильм. Очень надеюсь, что в скором времени появится множество фильмов о славной Победе Азербайджана в 44-дневной Отечественной войне, которая, безусловно, изменила ход событий и мыслей режиссеров, сценаристов и всех служителей культуры и искусства.

- Вы являетесь режиссером очень проникновенного короткометражного фильма Adam. Как зародилась идея этого фильма, рассказывающего об одиночестве в стихотворной форме?

- Идея зародилась неожиданно. В тот день погода своей пасмурностью усилила эффект того настроения, которое я хотел заложить в фильм. После съемок и прекрасной работы талантливого оператора Мухамеда Османа я принялся к поиску авторов и подборке поэтических произведений. Я выбрал пять отрывков из стихотворений видных поэтов и писателей Азербайджана - поэтов Нармины Мамедзаде и Рамиза Ровшана, главного редактора журнала «Баку», вице-президента Фонда Гейдара Алиева Лейлы Алиевой, заслуженного деятеля искусств Вагифа Баятлы-Одера и Ильгара Камила. Так появился фильм, полюбившийся зрителям.

- Спасибо за интересную беседу и желаем вам новых творческих успехов как в театре, так и в кино.

 

 Фарида АББАСОВА

 

  Бакинский рабочий.-2022.- 22 июля.- С.8.