Синергия сотрудничества

 

Экономические модели Азербайджана и Марокко отличаются и потому дополняют друг друга

 

Сегодня национальный праздник у дружественной нам страны Марокко - Тронный день. Несмотря на то, что наши страны разделяют тысячи километров, подход к национальной культуре, религии и политике идентичен.

Марокко страна, которая 30 декабря 1991 года, одной из первых признала независимость Азербайджана.

Дипломатические отношения между государствами установлены 25 августа 1992 года. Представительство Азербайджана в Марокко было открыто в сентябре 2006-го, а посольство Марокко в Азербайджане - в ноябре 2008-го. года.

С тех пор наши страны поддерживают тесные отношения не только в политике, но и в международных организациях, в различных областях экономики: сельское хозяйство, энергетика, транспорт, образование, частный сектор, туризм, логистика, телекоммуникации, строительство и т.д.

Более подробно о взаимоотношениях наших стран в интервью газете «Бакинский рабочий» рассказал Чрезвычайный и Полномочный посол Королевства Марокко в Азербайджанской Республике Адиль Эмбарш.

- На каком уровне находятся политические связи между Азербайджаном и Марокко?

- Прежде всего, позвольте мне сказать, Марокко стала одной из первых стран, признавших независимость Азербайджана, и в этом году мы отмечаем 30-летие установления наших дипломатических связей, что символизирует высочайший уровень братских отношений, существующих между нами.

Официальный визит в Азербайджан, в марте 2018 года, министра иностранных дел Марокко Насера Буриты стал отправной точкой, крепких двусторонних отношений. Именно в рамках этого визита прошло первое заседание Совместной комиссии по двустороннему сотрудничеству, сопредседателями которой являются главы МИД наших стран.

Второе заседание двусторонней Совместной комиссии, первоначально запланированное на 2020 год, было перенесено из-за коронавирусной пандемии. Ожидается, что заседание состоится в Рабате в этом году, с участием министра иностранных дел Азербайджана Джейхуна Байрамова. Надеемся, что вместе с главой МИД в Марокко приедут и представители азербайджанского бизнеса, чтобы заодно, предметно обсудить и укрепление экономических связей между нашими странами.

- Как наши страны взаимодействуют в рамках Организации исламского сотрудничества и других международных и региональных организаций

- Сотрудничество между Марокко и Азербайджаном получило положительную динамику после исторического визита в Марокко в 1994 году общенационального лидера азербайджанского народа Гейдара Алиева и его встречи с покойным ныне королем Хасаном II в рамках саммита ОИК (в 2011 году переименована в ОИС - Организацию исламского сотрудничества, - Ред. Касабланке. В результате, впервые в истории саммитов ОИК, была принята политическая резолюция по армяно-азербайджанскому конфликту. С тех пор вопрос армяно-азербайджанского конфликта регулярно включался в список проблем, обсуждаемых в рамках ООН и ОИС.

Присутствие в Марокко штаб-квартиры ISESCO - аффилированной с ОИС организацией, дает азербайджанским должностным лицам еще одну возможность встречаться со своими марокканскими коллегами в Рабате.

Но что делает двустороннее сотрудничество легким, плавным и взаимовыгодным, так это сближение взглядов по многим ключевым приоритетным вопросам: территориальная целостность и отказ от сепаратизма, поощрение религиозной терпимости, мультикультурализма и т.д. Таким образом, оценивая в целом связи между Азербайджаном и Марокко в различных сферах и организациях, могу сказать, что нам удалось создать синергию сотрудничества.

- Марокко - один из активных членов Движения неприсоединения. Как вы оцениваете председательство Азербайджана в ДН и последние инициативы Баку в этом движении?

- Рабат изначально очень активно поддерживал кандидатуру Баку на пост председателя Движения неприсоединения (ДН). Несмотря на то, что этот мандат по времени совпал с COVID-19, Азербайджан сыграл весьма активную роль в консолидации усилий государств - членов ДН в борьбе с пандемией и укреплении их солидарности. В знак высокой оценки и признательности, пребывание Азербайджана во главе ДН было продлено до 2023 года.

За время руководства Движением Азербайджан выдвинул много инициатив, таких как первый онлайн-саммит ДН в мае 2020 года, призыв к проведению специальной сессии Генеральной Ассамблеи ООН, в ответ на COVID-19, а также последняя из серии мероприятий - Бакинская конференция Парламентской сети Движения неприсоединения и Молодежная сеть Движения. Поэтому Марокко оказывает большую поддержку и активно участвует во всех инициативах, выдвинутых Азербайджаном в рамках ДН.

- На бакинской конференции «Роль африканского континента в оценке Движения неприсоединения» Вы отметили необходимость того, чтобы в Азербайджане было представлено больше африканских стран. Почему? Что это может дать Азербайджану?

- В Африке 54 страны, что означает 54 потенциальных партнера. 37 из них имеют аккредитованные в Азербайджане посольства, из которых только 5 с резиденцией в Баку. Ваша страна сильно изменилась за последние несколько лет. Сегодня это открытая и экономически динамичная нация, полная потенциала и стремящаяся расширять и диверсифицировать свои внешние отношения. Именно поэтому я сказал, что Африка недостаточно представлена здесь.

Африканский континент сегодня является резервуаром роста для мировой экономики и сильным союзником для своих международных партнеров. Благодаря богатству человеческого капитала и природных ресурсов континента, его будущему взаимосвязанному рынку в рамках Африканской континентальной зоны свободной торговли (ZLECA) и его темпам экономического роста, составляющим 6%, Африка может столкнуться с кризисами и укрепить свой суверенитет в таких стратегических секторах, как здравоохранение, продовольственная безопасность, энергетика и инфраструктура.

Под руководством Его Величества короля Мухаммеда VI, который твердо верит в будущее Африки, Марокко обратило сотрудничество Юг-Юг и трехстороннее сотрудничество в приоритет своей внешней политики в целях обеспечения развития и решения задач, стоящих перед африканским континентом. Это включает осуществление Королевством мегапроектов, направленных на развитие человеческого потенциала, обеспечение суверенитета в области здравоохранения, энергетической и продовольственной безопасности в Африке, а также усилия Марокко по содействию стабильности и миру и борьбе с терроризмом.

В результате Марокко стало первым африканским инвестором на континенте и шестым по величине африканским инвестором в мире с многосекторальными инвестициями от банков и страхования до недвижимости и от промышленности до телекоммуникаций и услуг. Марокканские компании присутствуют более чем в 35 африканских странах.

Поэтому мы надеемся увидеть в Баку и другие африканские посольства.

Тем временем, в соответствии с традицией Марокко оказывать помощь братским африканским странам, наше посольство предлагает свою помощь нерезидентным посольствам африканских стран, когда они посещают Азербайджан.

- Будут ли компании из Марокко участвовать в восстановлении освобожденных территорий Азербайджана?

- Посольство приняло участие во всех визитах, организованных азербайджанскими властями на эти территории, и лично мне довелось посетить некоторые из этих регионов. Это было душераздирающе зрелище - некогда густонаселенные и оживленные города превратились в руины. Нас впечатлила масштабная работа, проводимая в области восстановления инфраструктуры освобожденного региона.

Марокко готова поделиться своим опытом и помочь восстановить освобожденные земли. Рабат, имеет хороший опыт в ряде сфер, имеющих отношение к этой ситуации, таких как умные и зеленые города, управление водными ресурсами, умное сельское хозяйство, возобновляемые источники энергии и т.д. Я уверен, что марокканские компании проявят свою заинтересованность, как только будут объявлены соответствующие тендеры.

- Как развиваются межгосударственные отношения в сфере экономики?

- Объем наших экономических и торговых отношений не отражает превосходного уровня наших политических отношений. Мы инициировали ряд шагов по увеличению торговли между нашими странами. Однако пандемия значительно ограничила мировую торговлю. К сожалению, коммерческие сделки между Марокко и Азербайджаном не являются исключением.

Я считаю, что экономическое взаимодействие между странами должно основываться на духе взаимодополняемости, партнерства и доверия. Со времени обретения независимости Марокко проводило политику экономического либерализма, направленную на обеспечение большей экономической интеграции с мировой экономикой и получение доступа к иностранным рынкам на основе соглашений о свободной торговле (ССТ). Поэтому Марокко подписало 55 ССТ с такими странами, как Соединенные Штаты, Европейский союз, АЕFE, Турция, и заключило преференциальные соглашения с 23 другими странами, которые предоставили марокканским компаниям беспошлинный доступ практически к миллиарду потребителей.

Кроме того, в Марокко проводятся крупнейшие в Африке международные выставки и торговые ярмарки. Азербайджанские компании поощряются к участию в мероприятиях, которые представляют собой уникальную платформу для экспорта не только в Марокко, но и во многие африканские страны.

- Какие сферы экономики вы считаете наиболее перспективными с точки зрения двустороннего сотрудничества?

- В течение последних двух десятилетий Марокко успешно позиционирует себя в различных глобальных производственно-сбытовых цепочках и постепенно смещается в сторону таких дорогостоящих отраслей, как автомобильная, аэрокосмическая, фармацевтическая, агропродовольственная, текстильная и аутсорсинговая промышленность. Марокканская продукция пользуется хорошей репутацией за рубежом и очень конкурентоспособна как по качеству, так и по цене. Автомобильные запчасти, продукты питания, рыба и морепродукты, оливковое и аргановое масла, фармацевтические и косметические продукты, а также текстиль и одежда являются хорошими примерами. В частности, одежда, произведенная в Марокко, в последние годы поставляется и в Азербайджан. К примеру, вы можете пойти в Гянджлик молл или другой торговый центр в Баку, зайти в такие магазины,  как Mango, Zara или MassimoDutti и вы убедитесь в том, что большинство из одежды этих брендов произведено в Марокко.    

Вместе с тем, сектором номер один марокканского экспорта на сегодня является автомобильный с ежегодным оборотом превышающем $9 млрд. Автомобильные комплектующие и запасные части также в последние годы начали экспортироваться в Азербайджан. Также марокканская пищевая и швейная промышленность очень конкурентоспособна во всем мире.

Кроме этого, Марокко является лидером в Африке в фармацевтической промышленности. Его Величество король Мохаммед VI открыл в начале этого года крупнейший в Африке завод по производству вакцин, что способно вывести Королевство в топ-3 мировых поставщиков вакцин.

Возобновляемые источники энергии (ВИЭ) могут помочь странам повысить устойчивость к колебаниям цен, снизить затраты на энергию и бороться с изменением климата. Марокко разработало проекты использования ВИЭ, такие как крупномасштабные ветряные электростанции и крупнейший в мире солнечный комплекс Нуор-Уарзазат. ВИЭ, производимые в Марокко, сегодня обеспечивают почти 40% энергетических потребностей страны и, как ожидается, превысят 50% к 2030 году.

Экономические модели Азербайджана и Марокко отличаются и поэтому дополняют друг друга. В настоящее время в различных регионах Марокко разведка нефти и газа проводится многочисленными иностранными компаниями. Азербайджанский бизнес, особенно SOCAR, может быть заинтересован не только в перспективах энергетического сектора, но и в благоприятной деловой среде Марокко и стимулирующих бизнес мерах. Взамен Королевство может извлечь выгоду из обширного опыта SOCAR в этой области.

Еще одним инвестиционным предприятием, которое может быть очень прибыльным для Азербайджана, является проект газопровода Нигерия-Марокко протяженностью 6000 км, недавно начавшийся реализовываться усилиями двух стран. Этот проект пройдет через одиннадцать других африканских государств, и если Азербайджан решит принять участие в проекте, то Баку получит прочную опору во всех этих странах.

- Насколько развиты отношения между нашими странами в таких сферах, как культура, образование и туризм?

- Будучи разнообразной в культурном отношении нацией, где арабский, амазигский, африканский, сахарский, андалусский, иудейский и средиземноморский компоненты сходятся на протяжении последних двенадцати веков, Марокко придает большое значение сохранению этого разнообразия, которое составляет предмет его национальной самобытности и гордости. Это культурное богатство отражается в архитектуре, языках, кухне, моде и искусстве.

Марокко и Азербайджан разделяют одинаковые ценности, такие как открытость, религиозная терпимость, поощрение межкультурного и межконфессионального диалога и уважение различий.

В целях развития двустороннего сотрудничества в этой области в 2020 году был подписан Меморандум о взаимопонимании между Национальным музейным фондом Марокко и Азербайджанским национальным музеем ковра.

Марокко также является местом проведения многих всемирно известных фестивалей, таких как музыкальный фестиваль Mawazine, Международный кинофестиваль в Марракеше, Essaouira International Gnawa Festival, Jazzablanca и Всемирной фестиваль сакральной музыки в Фесе, в которых часто выступают и азербайджанские музыкальные группы.

Туризм, являющийся катализатором развития человеческого потенциала и социально-экономического развития, остается одним из ключевых секторов экономики Марокко. До пандемии страна принимала около 12 млн туристов в год. Как и Азербайджан, Марокко запустило «электронную визу» в начале этого месяца, чтобы упростить процедуры выдачи виз для иностранцев, желающих посетить Королевство.

Важность культурных отношений находит отражение в деятельности нашего посольства. Многие культурные мероприятия организуются для того, чтобы сблизить наши народы и подчеркнуть многочисленные общие черты.

- Вы работаете в Азербайджане уже около пяти с половиной лет. Каковы ваши впечатления о нашей стране?

- Мои впечатления с самого начала были очень позитивными, так как я открыл для себя целую страну, о которой раньше почти ничего не знал. До приезда в Азербайджан, я много путешествовал по миру, побывал в различных государствах, и потому могу сравнивать вашу страну с другими.

 

Во-первых, следует отметить, что Баку - один из самых безопасных городов мира. Моя дочь периодически приезжает ко мне из Франции, где учится, и она может в любое время дня и ночи гулять по Баку без каких-либо проблем.

Во-вторых, Баку - очень чистый город. Конечно, я очень уважаю тех женщин-уборщиц, что каждое утро чистят улицы Баку, их роль в чистоте вашей столицы очень велика, но важнейшая роль все же принадлежит жителям города, которые не позволяют себе мусорить на улицах Баку. То есть, азербайджанцы – сам по себе чистый и аккуратный народ. Это видно не только по чистым улицам, но и по тому, как они одеваются, по их одежде.

В-третьих, эффективная политика по борьбе с коррупцией, проводимая вашим правительством. Вы знаете, коррупция существует везде. Нет ни одной страны в мире, где не было бы коррупции. Но для борьбы с ней необходима политическая воля и сильный лидер, чтобы обуздать и победить ее. Своевременное создание в Азербайджане такой структуры как ASAN Xidmət, насколько мне известно, это детище самого Президента республики, внесло большой вклад в усиление прозрачности и борьбу с коррупцией.

Кроме этого, бизнесструктуры в последнее время полностью стали проводить все свои операции по купле-продаже через кассовые аппараты, что предотвращает уклонение от налогов и соответственно способствовало резкому увеличению сбора налогов.

В целом, должен отметить, что за 5,5 лет пребывания в Азербайджане, я лично могу наблюдать эволюцию в вашей стране, и не только в сфере борьбы с коррупцией, но и в других областях.

К примеру, реализация инфраструктурных проектов, строительство новых дорог.

Безусловно, ничто не происходит одномоментно, но постепенно. Я понимаю, что теперь большие усилия официального Баку будут сосредоточены на восстановлении освобожденных земель. Разумеется, в первую очередь там необходимо провести работы по разминированию, на что уйдет много времени, средств и усилий. Но когда закончится очистка этих районов от мин и неразорвавшихся боеприпасов, начнется восстановление данных земель. Конечно, не хочу показаться циничным, но тот факт, что некоторые из освобожденных городов были полностью разрушены, фактически сравнены с землей, возможно, облегчит строителям работы по возведению данных городов с нуля, а не их восстановлению. К примеру, в таком случае архитекторы могут свободно создавать совершенно новый дизайн улиц, площадей, зданий и всего прочего. Такая свобода деятельности позволяет творить совершенно новые, современные города – умные, зеленые. В то же время, когда надо восстановить город, где сохраняются хотя бы частично старые здания и узкие улицы, это сделать намного сложнее, так как необходимо придерживаться старого облика города.      

- За эти годы посещали ли вы регионы Азербайджана?

- Естественно. Я побывал практически во всех регионах вашей страны. К примеру, я успел посетить Шеки, Габалу, Губу, Астару, Лянкаран. Гяджу, Нахчыван и другие города. Также я посещал и освобожденные земли. В частности, дважды побывал в городе Шуша. В ходе посещений освобожденных территорий я был особенно впечатлен быстрыми темпами, которыми был построен аэропорт в Физули. Также меня впечатлила и высокая скорость прокладывания дорог на освобожденных землях.

Видя разрушения на освобожденных землях, я еще раз убедился в том, насколько важен мир в регионе. Уверен, что вы достаточно быстро восстановите освобожденные районы. Но намного сложнее будет восстановить мир, стабильный и предсказуемый, такой, каким он был до начала армяно-азербайджанского конфликта.

Однако я оптимист и верю, что со временем и это станет возможным.  

- Благодарим за беседу!

 

Роман ТЕМНИКОВ

Бакинский рабочий.-2022.- 30 июля.- С.5.