Великий Устад

 

Мугам - факел, осветивший жизнь ханенде Алибаба Мамедова невероятным содержанием и блеском

 

Несколько дней назад страну облетела печальная весть о кончине выдающегося ханенде, композитора и педагога, кавалера орденов «Шохрат», «Истиглал» и «Шараф», народного артиста Азербайджана Алибаба Мамедова, образ которого последние десятилетия неизменно ассоциировался с азербайджанским мугамом и воспитанием достойной смены для сохранения и пропаганды богатейшего  национального наследия. 

 

Нужно ли говорить, какая это невосполнимая утрата для нашей культуры и искусства мугама, потеря для начинающих ханенде, уже состоявшихся и признанных мастеров этой национальной жемчужины, и всей общественности, почитающей этот вид музыкального искусства.

 

С первых лет творческой деятельности еще в далекие сороковые годы Алибаба Мамедов полюбился поклонникам народной музыки своим мягким и теплым голосом, приятной манерой пения, а также замечательными песнями и теснифами, которые в советское время представлялись как народные. Лишь в период независимости все узнали, что Алибаба муаллим - автор более 100 (!) песен, которые своей мелодичностью и лиризмом, народностью и красотой тут же находили путь к сердцам слушателей, звуча в устах и знаменитых певцов, и начинающих ханенде, и самодеятельных артистов. Без преувеличения можно сказать, что именно песни А.Мамедова раскрыли всю поэтическую глубину и музыку газелей Алиага Вахида, с которым певец поддерживал дружеские отношения. Все эти песни и теснифы в исполнении автора хранятся сегодня в Золотом фонде национального искусства.

 

Едва завершив учебу в музыкальном училище имени А.Зейналлы у легендарного Сейида Шушинского, Алибаба Мамедов начинает свою преподавательскую деятельность в стенах этой же знаменитой школы, подарившей Азербайджану настоящих корифеев музыкального искусства, имена которых олицетворяют классическое искусство и непререкаемый профессиональный авторитет. Будучи еще совсем молодым, Алибаба муаллим примкнул к этой яркой плеяде личностей, каждая из которых являет собой целую эпоху становления и развития всего музыкального искусства. Творчество Алибаба Мамедова - замечательный пример сохранения и развития традиций национальной школы ханенде на протяжении последних десятилетий.

 

Известно, что Бакинская школа мугама взрастила немало замечательных мугаматистов - ханенде и исполнителей-инструменталистов. Меджлисы и концерты, которые устраивались в известных семьях и музыкальных династиях, были известны далеко за пределами Азербайджана. Абшеронские села и сегодня устраивают литературно-музыкальные меджлисы, где может выступить не каждый известный ханенде, потому что многие жители древних бакинских селений прекрасно разбираются в тонкостях мугама и восточных газелях, при необходимости могут исправить ошибки, допущенные в пении певцом и даже освистать его. Поэтому неудивительно, что, родившись в селе Маштага, Алибаба муаллим с ранних лет оказался в плену невероятных по силе  воздействия звуков мугамата. 

 

Разве можно забыть участие патриарха мугамного искусства в проводившихся с 2005 года республиканских телевизионных конкурсах мугама, на которых он возглавлял судейскую коллегию. Наряду с анализом выступления юных мугаматистов А.Мамедов с увлечением делился воспоминаниями об известных личностях и ханенде прошлого века, цитировал потрясающие строки газелей, являя аудитории феноменальную память, аналитический ум, глубокие знания, не ослабевающую с возрастом влюбленность в поэзию и музыку. При этом он не забывал проявлять бескомпромиссность и требовательность к неукоснительному соблюдению канонов мугама и правильному произношению газелей.

 

А.Мамедов - неизменный руководитель авторитетного жюри, его любовь к мугаму настолько сильна и бескомпромиссна, что от всех, даже начинающих, совсем юных ханенде он требовал неукоснительного и точного соблюдения всех правил и мельчайших деталей исполнения этого древнего импровизационного искусства, опирающегося, однако, на четкие каноны и рамки. 

 

Последние годы в связи с проблемами со здоровьем А.Мамедов не принимал участия в конкурсах, но тем не менее был в курсе всех происходящих событий, сохранив в преклонные годы ясность и живость ума, трезвое мышление и интерес к мугаму. Однако смерть дочери, а потом и сына сильно повлияли на внутреннее состояние ханенде, исчерпав его жизненные силы.

 

Разве можно забыть, как после Отечественной войны в Карабахе, в которой героически погиб защитник родины Худаяр Юсифзаде, оставшийся в памяти миллионов исполнением в минуты затишья перед боем теснифа Алибаба Мамедова Vətən yaxşıdır на слова А.Вахида, после чего тесниф с благословения автора был великодушно назван Xudayar təsnifi!

 

И как приятно, что последние годы музыкальное сообщество страны, ученики и коллеги-мугаматисты на всех национальных праздниках и днях рождения патриарха азербайджанского мугама старались подарить ему минуты радости и профессионального удовлетворения, исполняя его незабываемые песни на концертах, посвященных его творчеству. Отечественные телеканалы в рамках различных музыкальных проектов посвящали свои передачи и концерты всенародному любимцу-ханенде. 90-летие Алибаба Мамедова широко отмечалось в Международном центре мугама великолепным концертом молодых мугаматистов и презентацией книги музыковеда Саадат Тахмиразгызы Bizim ustad, посвященной выдающемуся ханенде.

 

Алибаба Мамедов - достойный продолжатель азербайджанской школы ханенде, обладающей глубокими историческими корнями и прекрасными традициями. Его творчество еще более обогатило сокровищницу национальной музыки, а оригинальная манера пения, мелодичный, не похожий ни на какой другой, голос, высокая сценическая культура и верность классическим канонам мугама снискали ему всенародную любовь и уважение.

 

Очень часто на мугамных конкурсах Алибаба муаллим повторял: «Радует, что появились настоящие молодые таланты, и они достойно продолжают наше дело. Мугам нам подарил Бог, и надо очень бережно относиться к этому дару».

 

Государство всегда очень внимательно относилось к деятелям искусства, поэтому не случайно, когда в связи с 85-летним юбилеем Алибаба Мамедова по инициативе президента Фонда Гейдара Алиева, первой леди Азербайджана Мехрибан Алиевой был издан новый музыкальный альбом, посвященный его жизни и творчеству. В сборнике рассказывается о детских и юношеских годах мастера, о его насыщенном и запомнившемся незабываемыми событиями творческом пути. 

 

Сегодня, когда ханенде Алибаба Мамедов покинул нас и ушел в мир иной, мне вспоминается празднование его 80-летия в Специальной музыкальной школе имени Бюль-Бюля, где он преподавал, ровно 12 лет назад и тоже накануне Новруза в одну из «чершенбе ахшамы». Это незабываемое мероприятие запечатлелось в статье «Служитель древнего мугама», опубликованной в одной из столичных газет, которую с некоторыми сокращениями я хочу представить вниманию читателей:

 

«…Приветствуя собравшихся, директор школы, профессор Нигяр Джарулла отметила, что меджлис проводится в первую предпраздничную чершенбе Новруза - «су чершенбеси». Профессор рассказала, как счастливы и благодарны ученики, что в их школе преподает такой корифей мугама.

 

Мероприятие вел непревзойденный мастер слова, тонкий знаток мугама и восточных газелей, исламовед и филолог-востоковед, академик Васим Мамедалиев, блестящее знание восточных языков и феноменальная память которого всегда повергали слушателей в неописуемый восторг, который еще долго оставался в их памяти и сердцах.

 

В начале своего приветствия академик отметил, что легендарная школа имюль-Бюля является первой ступенью высококачественного музыкального образования в нашей стране, своего рода духовной святыней, из стен которой вышла целая плеяда талантливейших пианистов, композиторов, скрипачей, дирижеров  и музыковедов. 

 

В.Мамедалиев справедливо заметил, что искусство мугама, опирающееся на устную традицию, чрезвычайно сложно в преподавании, именно поэтому педагогическая  деятельность в этой школе такого мастера, как Алибаба Мамедов, является большой удачей для учеников школы, для которых живое общение с носителями огромного импровизационного потенциала является замечательной школой мугамата, а также жизненным университетом. 

 

Поздравляя юбиляра с награждением ордена «Истиглал», В.Мамедалиев отметил, что за 70 лет советской власти ни один из ханенде не удостаивался столь высокой правительственной награды, это говорит о неослабном  внимании и заботе, которые проявляют руководители государства к деятелям мугамного искусства, к самому процессу возвращения к национальным духовным ценностям и истокам. Именно благодаря поддержке первой леди, руководителя Фонда Гейдара Алиева Мехрибан Алиевой азербайджанский мугам, опирающийся на устную традицию и имеющий глубочайшие корни, получил международный статус и был включен в Список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО. 

 

Академик, поздравляя юбиляра, отдал дань уважения классическим представителям мугамной традиции - от Сеида Шушинского, Наримана Алиева Алибаба Мамедову.

 

Преподавательский стаж А.Мамедова, подчеркнул ведущий меджлиса, исчисляется почти полувековым периодом при воистину неувядающей творческой деятельности в 60 лет, а написанные им песни и вовсе давно получили статус народных. Искусство преданного служителя древнего мугама, коим является Алибаба Мамедов, В.Мамедалиев назвал гордостью и достоинством азербайджанского народа и национальной музыки. 

 

Вспоминая, с чего начинался его путь в искусстве ханенде, Алибаба муаллим рассказывал: 

 

- У моей матери был очень хороший голос, и я часто слышал дома ее исполнение. Однако семейные заботы и менталитет в отношении женщины не позволили выйти ее таланту за пределы дома. В детские годы, услышав об успехах своего дяди Гюльахмеда Мамедова, я подумал: может быть, он поможет мне реализовать мечту? Однако повзрослев, понял, что человек не должен пользоваться чужой славой, он должен подняться сам.

 

Помню, как часто гостями моего дяди были великие ханенде Джаббар Гарйагдыоглу, Зульфи Адыгезалов, Муталлим Муталлимов. Многое в их разговорах я не понимал, однако мог часами слушать их беседы. Но, повзрослев, я хотел стать нефтяником, и лишь случайность изменила мою судьбу, и я вернулся к своей детской мечте стать ханенде.

 

Однажды, когда мне было 19 лет, я проходил мимо Дома культуры «26 Бакинских комиссаров» и увидел объявление конкурса «Молодые таланты». Я был уверен в своем голосе и способностях, газели Физули знал наизусть. Было довольно трудно выступать перед жюри, которое возглавлял знаменитый Зульфи Адыгезалов. Однако я удачно выступил, и меня взяли внештатным солистом филармонии, где в те годы на сцене блистали такие известные ханенде, как Хан Шушинский, Фатьма Мехралиева, Шовкет Алекперова, Сара Гадимова, Абульфат Алиев, и не так просто было выступать на одной сцене с ними...

 

Для каждого присутствовавшего на мероприятии человека участие в этом, я бы сказала, историческом меджлисе было и радостью, патриотическим и гражданским долгом, и везением, учитывая его уникальность. Мы, поклонники мугама, шли сюда, настроившись на проникновенную музыку и глубокую философию средневековых газелей, на высокодуховное общение с представителями искусства, знающими цену слову и традициям. Личность А.Мамедова и его творческая индивидуальность, как бы широко его не знали все, тем не менее не познана до конца - настолько он безбрежен, глубок и играет огромную роль в мугамном искусстве. И какое счастье, что мы научились ценить выдающихся деятелей уже при их жизни!.. Поэт Джабир Новруз не зря так горячо говорил об этом… Это радует и вселяет оптимизм.

 

Выступавшие гости, среди которых были депутаты парламента, ректоры и преподаватели вузов, музыковеды и исполнители, являющиеся истинными знатоками и ценителями мугама, рассказали о юбиляре и том вкладе, который он внес в копилку многовекового мугамного искусства.

 

…После задушевных, полных любви и пиетета к мастеру мугама выступлений и искренних признаний прозвучали замечательные теснифы и мугамы в исполнении молодых ханенде, а также песни, написанные живым корифеем отечественного мугамного искусства Устадом Алибаба Мамедовым. 

 

Участники меджлиса покидали стены легендарной школы одухотворенные и просветленные…»

 

 Афет ИСЛАМ

 

Бакинский рабочий.-2022.- 4 марта.- С.5.