Режиссура - это терпение

 

Первый постановочный опыт Микаила Алиева

 

В минувшую пятницу на площадке YARAT прошла премьера спектакля Микаила Алиева «Любовь» по одноименной пьесе Людмилы Петрушевской. Это первый постановочный опыт выпускника актерского факультета Московского театрального института им.

 

Б.Щукина. И, судя по всему, эта практика режиссерского мастерства будет иметь продолжение. Репетиции, с небольшими перерывами, шли четыре месяца. В проекте были заняты актеры ТЮЗа - Микаил Алиев в качестве режиссера-постановщика, Бахруз Алиев в роли героя по имени Толя и актрисы Русского драматического театра - Сабина Мамедова (магистрант 1-го курса Азербайджанского государственного университета культуры и искусств, факультет «Актер музыкального театра») в роли Светы и Марьям Адыгезалова в роли ее Мамы.

 

История двух молодых влюбленных, написанная драматургом Л.Петрушевской еще в 1974 году, оказалась вполне реалистичной и созвучной сегодняшнему дню, несмотря на почти полувековой разрыв во времени.

 

Коротко о сюжете: Толя и Света, официально закрепив свои отношения в ЗАГСе, приезжают в малогабаритную квартиру, которая принадлежит Светиной маме. Но вместо счастливого медового месяца начинаются «разборки», которые устраивает Света. Она припоминает Толе «все грехи его юности»: и случившиеся, и даже не случившиеся. В какой-то момент кажется, что только что зарегистрированный брак рухнет и они действительно побегут разводиться. Но! Как только на территории пикировки на тему «ты меня не любишь!» появляется третий персонаж по имени Мама, персонаж, ставший для них общей угрозой и заставивший их объединиться, как все в их отношениях меняется. Они покидают квартиру и уходят в ночь. Уходят вместе. Уходят в жизнь под реплику Мамы: «Вот и началось житье!»

 

Сюжет прост и актуален. Проблема человеческого доверия не перестала быть явлением дефицитным. Наоборот. Для людей XXI века она стала еще более острой и более актуальной.

 

Не дождавшись Бахруза Алиева (исполнитель роли Толи), беседую с режиссером Микаилом Алиевым и начинающей актрисой Сабиной Мамедовой.

 

Вопросы Микаилу:

 

- Я знаю тебя все твое детство. Знаю твоих родителей. И когда ты поступил в московский вуз на актерский факультет, на курс к мастеру Борисову, это выглядело как логическое продолжение того дела, которому посвятили себя твои родители. Но вот ты вернулся в Баку, вернулся в театр, в котором рос и которому служили твои родители. Вернулся и, в соответствии с полученной профессиональной подготовкой, занял место актера в ТЮЗе. Что же побудило тебя на режиссерское экспериментирование: стремление постичь суть и смысл пространства и другой профессии?

 

- И это тоже.

 

- А что еще?

 

- Несогласие с той режиссурой, результаты которой вижу в наших театрах.

 

- А именно?

 

- Подмена содержания формой, приблизительность в трактовке образов и содержания пьесы, небрежно-условная работа с актером. Говорю о ситуациях, когда режиссеры не умеют донести до актера его задачу в контексте действия через понятие, ЧТО он (актер) делает в каждом конкретном случае и почему. Им проще это «ЧТО» заменить на «КАК». Проще говоря, вместо того чтобы поставить перед актером задачу, объяснив словами, почему именно так, а не иначе ведет себя персонаж, а по сути - выявив мотивы поведения персонажа в структуре причин и следствий происходящего действия, режиссер показывает актерам, КАК те должны играть. Это недопустимо. По многим причинам. Основная - она лишает актера возможности творить в рамках поставленной задачи, подменяя творческую фантазию закрепленной ими формой. Собственной формой. А на встречный вопрос: «Почему?», - отвечают: «Я так вижу!» И все. Поэтому у нас в основном ставятся спектакли на тему «ни о чем».

 

- Ты решил, что твой первый опыт режиссуры сможет продемонстрировать театральному сообществу Азербайджана, как должен вести себя режиссер, и повлияет на общую ситуацию?

 

- Ни в коем случае! Я не на столько самонадеян. Все гораздо проще. Просто в какой-то момент я понял, что оказался перед выбором: быть мне или нет в искусстве под названием Театр. Решение пробовать свои силы в режиссуре не было спонтанным. Оно было сформировано обстоятельствами и желанием «посмотреть» на Театр с позиции расширения профессионального взгляда, но уже практическим методом.

 

- После премьеры у тебя появилось ощущение, что ты уже можешь себя называть режиссером-постановщиком?

 

- Но только на уровне практического понимания отдельных моментов в большом и сложном процессе совместного с актерами творчества.

 

- Чему конкретно ты научился?

 

- Я не рискну утверждать, что обретенный опыт работы с актерами, звукорежиссерами и осветителями могу рассматривать как окончательный. Нет. Это процесс, к которому я всего лишь прикоснулся!

 

- Что же было самым сложным поначалу в этом процессе соприкосновения со столь объемным понятием «постановщик»?

 

- О! Воспитание своих чувств и работа по взаимодействию с актерами. Я понял, что режиссура - это помимо всего еще и терпение.

 

- То есть?

 

- Я учился отстраняться от себя, Микаила, как человека: взрывного, инфантильного, нетерпеливого; от Микаила-актера, потому что Микаил-актер слишком эмоционален. Я учился прятать свои эмоции, оставаясь сдержанным, чтобы быть понятным актерам. Сто раз извинялся перед ними, когда лез на сцену и пытался показывать - «КАК» хотелось бы, чтобы было подано, если не находил нужных слов для объяснения. Вот тут и началась работа над формированием качеств постановщика! В процессе преодоления в себе взрывного и эмоционально подвижного человека многое понял, многое сумел преодолеть, но есть еще над чем работать.

 

- Почему и как твой выбор остановился на пьесе Л.Петрушевской «Любовь»?

 

- Мне посоветовал вспомнить об этой пьесе мой старший коллега, ныне главный режиссер Мингячевирского театра Вюсал Мехралиев. Я прочел - и пьеса меня «зацепила». Здесь четко прописаны драматургом и предлагаемые обстоятельства, и событийный ряд, и характеры всех персонажей. Мы вместе искали и вместе находили линию действия персонажей, определяли, что они делают, как делают и почему; искали все те приметы сегодняшней нашей жизни, которые роднят исполнителей трех ролей с героями первой половины 70-х годов ХХ века. Оказалось, что мы, сегодняшние, мало чем отличаемся от людей, живших без малого полвека назад. Это коллективное исследование помогло и нам самим лучше понять друг друга и самих себя.

 

- О чем же твоя история, предложенная драматургом Петрушевской?

 

- Она о том же, что и у нее: о любви, без которой человек не может жить, быть и оставаться человеком. А для того, чтобы это чувство жило в нас и продлевало нашу жизнь, надо, чтобы мы доверяли друг другу, не испытывая страха быть преданными, не подозревая, что эти чувства могут быть ненастоящими. И так далее, и так далее… Героиня Сабины Мамедовой по имени Света фактически устраивает пытку Толику, пытку подозрениями и недоверием.

 

- Тогда вопрос Сабине. Оправдываешь ли ты как актриса действия Светы, которая устраивает этот по сути допрос с пристрастием человеку, с которым только что сочеталась браком?

 

- Да. Но я не стала бы это называть допросом. Это всего лишь женские провокации. Ей, как и любой нормальной и любящей девушке, хочется, чтобы ее любили, но не где-то там, в глубине души, а здесь и сейчас. И еще чтобы и говорили об этом. Но Толя не сказал ей об этом ни разу! По сути, он не оставил ей выбора…

 

- Что сделала бы ты, оказавшись в такой ситуации?

 

- Я? Хм… Я не стала бы выяснять и разговаривать. Просто бы ушла, не выясняя.

 

- Даже если бы сильно любила?

 

- Даже если бы сильно любила.

 

- Что тебе как актрисе дали эти четыре месяца репетиций с Микаилом?

 

- Я за это время получила практический опыт осваивания навыков работы актера в системе Станиславского. Поэтому я рада и благодарна всем, с кем мне повезло оказаться рядом: и Мике, и Бахрузу, и Марьям ханым. Нам было комфортно и интересно вместе. Для меня это важный опыт обретения профессии с таким ее подробным исследованием, который я получила от своих партнеров. В особенности - от Микаила.

 

- Микаил, а что сказали по поводу вашей работы над этим спектаклем ваши коллеги-сверстники?

 

- Мои однокурсники, актеры Академического русского драматического театра Руслан Павлов и Абдулла Исмайлов сказали очень важные для меня слова: они отметили, что видели на сцене живых людей, с живыми чувствами и эмоциями. Для меня это очень важно.

 

- А что сказали твои коллеги, Сабина?

 

- Поздравили с хорошей работой. Но конкретный разговор и предельно честный еще впереди, через неделю. Мне приятно, что пришли мои коллеги из театра. И директор театра тоже был. Он нас всех поздравил. Это очень приятно.

 

- Ребята, я хочу тоже вас поздравить: с первым самостоятельным практическим опытом, с началом пути, по которому, я уверена, вы пойдете и дальше. Вы выбрали путь, который требует напряженного и жертвенного труда, а еще - ежедневного обучения и постижения профессии. Смысл ваших профессий - в постоянном совершенствовании самого себя. Я желаю вам той бесконечной любви к выбранным театральным профессиям, которая будет придавать смысл вашей жизни, наполняя ее творчеством.

 

Микаил: - А мы с Сабиной хотели бы поблагодарить всех людей, кто протянул нам руку помощи в эти четыре месяца репетиций. Прежде всего - директора ТЮЗа Наиду Исмаилзаде, директора Русского драмтеатра Адалета Гаджиева, которые предоставляли нам площадки для репетиций. Особая благодарность Ульвие Ахундовой - руководителю Департамента общественных программ Пространства современного искусства YARAT. Благодаря ее помощи и поддержке состоялся премьерный показ нашего спектакля.

 

Сабина: - Добавлю, если можно: работать на площадке YARAT нам было очень комфортно.

 

Микаил: - Я поддерживаю Сабину. Комфортно нам было во всех отношениях, учитывая и фактор человеческого взаимодействия. Огромная благодарность всем, кто нас поддерживал и верил в нас.

 

Вопрос к Микаилу:  - Запланированы ли еще показы вашего спектакля под названием «Любовь»? Или четырехмесячные усилия останутся в прошлом, как красивое воспоминание о взаимном творческом сотрудничестве?

 

- К сожалению, в городе нет официальных площадок для общественных просмотров экспериментальных театральных работ, кроме пространства YARAT, и хотя там нет театрального света, но есть творческое взаимопонимание. Существует, конечно, Союз театральных деятелей Азербайджана, где есть и театральный свет, и экспериментальная сцена, но мы еще в союз не обращались.

 

- Удачи вам, ребята.

 

Валентина РЕЗНИКОВА

 

Бакинский рабочий.-2022.- 8 июня.- С.7.