Мертвецы, вкусившие жизнь

 

Драматизм, сатирически оживляющий самые острые проблемы общества

 

На сцене Азербайджанского государственного академического национального драматического театра прошел очередной показ спектакля по пьесе известного азербайджанского писателя Джамедгулузаде «Мертвецы» (Ölülər).

 

Яркость сюжета, обусловленная органичным сочетанием драматических, комических, лирических и трагических элементов, придает высокую художественную ценность пьесе Джамедгулузаде. Разрешение задуманного конфликта в идее пьесы определяет жанровая специфика произведения. 

 

Все действо в спектакле, поставленным главным режиссером театра, народным артистом Азер-Паша Нейматовым, сопровождает музыка выдающегося композитора, народного артиста Г.Гараева. 

 

Образ Шейха Насруллаха воплотил народный артист Нураддин Мехдиханлы, роль Искендера сыграл заслуженный артист Анар Гейбатов. Также в спектауле были задействованы: народные артисты Лалазар Мустафаева (Кербалай Фатма), Рафиг Азимов (Мешади Орудж), Казым Абдуллаев (Гаджи Гасан), Гаджи Исмаилов, Сабир Мамедов, Али Нур, заслуженные артисты Аслан Ширин, Эльшан Рустамов, Эльхан Гулиев, Мазахир Джалилов, Казым Гасангулиев, Мирза Агабейли, Матлаб Абдуллаев, актеры Эльчин Эфенди, Рамин Шихалиев, Вюсал Мустафаев, Джанали Джаналиев, Эльнур Гадиров и др.

 

История, представшая глазам зрителя, это история человеческих конфликтов в период социального и культурного прогресса, доказательством которого является понятие индивидуальности, постепенно и неуклонно освобождающейся от окутавших общественность ограничений. Европа легче приняла трансформацию взглядов, нежели наше общество, в котором застой, косность и внутренняя скованность женщин, приводит к отсутствию их восприятия себя как личностей. Хотя, что было с теми, у кого было это понимание, мы видим на примере вдовы Зейнаб из повести Джамедгулузаде «Пропажа осла». 

 

Пьеса «Мертвецы» Джамедгулузаде является одним из ценнейших образцов азербайджанской литературы начала XX века. Автор демонстрирует протест обществу, закостеневшего в своих взглядах и помыслах. Достоинство и честь героев запятнаны их безнравственностью и невежественностью. Одним из главных факторов, выражающих всю пагубность положения, является отсутствие в людях веры в себя и в человека как личность. 

 

Раскрытие темы низкого уровня нравственности, невежественности и безысходности присуще каждому творению видного представителя азербайджанской литературы Джамедгулузаде. Удивительно точны его видение мира, анализ каждого человека и выявления черт, влияющих на ход жизни. Ментальные особенности народов оказывают влияние на процесс развития общества и людей в нем. Деградация общества происходит именно в те времена, когда центром вселенной является не человек, а окружающие его мнения, которые никогда не бывают одинаково положительными или отрицательными. 

 

Итак…

 

Красный занавес распахнулся, открыв сцену. Пред взором зрителей предстала тьма во всем ее пугающем обличье. Сцену осветил прожектор, поочередно направляющий свой яркий свет на группы мужчин, находящихся в разных ее уголках и яро обсуждаюших всколыхнувшее всех недавнее событие. 

 

В неком захолустном городке один из почтенных людей получает письмо из Хорасана. Письмо это от почившего несколько лет тому назад в Хорасане брата. Брат пишет о том, что он воскрес из мертвых и воскресил его некий Шейх Насруллах. В письме отмечено, что Шейх вскоре будет в городе и планирует остаться там на некоторое время. Воскресший брат просит оказать этому человеку все почести. Вести о святом, благочестиво воскрешающем мертвых, разлетелись по всему городку, в котором проживали герои пьесы. Элемент поочередности освещения, который используется в данной интерпретации, отличает спектакль от прежней постановки, раньше первая сцена, подавалась совершенно по-иному. 

 

Постановка отличается от произведения последовательностью событий. К слову, этот прием режиссера является одним из главных элементов, изначально раскрывающих проблему. Зритель становится свидетелем переговоров знатных, уважаемых и образованных людей, проникаясь трагизмом описанных автором событий.

 

Пьеса Джамедгулузаде начинается с действия в доме Гаджи Гасана, который является отцом Искендера, Джалала и Сары. Сцена освещается, пред публикой появляется Джалал и его учитель Мирза Гасан. Крайне встревоженный сомнительными способностями своего ученика педагог просит старшего брата Искендера вразумить младшего, однако сожалеет о своей просьбе, т. к. «пьяница» Искендер ничего дельного не советует. Здесь впервые зритель оказывается наедине с размышлениями главного героя, не нашедшего себе место в погрязшем в невежестве обществе. Достаточно образованный Искендер огорченно произносит: «Все твердили: «Дитя, будь прилежен, учи уроки, станешь ученым!», но ни один из этих балбесов не сказал: «Дитя мое, будь человеком». Эта сцена является связующей нитью последующих событий, отраженных в спектакле». 

 

Особо следует отметить тему образования, которую затрагивает в произведении мастер короткого рассказа. Неуважение к образованным людям проявляется не только во взаимодействиях с главным героем, но и в дальнейших пренебрежительных поступках шейха Насруллы к ученому Мирза Гасану. Трагизм комедии в произведении проистекает из того, что обладатель ума одинок и беспомощен, а невежественные религиозные фанатики, составляющие большинство, довлеют над ним. 

 

Появление на сцене Хадиджи Новрузлу в образе Назлы создает совершенно новую сюжетную линию, ведущую к кульминации. Анар Хейбатов, перевоплотившийся в Искендера, беседует с Назлы о том, как прекрасен мир, которого она лишена. Эта сцена демонстрирует слабость женщин, которые вырастают из таких девочек, как Назлы и, взрослея, оказываются женами, чьи жизни и права целенаправленно загублены системой правил и ограничений. Удивительно, что в трактовке мужчин традиционные постулаты лишают прав только женщин.

 

Сцена чтения письма продемонстрировала публике профессионализм актеров, артистическая техника которых создала связующее звено между исполнителями и зрителями. Узнав о событиях, жена Гаджи Гасана Кербали Фатма, в замечательном исполнении Лалазар Мустафаевой, молится о том, чтобы почтенный гость воскресил ее усопшую дочь Сару. Эта сцена исключает вероятность того, что хоть кто-то из представителей этого общества мыслит благоразумно. Прогрессивные мысли Искендера вызывают негодование отца, который в своем диалоге очерняет образование, так «пагубно» влияющее на людей. Эта сцена невольно переносит сознание просвещенного зрителя в события, описанные в первой русской реалистической пьесе «Горе от ума» А. С. Грибоедова. Столкновение «века нынешнего» и «века минувшего» - именно это противоборство нашло свое отражение в пьесе Джамедгулузаде.

 

Публика с интересом наблюдает и за вращением декораций под волнительное звучание интригующей музыки.

 

Вскоре объявляются и сами «чудотворцы» - Шейх Насрулла и его сподручный Шейх Ахмед. Шейх Насрулла, образ которого необычайно точно воплотил Нуреддин Мехдиханлы, в очередной раз поразил зал, который актер одарил лукавой ухмылкой и взглядом, предвещающим беду. Единственная цель маскарада - краткосрочные браки (сиге). В надежде приобщиться к вечному блаженству, став родственниками святого человека, благочестивые гаджи и мешади поставляют Шейху своих дочерей. Среди жертв Шейха и Назлы, которая обычно появляется на сцене с куклой в руках, но при этом уже является обрученной с 35-летним Мир Багир ага. 

 

Первая часть спектакля завершается актом беззакония по отношению к личности, которая в обществе самодуров и невежд не успела сформировать понимание важности собственного «Я» и была преданна близкими людьми. 

 

Пьеса «Мертвецы» по сей день вызывает самые противоречивые чувства и эмоции. Диалоги героев пронизаны болью, негодованием и горьким юмором, что делает его одним из наиболее читаемых во все времена произведений. 

 

Второй акт начинается со сцены на кладбище, которая становится кульминацией драматического действа. Невиданное умение Шейха воскрешать мертвых так и не было продемонстрировано, т.к. в процессе выявилось, что никто из обывателей города не хочет возвращения родственников. Забавно, что каждый доплатил Шейху за обещанное чудо, а через некоторое время аферисты сбежали и этим разбили все надежды желающих устремиться в райские сады. 

 

Спектакль завершается проникающим в сердца, пророческим монологом Искендера: «В истории вашего бытия эта страница будет написана кровью. Я призову сюда горы и камни, птиц и зверей, луну и звезды, всю вселенную и, показав им этих девочек, спрошу, как назвать вас? И они ответят в один голос: «Мертвецами!» И многие годы ваши потомки будут повторять, поминая вас: «Мертвецы, мертвецы!..»

 

Монолог Искендера сопровождается дымовым эффектом, который гармонично вписывается в синий фон. Обращение главного героя к обществу, которого нет на сцене, было задумано автором в пьесе. После проникновенной речи Искендер устремился к яркому свету, загоревшемуся во тьме. 

 

Одним из интересных поворотов явилось появление актеров, поднявших руки вверх и медленно взмывающих в высь, словно из могил. Это и были живые мертвецы.

 

В интерпретации главного режиссера театра Азер-Паши Нейматова пьеса предстала в новом свете. Звездный актерский состав, интересные, с легкостью сменяющие друг друга декорации, музыкальное сопровождение, дымовые эффекты и драматизм сценического действия безупречно передали суть поставленных в пьесе проблем. Пораженные блестящей игрой зрители долго аплодировали стоя. На их лицах читалась благодарность, а в сердцах таилась тоска.

 

 Фарида АББАСОВА

 

 Бакинский рабочий.-2022.- 14 июня.- С.8.